Классические и современные средства поликультурного воспитания в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 09.08.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ветчанинова, Е. Ю. Классические и современные средства поликультурного воспитания в школе / Е. Ю. Ветчанинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73070/ (дата обращения: 22.09.2020).



Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурное образование, народ, культура, межнациональное общение, социальная сеть.

Россия — многонациональное государство. В нём проживает около 150 миллионов человек — представителей разных культур и религиозных конфессий. Самой многочисленной нацией (более 80 %) в Российской Федерации являются русские [1, с.12]. Кроме них, в стране живут татары, башкиры, удмурты, евреи и др., а также малочисленные народы — ненцы, ханты, чукчи и другие.

Каждому народу свойственно особым образом думать, размышлять, иметь ценности и целевые ориентиры. Особенности могут проявляться в языке, нормах поведения, принадлежности к той или иной религии и т. п. Относительно этого явления очень актуальна организация поликультурного воспитания и образования в нашей стране. В каждом человеке закладываются основы культуры, и это не только знания, но и отношения, модель поведения. Находясь в поликультурном мире, человек приобретает такое качество как поликультурность.

Понятие «поликультурное образование» относительно новое и применяется для обозначения многокультурного образования. Первые концепции мультикультурного образования появились в середине 70 — х годов 20 века и связаны с именем Дж. Бэнкса. Тогда же появилось достаточно большое количество научных и практических рекомендаций в этой области. В современной России ученые обобщили идеи мультикультурализма в Концепции поликультурного образования. Материал Концепции позволяет современной образовательной организации определить целевые ориентиры в условиях многонациональности.

Поликультурное образование выступает против дискриминации участников образовательного процесса [2, с. 14]. Школа не только может, но и должна открыто обсуждать проблемы расизма с учащимися. Такой подход позволяет противостоять негативному явлению в стенах учебного заведения и в обществе.

Результат поликультурного образования — конкретный уровень поликультурной образованности обучающихся школы. Он складывается из суммы знаний о прошлом и настоящем своего народа. Это события, даты и люди, сделавшие историю своей страны; это произведения искусства (картины, фильмы, скульптура, музыка, кино и т. п.), а также стихи, романы и другие литературные произведения. Поликультурность будет реальностью в случае, если образовательная организация создаст условия для изучения национальных особенностей (события, национальные герои, язык и др.) тех народов, представители которых вместе обучаются в общеобразовательном учреждении.

В нашем обществе существуют национальные стереотипы. Негативные стереотипы порождают дискриминацию. Возникновение неверных представлений о менталитете того или иного народа можно избежать путём правильной организации поликультурного образования.

Ученые, изучающие проблемы поликультурного воспитания, утверждают, что личность не может быть поликультурной, если воспитывается за рамками национальной культуры. Спецификой поликультурного воспитания является учет национальных особенностей.

Поликультурное воспитание в современной российской школе начинается с грамотной организации многонациональной и поликультурной среды в образовательном учреждении. Осуществлять работу в этом направлении можно через

а) учебный процесс — в первую очередь, это такие учебные дисциплины как обществознание, история, литература, иностранные языки;

б) воспитательную работу — этому способствует беседы, диспуты, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов;

в) внеурочную деятельность — это работа общественных объединений в школе, деятельность кружков, проектная деятельность, общественная деятельность.

Среди задач поликультурного воспитания школьников:

– углубление знаний о культуре своего народа;

– расширение представлений о поликультурности мира и связях в нём;

– формирование культуры общения и поведения с представителями других культур, с людьми другой национальности;

– воспитание толерантного отношения к различиям в языке, обычаях, одежде и т. п.;

– помочь осознать значимость культурного многообразия для личностного развития [4, с. 279].

Русское, национальное (нерусское) и общечеловеческое — составляющие поликультурного воспитания.

В процессе реализации содержания данного направления воспитания проявляются такие качества и свойства личности как этническая идентичность, толерантность, культура межнационального общения, этническая социализация [3, с. 200].

Среди показателей поликультурной воспитанности такие действия школьников как

– проявляет готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и народа;

– осознаёт необходимость установления согласия и взаимопонимания между конкретными представителями разных национальностей;

– реализует принцип уважения по отношению к другим народам, культурам;

– понимает, что между нациями должна быть солидарность и сотрудничество с выгодой для той и другой стороны;

– ведёт общение в многонациональной группе;

– понимает, что в отношении этносообществ или национальных групп есть определенные обязанности.

На развитие подрастающего поколения особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, влияние окружающей среды, социума. От правильно подобранных средств воспитания зависит их будущее, жизнь, социализация в обществе.

Организуя поликультурное воспитание, руководитель детского коллектива всегда задумывается о правильности выбора формы работы. Он должен помнить, что каждая форма содержит в себе обязательные составляющие: информацию, переживания, действия. Информация — это те новые знания, которые получают воспитанники. Переживания — это эмоции и чувства, которые проявляются при восприятии информации, даётся оценка происходящему, демонстрируется отношение. Действия — это деятельность, в которую они включаются, взаимодействуя друг с другом, с педагогом. Очень важно, чтобы члены детского коллектива узнавали новое, переживали, действовали. Гарантией правильности выбора является воспитанность педагога, его личностная и профессиональная культура.

