Банкротство — один из наиболее сложных и комплексных институтов гражданского права, который некоторыми учеными называется «высшей математикой в юриспруденции [5]». Действительно, сложно представить себе еще одну область знаний, требующую столь многогранного подхода.
Одним из важнейших понятий в банкротстве является определение контролирующего должника лица. Стоит отметить, что в изначальной редакции ФЗ «О банкротстве [1]» данное понятие не фигурировало вовсе. Впервые понятие и определение контролирующего должника лица появилось в редакции ФЗ «О банкротстве» от 28.04.2009, когда статья 2 данного акта была дополнена новым абзацем, в котором и давалась дефиниция указанному термину. В редакции ФЗ «О банкротстве» от 28.04.2009 контролирующее должника лицо определялось как «лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника…».
Следующим этапом развития законодательства о контролирующем должника лице можно назвать появление 29.07.2017 новой главы III.2 в ФЗ «О банкротстве», где содержится отдельная статья, посвященная рассматриваемому лицу. Данный субъект в рассматриваемой редакции определяется как «физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий». Данное определение остается неизменным на протяжении уже трех лет, дополняясь лишь частично конкретизацией в некоторых Постановлениях Пленума ВС, о чем будет указано позднее.
Проведя небольшой анализ, можно выявить следующие изменения, которые претерпело определение контролирующего должника лица:
1) Двухлетний срок, в течение которого лицо должно обладать возможностью давать указания должнику для отнесения такого лица к контролирующему должника, был увеличен до трех лет;
2) Сам трехлетний срок стал отсчитываться не с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а с момента появления признаков банкротства у должника. Данное нововведение крайне положительно восприняли в юридической литературе. Специалист в сфере привлечения к субсидиарной ответственности А. А. Малашенков указывает на тот факт, что раньше недобросовестные контролирующие должника лица могли годами затягивать процесс с целью минимизации своих рисков, а теперь даже в случае, если ведение процедуры наблюдения затянется, и она будет инициирована через несколько лет, это не станет препятствием для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.
Вслед за внесением изменений в ФЗ «О банкротстве» 21.12.2017 года вышло Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» [2]. Данный акт привнес значительные нововведения в сферу правового регулирования положения контролирующего должника лица, а также помог разрешить многие практические проблемы, которые не были урегулированы новой главой ФЗ «О банкротстве».
Теперь проведем анализ действующего законодательства и выявим основные признаки, присущие контролирующему должника лицу.
Во-первых, для того, чтобы лицо было признано контролирующим должника, у него должна быть реальная возможность определять действия последнего, то есть давать ему обязательные для исполнения указания. Такая возможность может достигаться за счет:
А) Родства (к примеру, супруг единственного учредителя осуществляет фактическое руководство организацией);
Б) Должностного положения (например, наличие возможности определять действия должника может подтверждаться должностной инструкцией, из которой будет явно прослеживаться «управленческий» характер полномочий лица [6]);
В) Наличия полномочий на совершение сделок от имени должника (в частности, если у лица есть генеральная доверенность на совершение любой сделки от лица компании);
Г) Наличие личных неформальных отношений, совместное проживание, совместное обучение, совместная служебная деятельность [3].
Кроме того, необходимо отметить, что п.4 ст. 61.10 ФЗ «О банкротстве» содержит три презумпции относимости лица к контролирующему должника:
1) Лицо являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;
2) Лицо имело право распоряжаться 50 % и более голосующих акций (долей) общества или назначать руководителя должника;
3) Лицо извлекало выгоду из незаконного и недобросовестного поведения лиц, входящих в органы управления должника.
Во-вторых, возможность определять действия должника должна появиться в трехлетний период до возникновения признаков банкротства. Как уже было сказано, определение временного критерия не с момента принятия заявления о признании должника банкротом, а с момента возникновения признаков банкротства весьма положительно повлияло на развитие отечественного законодательства и правоприменительную практику.
Изменения, которые претерпело законодательство о банкротстве в 2017 году, сделали возможным признание контролирующим должника лицом практически любого субъекта. В связи с данным фактом Верховный Суд в п.3 Постановления Пленума № 53 отметил, что лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что оно:
1) Состояло в отношениях родства или свойства с членами органов управления компании-должника;
2) Обладало полномочием на совершение отдельных ординарных сделок от имени должника;
3) Замещало должности главного бухгалтера, финансового директора должника;
4) Формально владеет не более, чем 10 % акций (долей) организации-должника.
Понятие контролирующего должника лица и критерии отнесения к нему претерпели значительные изменения за последние несколько лет. Учитывая тот факт, что институт банкротства (и непосредственно механизм субсидиарной ответственности) является одним из наиболее действенных методов взыскания денежных средств, важность законодательного урегулирования контролирующего должника лица сложно переоценить.
Литература:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4–18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Субсидиарная ответственность в Российской Федерации / Ю. Ю. Кочеулов. — Москва: Статут, 2020. — 141 с.
5. Андреев, Николай Евгений Суворов «Банкротство — это высшая математика в юриспруденции» / Николай Андреев. — Текст: электронный // regforum: [сайт]. — URL: https://regforum.ru/posts/2011_evgeniy_suvorov/ (дата обращения: 22.07.2020).
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 марта 2019 г. № Ф05–9105/2015 по делу А40–54279/14