Средства массовой информации в информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Синяк, В. Д. Средства массовой информации в информационном пространстве / В. Д. Синяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72857/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: средства массовой информации, медиасистема, социально-бытовая тематика

Региональные средства массовой информации играют важную роль в формировании современного социокультурного пространства. В науке о журналистике термин «социокультурное пространство» трактуется весьма широко: это «и сфера, в которой раскрывается творческий потенциал человека, участвующего в преобразовании природы и общества, и атмосфера духовного совершенствования, влияющая на жизнедеятельность человека, а также бытие социальных слоев общества» [1, с. 12].

Развитие социокультурного пространства конкретной страны или региона обеспечивается за счет борьбы двух противоположных тенденций — традиции и инновации, которые на различных исторических этапах могут превалировать друг над другом. По мнению современных исследователей, ценностная ориентация на «новое» в культуре начинает формироваться еще в период Нового времени, нынешний же этап социокультурного развития европейских стран носит инновационный характер [2, с. 110].

Другими словами, процесс распространения инноваций во всех сферах жизни, который называется инновационной динамикой, доминирует над традицией. Выделяются две группы социокультурных факторов, влияющих на инновационную динамику — локальные и глобальные. Первая группа факторов воздействует на уровне конкретной группы, организации или сообщества (микроуровень), вторая группа — в масштабе всего общества (макроуровень). К локальным факторам относятся групповая (корпоративная) культура, включающая нормы, ценности и стереотипы, под влиянием которых протекает деятельность в группе, и организационный климат, который формируют установки членов группы. Глобальные факторы, обеспечивающие инновационную динамику, представлены следующими социальными институтами: политика и идеология, наука, образование, право, культура. К глобальным факторам, воздействующим на процесс инновационной динамики, можно отнести и такой социальный институт, как СМИ.

Сегодня ученые, представляющие различные области социогуманитарного знания, переосмысливают не только значение, но и саму сущность средств массовой информации. Например, российский культуролог Н. Б. Кириллова считает, что массмедиа нельзя трактовать только как посредника: «Медиа — это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся и транслируются культурные коды» [3, с. 22].

Белорусский философ А. И. Зеленков отмечает, что «из «средства сообщения» медиа трансформировались в окружающую нас социокультурную среду, стали специфической коммуникативной реальностью, в которую погружены все субъекты современной культуры» [4, с. 284].

Именно поэтому СМИ оказывают сильное воздействие на сознание людей, участвуют в процессе их социализации. В количественном отношении в медиасистеме Республики Беларусь преобладают региональные СМИ. При этом областные газеты выполняют особую миссию, являясь своеобразным ориентиром для других средств массовой информации своего региона в отношении информационной политики. Исследователь В. Антонова наблюдает эту же тенденцию в российских СМИ, когда более крупные по территории распространения издания задают нужный информационный импульс менее масштабным [5, с. 30].

Белорусские областные газеты немало внимания уделяют теме инноваций, что вполне закономерно: в стране действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016– 2020 гг., которая базируется на Национальной стратегии инновационного развития Республики Беларусь на период до 2020 г., тесно связанной с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Анализ научной литературы, где рассматривается проблема инноваций, показал, что для успешной реализации стратегии инновационного развития должен быть решен ряд задач:

1) сформирована политическая культура человека и общества;

2) организована культурно-просветительская работа в процессе реализации инновационных экономических проектов;

3) обеспечено качественное образование и соответствующая квалификационная компетентность на производстве;

4) сформирован высокий уровень духовности, морально-этического состояния личности.

Результаты контент-анализа шести областных газет («Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Заря», «Мінская праўда», «Могилевская правда») за 2019 г. продемонстрировали, что издания хорошо освещают перечисленные вопросы.

Так, в рамках социально-политической тематики прослеживается вектор, направленный в сторону решения такой задачи, как формирование политической культуры человека и общества.

Из широкого спектра социально-экономической тематики выделяется направление, когда СМИ осуществляют культурно-просветительскую работу при реализации инновационных экономических проектов. Наиболее яркий пример — заметка Н. Камлёвой в газете «Витебские вести» о создании школьного экологоориентированного предпринимательства в Витебском районе «Экобизнес — за партой» (№ 44, с. 5).

В рамках социально-бытовой тематики четко прослеживается, как решается задача по обеспечению качественного образования и соответствующей квалификационной компетентности на производстве. Так, в событийной зарисовке «Школа, которой гордятся» Г. Солонца, опубликованной в газете «Мінская праўда», рассказывается о Плисской средней школе имени В. А. Микулича, которая является самой престижной в Смолевичском районе (№ 5, с. 4). В рамках культурной тематики получает отражение такая задача, как формирование высокого уровня духовности, морально-этического состояния личности. В частности, это хорошо иллюстрирует хроникальная заметка Т. Мостовской «На общем духовном фундаменте», где журналист «Гродзенскай праўды» рассказывает о сотрудничестве Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Гродненской епархии Белорусской православной церкви. В программе сотрудничества на ближайшие пять лет — проекты, которые смогут привлечь широкую общественность: мероприятия научной, волонтерской и просветительской направленности (№ 2, с. 4).