Многолетняя практика воспитания отобрала определенный комплекс форм воспитания, которые несмотря на экономический кризис, социальные и политические проблемы в мире, сохранила свой воспитательный потенциал.

Среди форм поликультурного воспитания беседа, ролевая игра, акция, праздник и др.

Форма воспитания есть лишь внешнее очертание воспитательной деятельности. Методами воспитания, т. е. способами реализации задач поликультурного воспитания являются внушение, беседа, рассказ, пример, поручение, поощрение и др.

Более точному воздействию способствует применение приёмов воспитания. Признанные приёмы воспитания в этом направлении: совет, просьба, одобрение, авансирование личности и др.

К средствам поликультурного воспитания можно отнести устное народное творчество, общение с представителями разных национальностей, блюда национальной кухни, живопись, музыку, мультфильмы, художественные и документальные фильмы, мультимедийные технологии и др.

Руководитель постоянно находится в поиске оптимальных средств воздействия, таких средств, которые помогли бы педагогически грамотно организовать жизнедеятельность детского общественного объединения. Это происходит не потому, что средства воспитания отсутствуют или они скудны, а потому, что должны быть адекватны решаемым задачам. В современной ситуации воспитания педагоги склоняются к разумному использованию Интернета.

В настоящее время Интернет очень распространён и динамично развивается. Современные школьники массово вовлечены в информационную сеть. Такая их активность может быть реализована и в интернет-пространстве.

Одним из современных средств поликультурного воспитания является проектная деятельность с использованием Интернета. Ярким примером является интернет-проект, созданный и реализуемый в сети Интернет — блог. Блог — в переводе с английского blog , от web — log — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник). Блогер — это человек, который ведёт блог. Текст, изображения, мультимедиа регулярно добавляются и обновляются. С помощью блога можно поддерживать связь с теми, с кем общаться, непосредственно, ты не можешь. Чтение блогов может быть с целью получения информации, развлечения, узнать реакцию людей на те или иные действия, события, а, также, с целью приобщения к событиям городского или мирового масштаба, стать причастным к решению проблем конкретного, даже незнакомого человека.

Сегодня несложно обучиться искусству создания и ведения видеоблогов. В открытом доступе Интернет-пространства находятся обучающие видеоуроки (например, «Как создать видеоканал на YOUTUBE» https://www.youtube.com/watch?v=OaPOh1kOe0M).

Основные шаги по созданию видеоблога:

  1. Выбор аудитории. Создатели видеоблога должны понимать, для кого они это создают. Это влияет на выбор стиля общения и формат сообщения.
  2. Определение формата блога. Это будет интервью с …, а может мастер-класс. Или что-то другое.
  3. Составление контентного плана. Определить частоту публикации, выбрать заголовки, написать сценарии и т. п.
  4. Распределение ролей между создателями. Кто будет снимать, отбирать содержание, монтировать и др.
  5. Выбор места, где будет проходить сама съёмка и необходимого оборудования.
  6. Создание учетной записи на видеохостинге.

Итак, в социальной сети «ВКонтакте» создается официальное сообщество, например, «Добрые соседи». Администратором группы может выступить классный руководитель, педагог — организатор. Участниками сообщества являются учащиеся конкретного класса, или школы.

Принимается решение 1 раз в неделю в сообществе публиковать видео, связанное с деятельностью сообщества (направление поликультурное воспитание). Все участники группы имеют возможность комментировать видео и задавать вопросы, которые их интересуют. Право отвечать на вопросы есть у администратора и участников сообщества. Помимо видео, в сообществе можно публиковать интересные факты, связанные с темой видеоматериала. Участники могут делиться любой записью из группы на своей странице в социальной сети ВКонтакте.

Работу можно начать с характеристики одной из этнических групп, например, русские. Для этого определяем составляющие характеристики: название, географическое расположение; устное народное творчество (сказки, поговорки, пословицы); хореография; народные традиции (бытовые, семейные); кухня; обряды (род и ны, свадьба, похороны); народные праздники; архитектурные сооружения (жилища, подворья); народный костюм; декоративно-прикладное искусство.

Особый интерес вызывает материал о традициях русского народа. Например, русские всегда почитали домового. Так, 10 февраля — День домового. Кто это и почему к нему относились по-особому, школьники могут узнать из материала видеоблога.

Таким образом, в процессе поликультурного воспитания дети и подростки усваивают основы поликультурного мира. Это способствует формированию планетарного сознания. Поликультурное воспитание помогает учащимся разобраться в культуре собственного народа, сформировать правильное отношение к своему народу и другим народам. В этом направлении образовательная организация в праве использовать любые доступные пониманию обучающихся средства материальной и духовной культуры.

Литература:

  1. Бессарабова, И. С. Поликультурное образование в России: современное состояние проблемы / И. С. Бессарабова. — Текст: непосредственный // том 69, № 5. — Волгоград: Известия ВГПУ, 2012. — С. 12–15.
  2. Гарданов, А. Р. Поликультурное образование / А. Р. Гарданов. — Уфа: БГПУ, 2014. — 72 c. — Текст: непосредственный.
  3. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва: Юрайт, 2020. — 406 c. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный.
  4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. — Москва: Юрайт, 2019. — 507 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное воспитание, поликультурное образование, народ, социальная сеть, детский коллектив, межнациональное общение, образовательная организация, поликультурный мир, проектная деятельность, устное народное творчество.


Задать вопрос