К вопросу определения понятия «налоговый контроль» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 09.08.2020

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Генрих, Т. В. К вопросу определения понятия «налоговый контроль» / Т. В. Генрих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73068/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор рассматривает проблематику определения понятия «налоговый контроль», анализирует определения понятия «налоговый контроль», встречающиеся в научной литературе, соотношение узкого и широкого смыслов рассматриваемого понятия, приводит авторское определение понятия «налоговый контроль».

Ключевые слова: налоговое право, налоговый контроль, понятие «налоговый контроль», форма налогового контроля.

Несмотря на практическую распространенность правовой деятельности по реализации положений налогового контроля, как одного из видов финансового контроля, в общественной жизни современной России, научное определение понятия «налоговый контроль» сопряжено с анализом многообразия доктринальных позиций, обусловленным отсутствием единства восприятия явления налогового контроля в научной среде.

При этом отсутствие единообразия позиций по поводу определения понятия «налоговый контроль» во многом обусловлено не только отсутствием комплексного легального определения понятия «налоговый контроль», но и в целом сложностью, возникающей при разграничении форм, методов и определений иных элементов налогового контроля, которые отражают его существенные признаки. Данная неопределенность выражается и в проблемах правоприменения, применительно к чему А. С. Куприянов справедливо указывает, что «смешение некоторых понятий в Налоговом кодексе Российской Федерации влечет за собой негативные правовые последствия, выражаемые в отмене решений по результатам налоговых проверок и признании актов налогового органа недействительными» [1, С. 5].

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации [2] содержит фактическое легальное определение налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В научной доктрине зачастую налоговый контроль определяют в узком и широком смысле. Так, например, авторы указывают, что «в широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также деятельность контролируемых субъектов, связанную с уплатой налогов и сборов. В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами» [3, С. 224].

Не согласны с приведенной концепцией разграничения на основании приравнивания налогового контроля в узком смысле к проведению налоговых проверок, так как налоговая проверка в целом является формой налогового контроля, что обуславливает спорность такого приравнивания, ввиду дискуссии о формах налогового контроля. Действительно, ряд авторов исходит из позиции того, что налоговая проверка является единственной формой налогового контроля (например, Т. Ю. Курбатов, который обосновывает такой вывод на определении понятия формы как «внешнем проявлении сущности явления» [4, С. 9]), что, полагаем, является неверным как минимум ввиду усиления проявлений налогового мониторинга как формы налогового контроля. Выделяет налоговый мониторинг в качестве формы налогового контроля и Н. А. Фальшина, которая пишет, что «на современном этапе развития институт налогового контроля в Российской Федерации представляет собой систему, которая реализуется в двух формах. Это форма налоговой проверки, которая сегодня может быть камеральной, проводимой по месту нахождения налогового органа, и выездной, проводимой по месту нахождения налогоплательщика. Еще одной формой налогового контроля, наиболее современной и характерной исключительно для государств с высокой налоговой культурой, является налоговый мониторинг» [5, С. 26]. Более того, налоговый мониторинг легально указывается в качестве формы налогового контроля законодателем в абзаце 4 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Т. Ю. Курбатов, обобщая, приходит к следующим выводам «налоговый контроль в широком смысле представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством… Налоговый контроль в узком смысле представляет собой деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах в процессе проведения налоговых проверок» [4, С. 23–24]. Приведенное разделение, полагаем, тоже не носит бесспорный характер, так как скорее сопряжено с конкретизацией проявлений.

Полагаем, что в целом выделение налогового контроля в узком смысле и его определение, как системы мероприятий, проводимых именно налоговыми органами, является неверным в той части, что данные мероприятия являются лишь формой (либо методом) реализации, не обладая никакими специфическими целями, задачами, а главное, не существующими обособленно относительно в целом проводимой государством контрольно-надзорной политики, в том числе, прямо соотносясь с понятиями налогового контроля в широком смысле, приводимыми авторами. Скорее, более корректным являлось бы определение отношений, рассматриваемых авторами в качестве налогового контроля в узком смысле в качестве «налогового контроля налогового органа». В этом смысле более верной кажется позиция Е. В. Поролло, который рассматривает налоговый контроль с двух позиций: «сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [6]. Данная позиция оценивает именно комплексность налогового контроля, как межотраслевого явления, что, безусловно, является верным критерием.

Более концептуально близкое автору определение налогового контроля: «Налоговый контроль — это процедурно-процессуальная деятельность налоговых органов, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов» [7].

Полагаем, что данное понятие возможно охарактеризовать как охватывающее именно правовой характер деятельности налоговых органов и связывающее с целями налогового контроля, что позволяет взять его за основу следующего авторского определения понятия «налогового контроля», учитывающего формы налогового контроля, обуславливающие указанные задачи, а также то обстоятельство, что налоговый контроль является безусловным проявлением финансового контроля.

Налоговый контроль — это составная часть финансового контроля, выраженная в процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов в форме налоговых проверок и налогового мониторинга, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

2. Куприянов, А. С. Отдельные проблемы правового регулирования в сфере налоговых правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 12. — С. 3–10.

3. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л. Л. Арзуманова, О. В. Болтинова, О. Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. — 384 с.

4. Курбатов, Т. Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: дисс. к.ю.н. — Москва, 2015. — 231 с.

5. Фальшина, Н. А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. — 2018. № 1. С. 25–29.

6. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.

7. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. — 592 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговый мониторинг, Российская Федерация, узкий смысл, широкий смысл, налоговая проверка, Налоговый кодекс, налоговый орган, финансовый контроль, полное поступление.


Ключевые слова

налоговый контроль, налоговое право, понятие «налоговый контроль», форма налогового контроля

Похожие статьи

Задать вопрос