Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 27.07.2020

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Мороз, Ю. С. Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного процесса / Ю. С. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72899/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор раскрывает влияние эмоционального выгорания на качество образовательного процесса.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, качество образования, постстресс.

Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной характеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости приобретает в настоящее время особую значимость в связи с ее все возрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией, усиливающимся расслоением в обществе и т. д. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников [4].

Для того чтобы организовать благоприятную среду для обучения школьников, учитель должен комфортно чувствовать себя в школе.

Часто, сопутствующие проблемы, которые решают учителя в своей профессиональной деятельности, становятся причиной такого процесса как эмоциональное выгорание, а это начало профессиональной деформации.

Как показывают результаты исследования, проведенного в Южном, Центральном, Северо-Западном регионах России, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования, выделены следующие:

  1. Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что, для того чтобы избежать профессиональных неудач, большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.
  2. Неудовлетворенность профессиональным статусом.
  3. Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости.
  4. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений.)
  5. Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
  6. Недостаток положительного стимулирования труда [4].

Это все является очень большим стрессом для учителя и влияет на качество образовательного процесса. А качество образования, в свою очередь, является главной целью развития образования.

А. С. Запесоцкий в своей работе рассматривает качество образования как:

1) результат, где качество образования — система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом;

2) процесс, в котором качество образования — совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства.

В. И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса. Показателями качества образовательного процесса она предлагает считать:

− качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;

− качество воспитательной работы и уровень профессионального: развития;

− уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении [3].

Анализирую полученную информацию, мы видим взаимосвязь качества образования и эмоционального выгорания.

По мнению В. В. Бойко, при развитии синдрома профессионального «выгорания» формируются стереотипы всего профессионального поведения. С одной стороны, данные стереотипы позволяют дозированно и экономно расходовать энергетические ресурсы. С другой стороны, возникают их дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Поэтому такой педагог стремится облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Происходит подмена «субъект-субъектного» взаимодействия с учеником на «субъект-объектное», что приводит к нарушению процесса учебной деятельности [1].

В ходе исследования профессиональной деформации педагогов ГБУДО ЦВР «Синяя птица», было выявлено, что 9 педагогов (47 %) испытывают средний уровень стресса, а 3 педагогов (16 %) испытывают высокий уровень стресса. Согласно исследованию были выявлены последствия стресса на жизнедеятельность педагогов:

  1. Общее состояние: наибольшее влияние стресс оказал на сон — 13 человек (68 %). Второе место разделили вегетативная и сердечно-сосудистая система — 11 человек (58 %). На третьем месте оказались проблемы с дыханием — 6 человек (32 %).
  2. Осложнения в познавательно-аналитической деятельности: больше всего проблем у педагогов с памятью — 14 человек (74 %). На втором месте снижение уровня функций мышления — 12 человек (63 %). На третьем месте снижение уровня внимания — 9 человек (47 %.).
  3. Нарушения эмоционального реагирования: высокий уровень тревоги — 16 человек (84 %). На втором месте эмоциональное слабодушие, эмоциональная тупость — 10 человек (53 %). На третьем месте генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) — 9 человек (47 %).
  4. Повышенный уровень депрессивного настроения выявлен у 4 человек (21 %).

Обратим внимание на нарушения эмоционального реагирования.

Как отмечает М. И. Педаяс, эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования.

Так как, по мнению Г. М. Андреевой, эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, то такой ученик не сможет откликнуться на проблемы других людей и не сможет осознать, как он будет восприниматься партнером по общению. Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что, в свою очередь, приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.

Эмоции являются регулятором познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования, коммуникативных навыков будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Соответственно для ученика будет характерно негативное восприятие себя со стороны учителя. Так как ведущей деятельностью у ученика является учебная, то негативное оценивание педагогом ученика приведет к трудностям в формировании адекватной самооценки. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика приведет к снижению мотивации учебной деятельности [6].

Исходя из анализа полученной информации, подверженность педагога синдрому профессионального «выгорания» и проявление симптомов постстресса окажет негативное воздействие на личностные характеристики и учебную деятельность его учеников. Что в следствии повлияет на качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  2. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. — Газета “Школьный психолог” — № 13, 2005 г.
  3. Калдыбаев С. К., Бейшеналиев А. Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 7. — С. 90–97
  4. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. — 2-е изд., стер. — М.: Психологический ин-т РАО, 2008. — 304 с
  5. Родионов В. Учительский стресс. — Газета “Школьный психолог” -№ 4, 2006 г.
  6. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 1992.
  7. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог — 2003, № 43
  8. Форманюк Т. В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии, -1994, № 6
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательный процесс, эмоциональное выгорание, эмоциональное реагирование, учебная деятельность, негативное оценивание, обучение школьников, полученная информация, профессиональная деформация, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности

Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.

Особенности эмоционального выгорания у учителей...

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты

Предмет исследования: эмоциональное выгорание у учителей и преподавателй.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного...

Работа практического психолога с профессиональной...

Профессиональная деформация — это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков (Р. М...

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Особенности психического выгорания педагогов...

профессиональное выгорание, синдром выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, педагог, проблема, психическое состояние педагогов, внутренний потенциал, высшая школа... Психологические факторы формирования синдрома...

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая...

Профессиональное выгорание педагога. Эмоциональное...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале...

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ.

Выгорание разрушительно влияет на педагогов, учащихся и на процесс образования в целом. Феномен активно исследуется в современной психологии, разрабатываются меры...

Изучение динамической статики и структурных единиц...

Профессиональная деятельность и профессиональная роль «захватывают» личность, «овладевают» ею, что обуславливает формирование специфического, заведомо ограниченного взгляда на мир и может приводить (многие сторонники данного подхода считают этот процесс...

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание.

Похожие статьи

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности

Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.

Особенности эмоционального выгорания у учителей...

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты

Предмет исследования: эмоциональное выгорание у учителей и преподавателй.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного...

Работа практического психолога с профессиональной...

Профессиональная деформация — это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков (Р. М...

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Особенности психического выгорания педагогов...

профессиональное выгорание, синдром выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, педагог, проблема, психическое состояние педагогов, внутренний потенциал, высшая школа... Психологические факторы формирования синдрома...

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая...

Профессиональное выгорание педагога. Эмоциональное...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале...

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ.

Выгорание разрушительно влияет на педагогов, учащихся и на процесс образования в целом. Феномен активно исследуется в современной психологии, разрабатываются меры...

Изучение динамической статики и структурных единиц...

Профессиональная деятельность и профессиональная роль «захватывают» личность, «овладевают» ею, что обуславливает формирование специфического, заведомо ограниченного взгляда на мир и может приводить (многие сторонники данного подхода считают этот процесс...

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание.

Задать вопрос