Средства массовой информации в информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Синяк, В. Д. Средства массовой информации в информационном пространстве / В. Д. Синяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72857/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: средства массовой информации, медиасистема, социально-бытовая тематика

Региональные средства массовой информации играют важную роль в формировании современного социокультурного пространства. В науке о журналистике термин «социокультурное пространство» трактуется весьма широко: это «и сфера, в которой раскрывается творческий потенциал человека, участвующего в преобразовании природы и общества, и атмосфера духовного совершенствования, влияющая на жизнедеятельность человека, а также бытие социальных слоев общества» [1, с. 12].

Развитие социокультурного пространства конкретной страны или региона обеспечивается за счет борьбы двух противоположных тенденций — традиции и инновации, которые на различных исторических этапах могут превалировать друг над другом. По мнению современных исследователей, ценностная ориентация на «новое» в культуре начинает формироваться еще в период Нового времени, нынешний же этап социокультурного развития европейских стран носит инновационный характер [2, с. 110].

Другими словами, процесс распространения инноваций во всех сферах жизни, который называется инновационной динамикой, доминирует над традицией. Выделяются две группы социокультурных факторов, влияющих на инновационную динамику — локальные и глобальные. Первая группа факторов воздействует на уровне конкретной группы, организации или сообщества (микроуровень), вторая группа — в масштабе всего общества (макроуровень). К локальным факторам относятся групповая (корпоративная) культура, включающая нормы, ценности и стереотипы, под влиянием которых протекает деятельность в группе, и организационный климат, который формируют установки членов группы. Глобальные факторы, обеспечивающие инновационную динамику, представлены следующими социальными институтами: политика и идеология, наука, образование, право, культура. К глобальным факторам, воздействующим на процесс инновационной динамики, можно отнести и такой социальный институт, как СМИ.

Сегодня ученые, представляющие различные области социогуманитарного знания, переосмысливают не только значение, но и саму сущность средств массовой информации. Например, российский культуролог Н. Б. Кириллова считает, что массмедиа нельзя трактовать только как посредника: «Медиа — это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся и транслируются культурные коды» [3, с. 22].

Белорусский философ А. И. Зеленков отмечает, что «из «средства сообщения» медиа трансформировались в окружающую нас социокультурную среду, стали специфической коммуникативной реальностью, в которую погружены все субъекты современной культуры» [4, с. 284].

Именно поэтому СМИ оказывают сильное воздействие на сознание людей, участвуют в процессе их социализации. В количественном отношении в медиасистеме Республики Беларусь преобладают региональные СМИ. При этом областные газеты выполняют особую миссию, являясь своеобразным ориентиром для других средств массовой информации своего региона в отношении информационной политики. Исследователь В. Антонова наблюдает эту же тенденцию в российских СМИ, когда более крупные по территории распространения издания задают нужный информационный импульс менее масштабным [5, с. 30].

Белорусские областные газеты немало внимания уделяют теме инноваций, что вполне закономерно: в стране действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016– 2020 гг., которая базируется на Национальной стратегии инновационного развития Республики Беларусь на период до 2020 г., тесно связанной с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Анализ научной литературы, где рассматривается проблема инноваций, показал, что для успешной реализации стратегии инновационного развития должен быть решен ряд задач:

1) сформирована политическая культура человека и общества;

2) организована культурно-просветительская работа в процессе реализации инновационных экономических проектов;

3) обеспечено качественное образование и соответствующая квалификационная компетентность на производстве;

4) сформирован высокий уровень духовности, морально-этического состояния личности.

Результаты контент-анализа шести областных газет («Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Заря», «Мінская праўда», «Могилевская правда») за 2019 г. продемонстрировали, что издания хорошо освещают перечисленные вопросы.

Так, в рамках социально-политической тематики прослеживается вектор, направленный в сторону решения такой задачи, как формирование политической культуры человека и общества.

Из широкого спектра социально-экономической тематики выделяется направление, когда СМИ осуществляют культурно-просветительскую работу при реализации инновационных экономических проектов. Наиболее яркий пример — заметка Н. Камлёвой в газете «Витебские вести» о создании школьного экологоориентированного предпринимательства в Витебском районе «Экобизнес — за партой» (№ 44, с. 5).