Однако при хорошем освещении темы инноваций она раскрывается преимущественно за счет материалов информационных жанров. В среднем их доля в областных газетах составляет 80 %, в то время как аналитических — только 15 %. Одной из немногих публикаций аналитического жанра, где рассматривается тема инноваций, является корреспонденция А. Котковец «О многопрофильности, качестве молока и поиске резервов», напечатанная под рубрикой «Адреса инициативы» в газете «Заря» (№ 3, с. 6).

Стоит отметить, что автор не только проанализировала успехи СПК «Снитово-Агро», но и выявила механизм этих достижений, который могут использовать другие предприятия.

Результаты исследований в области психологии доказали, что социокультурные факторы, к которым могут быть причислены СМИ, существенно влияют на формирование специфической ориентации на инновационную активность, проявляемую не только на уровне отдельного субъекта, но и на уровне команды, группы или целой организации [6].

Но если речь идет о СМИ, то достичь этого эффекта можно путем убеждающего воздействия, которым обладают аналитические материалы. Именно публикации этих жанров способны формировать установки и поведенческие стереотипы.

Таким образом, с целью формирования социокультурного пространства региона, пронизанного идеей инновационно активной деятельности, в структуре медиаконтента региональных СМИ аналитический компонент должен стать приоритетным.

Литература:

  1. Евдокимов, В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве: учеб.пособие / В. А. Евдокимов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 224 с.
  2. Теркина, А. В. Инновация как социокультурный феномен: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Теркина. — М.: Моск. гум. ун-т, 2006. — 166 с.
  3. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
  4. Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. — Минск: БГУ, 2015. — 327 с.
  5. Антонова, В. Радиус действия — регион / В. Антонова // Журналістыка-2004: матэрыялы 6-й Міжнарнавук.-практ. канф. Вып. 6 / рэдкал.: В. П. Вараб’ёў (адк. рэд.) і інш. — Мінск, 2004. — С. 29–31.
  6. Covin, J. G., Strategic Management of Small Firms in Hostile and Benign Environments / J. G. Covin, D. P. Slevin // Strategic Management Journal. –1989. — № 10. — P. 75–87.
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, инновационная динамика, массовая информация, СМИ, высокий уровень духовности, качественное образование, культурно-просветительская работа, Национальная стратегия, соответствующая квалификационная компетентность, социально-бытовая тематика.


Ключевые слова

средства массовой информации, медиасистема, социально-бытовая тематика

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность в образовательном...

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний...

Педагогические технологии в культурно-просветительской...

Культурно-просветительская деятельность – это достижение некоторой гармонии, дающей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт. Формирование умений культурно-просветительской...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся

Цель работы по лингвокраеведению — показать национальное своеобразие языка, возродить

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над...

Научный журнал «Молодой ученый» №11 (91) июнь-1 2015 г.

Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие. Егоров А. Н.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление.

Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей...

Социальные факторы влияния средств массовой информация... Средства массовой информации (СМИ) приобретают особую значимость в современных условиях. Поскольку они направлены на формирование у человека отношения к миру событиям обществу.

Научный журнал «Молодой ученый» №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Инновационные разработки в энергетической отрасли.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа.

Средства массовой информации как компонент...

Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается необходимость системно и

Библиографическое описание: Захарова, М. В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества / М. В...

Культурно-просветительская работа во внеурочной...

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, личностные результаты образования, культура, безопасность жизнедеятельности, внеурочная работа.

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность в образовательном...

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний...

Педагогические технологии в культурно-просветительской...

Культурно-просветительская деятельность – это достижение некоторой гармонии, дающей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт. Формирование умений культурно-просветительской...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся

Цель работы по лингвокраеведению — показать национальное своеобразие языка, возродить

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над...

Научный журнал «Молодой ученый» №11 (91) июнь-1 2015 г.

Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие. Егоров А. Н.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление.

Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой...

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей...

Социальные факторы влияния средств массовой информация... Средства массовой информации (СМИ) приобретают особую значимость в современных условиях. Поскольку они направлены на формирование у человека отношения к миру событиям обществу.

Научный журнал «Молодой ученый» №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Инновационные разработки в энергетической отрасли.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа.

Средства массовой информации как компонент...

Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается необходимость системно и

Библиографическое описание: Захарова, М. В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества / М. В...

Культурно-просветительская работа во внеурочной...

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, личностные результаты образования, культура, безопасность жизнедеятельности, внеурочная работа.

Задать вопрос