Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников

В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Поделиться в социальных сетях
374 просмотра
Библиографическое описание

Коннова, О. В. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников / О. В. Коннова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72911/ (дата обращения: 04.08.2021).



В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Ключевые слова: учитель-логопед, учитель, предупреждение, дисграфия, дети младшего школьного возраста, родители.

Общепризнанно, что обучение письменной речи — один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе и одновременно очень важный. С трудностью при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей справляются с данной трудностью и успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю [2].

Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучение русскому языку у младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы [7].

Сложность в организации работы по предупреждению дисграфии заключается в том, что как родители, так и учителя во многом не осведомлены в этом круге проблем. И зачастую методы, применяемые к предупреждению данной проблемы учителем и родителями не действенные.

Наибольшей эффективности в работе с детьми, по предупреждению дисграфии, можно добиться при тесном взаимодействии учителя-логопеда с учителем начальных классов. Работа по взаимодействию имеет следующее содержание:

− совместная диагностика младших школьников с целью определения уровня речевого развития и выявление предпосылок к дисграфии;

− совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в рабочую программу учителя начальных классов с логопедом по русскому языку и чтению (с включением определённых упражнений);

− разработка фрагментов конспектов уроков по предупреждению дисграфии;

− реализация совместных внеурочных мероприятий по предупреждению дисграфии;

− совместный анализ полученных результатов.

Целью работы: Является совместная разработка и внедрение в рабочую программу учителя начальных классов и логопеда поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Совместная работа учителя и учителя-логопеда имеет следующие задачи:

− совместная оценка уровня речевого развития у младших школьников;

− совместная разработка фрагментов конспектов уроков по развитию фонетико-фонематического восприятия;

− совместная реализация совместных внеклассных (игровых) мероприятий по предупреждению дисграфии;

− совместный анализ полученных результатов после проведенного урока.

Конечно, в процессе любой работы мы встречаем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

В данном случае сильными сторонами будут:

− Совместная разработка и внедрение поурочного плана работы;

− Совместная разработка фрагментов конспектов занятий, заданий, упражнений уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников;

− Ежедневное обсуждение достигнутых результатов в работе по предупреждению дисграфии у детей;

− Привлечение родителей к проблеме профилактики дисграфии у младших школьников;

− Готовность учителя-логопеда к передаче личного положительного опыта учителем — логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников, учителю начальных классов.

Слабыми сторонами будут:

− Отсутствие комплекса дидактических заданий для предупреждения дисграфии, которыми могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов.

− Нехватка кадрового обеспечения в общеобразовательном учреждении.

− Затрата большого количества времени на освоение нового материала учителем начальных классов по предупреждению предпосылок к дисграфии.

Возможностями будут:

Выработка совместной стратегии в работе с младшими школьниками по предупреждению дисграфии;

Освоение учителем приёмов работы по предупреждению дисграфии у младших школьников;

Расширение знаний, умений и навыков у учителя начальных классов в работе по данной теме.

Угрозами будут:

Отказ от внедрения разработанной модели взаимодействия специалистов администрацией школы;

Отказ родителей от совместного взаимодействия с учителем и логопедом в работе по предупреждению дисграфии у детей;

Отказ учителя от совместного взаимодействия с логопедом и родителями.

В работе должна соблюдаться последовательность (этапность)

Этапы сотрудничества учителя-логопеда с учителем начальных классов.

Проведение совместной диагностики с целью выявления уровня речевого развития у младших школьников.

Знакомство учителя начальных классов с направлением работы по предупреждению дисграфии с целью согласования определённых тем, изучаемых по программе русского языка.

Разработка поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Разработка конспектов уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Выработать единые требования к ученику со стороны учителя и логопеда, с учётом той программы, по которой он обучается.

Познакомить учителя начальных классов с методами и приёмами логопедической работы с целью их использования на уроках русского языка.

Систематические выступления учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов, по вопросам предупреждения дисграфии в письменной речи у младших школьников.

Проведение совместных семинаров, лекторий для родителей с целью просвещения родителей на, что нужно обратить внимание и когда нужно обратиться к логопеду за помощью.

Разработка и проведение совместных уроков учителем и логопедом, внеклассных мероприятий (КВН; кружковая деятельность (Букварёнок, Весёлая буква и т.д)) по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Основные формы сотрудничества:

− участие в работе ПМПк школы;

− совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

− интегрированные уроки учителя и логопеда;

− консультации;

− участие в педсоветах;

− совместное проведение родительских собраний;

− открытые занятия учителя-логопеда;

− участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, являться консультативное сопровождение родителей. В просвещение их, когда и в каком случае нужно обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Тематика выступлений учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов

− «Специфические ошибки на письме»

− «Методические рекомендации по работе с детьми имеющих специфические ошибки на письме» «Педагогический такт к детям, имеющим специфические ошибки на письме»

− «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности»

− «Закрепление приобретённых навыков»

− «Игры для исправления специфических ошибок на письме»

− «Виды дисграфии и методы её предупреждения» и т. д.

Рекомендации по совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов.

− Обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления.

− Максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка.

Планируемый результат от совместной работы:

− Проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников.

− Плодотворная совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.

− Положительная динамика в работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.

Литература:

  1. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб.: Образование, 1994.
  2. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М.: Просвещение, 1993.
  3. Елецкая О.В, Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Щукина Д. А. «Организация и содержание работы школьного логопеда» Учебно — методическое пособие. М.: ФОРУМ, 2015г. — 192с.
  4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  5. Корнев А. Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. — Л.: Издательство ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.
  6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 303с.
  7. Мазанова Е. В. Логопедия (оптическая дисграфия) 2004г. — 71 стр.
  8. Мазанова Е. В. Преодоление аграмматической дисграфии 2007г. — 48стр.
  9. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1995.
  10. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
  11. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. — 1988. — № 5.

основные термины

генерируются автоматически
учитель-логопед, учитель, предупреждение, дисграфия, дети младшего школьного возраста, родители
Похожие статьи
Карпова Анна Анатольевна
Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе
Специальные (коррекционные) школы
2016
Анциферова Елизавета Геннадьевна
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Педагогика
2020
Борисова Любовь Владимировна
Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы»
Филология, лингвистика
2017
Толеугалиева Баглан Бектуровна
Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе
Педагогические науки
2014
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Семенова Наталья Александровна
Обучение младших школьников построению предложения
Педагогика
2019
Образцова Татьяна Ивановна
Контроль на уроках русского языка
Педагогические науки
2013
Дюкарева Анна Михайловна
Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса
Методика преподавания учебных дисциплин
2015
Хименкова Елена Сергеевна
Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
Педагогические науки
2012
Власова Наталья Владимировна
Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями
Педагогические науки
2018
публикация
№31 (321) июль 2020 г.
дата публикации
июль 2020 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Карпова Анна Анатольевна
Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе
Специальные (коррекционные) школы
2016
Анциферова Елизавета Геннадьевна
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Педагогика
2020
Борисова Любовь Владимировна
Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы»
Филология, лингвистика
2017
Толеугалиева Баглан Бектуровна
Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе
Педагогические науки
2014
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Семенова Наталья Александровна
Обучение младших школьников построению предложения
Педагогика
2019
Образцова Татьяна Ивановна
Контроль на уроках русского языка
Педагогические науки
2013
Дюкарева Анна Михайловна
Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса
Методика преподавания учебных дисциплин
2015
Хименкова Елена Сергеевна
Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
Педагогические науки
2012
Власова Наталья Владимировна
Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями
Педагогические науки
2018