Реализация регионального компонента на уроках технологии через знакомство с изготовлением северного обрядового пряника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 25.07.2020

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Сибирцева, Е. И. Реализация регионального компонента на уроках технологии через знакомство с изготовлением северного обрядового пряника / Е. И. Сибирцева, М. Ю. Тарбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72831/ (дата обращения: 23.04.2024).



Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Одним из требований ФГОС НОО является соблюдение условий, обеспечивающих возможность «обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации». 1,с.26 Включение программы регионального компонента в систему образования способствует формированию у обучающихся национальной культуры, как одного из средств нравственного, познавательного и эстетического развития.

В учебный план образовательных учреждений Архангельской области на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Содержание курса интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом. Активная творческая деятельность обучающихся обеспечивается на уроках технологии, раскрывающих связь народных северных традиций с жизнью. В программе курса «Технология» уделяется внимание формированию у младших школьников представлений о прикладном искусстве края, овладению первоначальными трудовыми умениями и навыками. На доступном материале дети знакомятся с северными промыслами: каргопольской игрушкой, ткачеством, северной вышивкой, пряничным делом, лоскутным шитьём и др. Младший школьник познаёт мир с интересом, любопытством и удивлением. Обучающиеся активно осваивают технологические приёмы и способы практической деятельности и успешно применяют их в собственном творчестве.

На уроках технологии по теме «Северные пряники» дети знакомятся со всеми видами этих рождественских пряников, историей появления, назначением и технологией изготовления. Козули — печенье из пряничного теста; твёрдые 5–10 мм толщиной коричневые фигурки, расписанные глазурью. Кулинарный бренд Поморья. Козули могут похвастаться сочетанием вкуса и росписи.

Во время практической работы обучающиеся создают макет пряника из пластилина. Занятия лепкой тренируют способность к тонкой ручной работе, развивают художественный вкус и умение планировать творческий процесс, воспитывают организованность и аккуратность. Дети учатся объемному способу изображения предметов, а декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна. Дети перенимают ремесло «из рук в руки», как в старину передавали. Идёт одновременная работа педагога и детей, поэтапное объяснение с показом. Это не позволяет отвлекаться, заставляет думать, анализировать качество работы.

В таблице представлены способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении козуль.

Таблица 1

Способы и приёмы лепки

Виды козуль

Терская (объёмная)

Мезенская (витая)

Архангельская (пряник)

Способ

Скульптурный

Конструктивный

Комбинированный

Приём формообразования

Раскатывание, сгибание, оттягивание, разрез (надрез)

Перекатывание, свивание, скручивание, вытягивание надрез

Раскатывание, сгибание, скручивание

Приём соединения деталей

____

Соединение с помощью жгута, прижатие

Прижатие

Приём отделки формы

Заглаживание, декорирование стекой

Придание формы

Декорирование цветным пластилином

«На Севере известны три вида козуль — городской пряник из коврижного теста, расписанный сахарной глазурью; и две разновидности козуль из ржаного теста — объёмные и витые фигурки в виде оленей, коров, звездочек…» 2, с.75–76

Определяем с детьми следующие способы лепки северных козуль:

Конструктивный — лепка предмета из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Наиболее простой способ, т. к. предмет составляется из отдельных частей, вылепленных предварительно. При этом способе важно, чтобы детали поделки были соразмерными. Способ подойдёт для выполнения Мезенской козули (витой).

Скульптурный способ все части поделки вытягиваются из целой массы пластилина. Это более сложный способ, т. к. в процессе создания образа детям младшего школьного возраста легче идти от частей (анализа) к целому (объединению). Способ требует представления о форме и пропорциях предмета, хорошего глазомера. Этим способом изготавливаем Терскую козулю.

Комбинированный — объединяет лепку из отдельных частей и из целого куска. Крупные части выполняются скульптурным способом, мелкие — конструктивным. Дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям. Комбинированным способом будем создавать архангельскую козулю (пряник).

При работе конструктивным и комбинированным способом необходимы базовые элементы лепки — шар и цилиндр. Видоизменяя их, дети могут получить другие часто используемые элементы — конус, лепёшка, жгутик.

Козуля… Рукотворное, сладкое, сказочное искусство. Произведение народного творчества. Ремесло, не затерявшееся в веках, дошедшее до наших дней. Работа с северными козулями будит воображение ребёнка, заставляет творить! Зовёт в сказку!

Я козулечки катаю, да денёчки коротаю,

С утра до ночи пеку, налюбоваться не могу.