В рамках социально-бытовой тематики четко прослеживается, как решается задача по обеспечению качественного образования и соответствующей квалификационной компетентности на производстве. Так, в событийной зарисовке «Школа, которой гордятся» Г. Солонца, опубликованной в газете «Мінская праўда», рассказывается о Плисской средней школе имени В. А. Микулича, которая является самой престижной в Смолевичском районе (№ 5, с. 4). В рамках культурной тематики получает отражение такая задача, как формирование высокого уровня духовности, морально-этического состояния личности. В частности, это хорошо иллюстрирует хроникальная заметка Т. Мостовской «На общем духовном фундаменте», где журналист «Гродзенскай праўды» рассказывает о сотрудничестве Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Гродненской епархии Белорусской православной церкви. В программе сотрудничества на ближайшие пять лет — проекты, которые смогут привлечь широкую общественность: мероприятия научной, волонтерской и просветительской направленности (№ 2, с. 4).

Однако при хорошем освещении темы инноваций она раскрывается преимущественно за счет материалов информационных жанров. В среднем их доля в областных газетах составляет 80 %, в то время как аналитических — только 15 %. Одной из немногих публикаций аналитического жанра, где рассматривается тема инноваций, является корреспонденция А. Котковец «О многопрофильности, качестве молока и поиске резервов», напечатанная под рубрикой «Адреса инициативы» в газете «Заря» (№ 3, с. 6).

Стоит отметить, что автор не только проанализировала успехи СПК «Снитово-Агро», но и выявила механизм этих достижений, который могут использовать другие предприятия.

Результаты исследований в области психологии доказали, что социокультурные факторы, к которым могут быть причислены СМИ, существенно влияют на формирование специфической ориентации на инновационную активность, проявляемую не только на уровне отдельного субъекта, но и на уровне команды, группы или целой организации [6].

Но если речь идет о СМИ, то достичь этого эффекта можно путем убеждающего воздействия, которым обладают аналитические материалы. Именно публикации этих жанров способны формировать установки и поведенческие стереотипы.

Таким образом, с целью формирования социокультурного пространства региона, пронизанного идеей инновационно активной деятельности, в структуре медиаконтента региональных СМИ аналитический компонент должен стать приоритетным.

Литература:

  1. Евдокимов, В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве: учеб.пособие / В. А. Евдокимов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 224 с.
  2. Теркина, А. В. Инновация как социокультурный феномен: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Теркина. — М.: Моск. гум. ун-т, 2006. — 166 с.
  3. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
  4. Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. — Минск: БГУ, 2015. — 327 с.
  5. Антонова, В. Радиус действия — регион / В. Антонова // Журналістыка-2004: матэрыялы 6-й Міжнарнавук.-практ. канф. Вып. 6 / рэдкал.: В. П. Вараб’ёў (адк. рэд.) і інш. — Мінск, 2004. — С. 29–31.
  6. Covin, J. G., Strategic Management of Small Firms in Hostile and Benign Environments / J. G. Covin, D. P. Slevin // Strategic Management Journal. –1989. — № 10. — P. 75–87.
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, инновационная динамика, массовая информация, СМИ, высокий уровень духовности, качественное образование, культурно-просветительская работа, Национальная стратегия, соответствующая квалификационная компетентность, социально-бытовая тематика.


Ключевые слова

средства массовой информации, медиасистема, социально-бытовая тематика

Похожие статьи

Роль СМИ в освещении экологических вопросов

Форматы и жанры молодёжных медиа в образовательных организациях (видеонаправление)

Особенности взаимодействия органов власти со СМИ на примере Республики Башкортостан

В статье автор пытается определить особенности развития отношений между государством и средствами массовой информации.

Спорт в СМИ

В статье рассматриваются аспекты появления спорта в СМИ, его развитие и функционирование на радио и ТВ, а также рассматривается влияние трансляций спорта.

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Методы и инструменты продвижения книжной продукции

В статье описаны основные методы продвижения издательской продукции. Внимание автора сосредоточено изменениях, обусловленных развитием конкуренции и информационно-коммуникационных технологий.

Медиалингвистика как наука

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Кинематограф как вид аудиовизульности

Похожие статьи

Роль СМИ в освещении экологических вопросов

Форматы и жанры молодёжных медиа в образовательных организациях (видеонаправление)

Особенности взаимодействия органов власти со СМИ на примере Республики Башкортостан

В статье автор пытается определить особенности развития отношений между государством и средствами массовой информации.

Спорт в СМИ

В статье рассматриваются аспекты появления спорта в СМИ, его развитие и функционирование на радио и ТВ, а также рассматривается влияние трансляций спорта.

Принципы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.

Методы и инструменты продвижения книжной продукции

В статье описаны основные методы продвижения издательской продукции. Внимание автора сосредоточено изменениях, обусловленных развитием конкуренции и информационно-коммуникационных технологий.

Медиалингвистика как наука

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Кинематограф как вид аудиовизульности

Задать вопрос