На Новый год и Рождество в Архангельской губернии существовала традиция — дарить родным и знакомым красивые и ароматные пряники — козули. Бытует пословица: «Козулечку подарить — прибыток в дом получить». Хозяйка обязательно оставляла 1–2 пряника в доме, чтобы счастье не покинуло семью, считалось, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедали сразу и ни в коем случае не выкидывали. А как красиво смотрелись эти сказочные пряники на ёлке, вместе с румяными яблочками и самодельными игрушками!

Пекли пряники, в виде фигурок, изображавших диких и домашних животных, птиц. Любое рогатое животное раньше называлось козулями. Отсюда, скорее всего и пошло название традиционных фигурок из пряничного теста.

У козуличниц были свои формочки, которые берегли и передавали по наследству. Уже испеченные и остывшие козули покрывали глазурью двух цветов: белой и розовой, полученной с помощью сока брусники или клюквы.

Фрагменты работы с детьми

  1. Выполнение Терской козули

Внешне Терские козули выглядят, как скульптурные фигурки (упрощенной) архаичной формы. «Если бы не ощутимая рукой теплота только что испечённого хлеба и духмяный его запах, можно было бы принять эту козулю за культовую фигурку, только что найденную археологами в каком-нибудь из древних курганов». 3, с.8

Предлагаем детям слепить «Оленя Дружбы» (рис.1). Считалось, что козуля несёт энергию дружеской поддержки, дарит семье взаимное уважение, счастье.

Терская козуля «Олень Дружбы»

Рис. 1. Терская козуля «Олень Дружбы»

Последовательность выполнения изделия: из базовой формы — шара, формируем грушу (голова, рога); вытягиваем передние и задние ножки оленя, стекой делаем разрезы, чтобы получились 4 ноги; стекой делаем надрезы на рогах.

  1. Выполнение Мезенской козули (витой)

На Мезени и в Каргополе к Рождеству изготавливали витое обрядовое печенье, выполненное в технике лепки «из жгута» — это мезенские козули и каргопольские тетерки. Вытягивание, свивание шнура из теста чем-то схоже с процессом прядения, и называется «скать тесто» (похоже на «ткать полотно»).

Лепим с детьми витую козулю «Коник» (рис.2), чтобы дела в новом году спорились, да силы были.

Мезенская козуля «Коник»

Рис. 2. Мезенская козуля «Коник»

Ход работы: из пластилина свивается длинный узкий шнур (толщиной с мизинец ребёнка), из него выкладывается узор в виде коня.

Козульные кони стоят на ладони,

Воду пьют, копытами бьют.

Просятся в поле землю пахать,

На вольной воле гривой махать.

  1. Выполнение Архангельской козули (пряник) (рис.3)

Козульщицы наносят на пряник узор посредством выдавленной сахарной струйки, жгутика. Такая техника дает неограниченную возможность для создания различных элементов орнамента: колечек, зигзагов, точек и различных переплетений, напоминающих элементы лепки обрядового печенья.

Архангельская козуля

Рис. 3. Архангельская козуля

Пряник будем создавать в технике пластилиновая живопись. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами», отдельными разноцветными кусочками, шариками, жгутиками; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков пластилина.

Ход работы: создаём основу (обязательно коричневый фон): намазываем пластилин на картон; раскатываем тоненький жгутик кончиками большого и указательного пальцев; выкладываем узор отдельными разноцветными кусочками, шариками, жгутиками. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.

Северные мастерицы

Пряники пекли в светлице!

Олененок, медвежонок,

Белка, уточка, цыпленок.

Здесь и зайчик, и косуля

Пряник наш зовут…козуля.

Тема козуль очень глубокая. Сказочная. Добрая. Светлая. Поморская козулька носит в себе Солнце. Хорошо, что у нас есть сказки, истории, мудрость наших предков, передаваемая ниточкой из поколения в поколение.

Поиск путей интеграции регионального компонента способствует организации максимально продуктивной творческой деятельности обучающихся, развитию способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений народного искусства Русского Севера, овладению новыми способами и приёмами работы с различными материалами.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с. — (Стандарты второго поколения) — с.26 –
  2. Щуров, Г. С. Северные козули Очерки истории культуры Русского Севера / Г. С. Щуров. —: Архангельск Правда Севера, 2004. — 600 c. — Текст: непосредственный.
  3. Евтюкова, О. Поморские козули / О. Евтюкова, Л. Костюкович,. — Мурманск. — 1994:,. — 45 c. — Текст: непосредственный.
  4. Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины...Пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева. —: Ярославль: Академия развития, 1998.. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  5. https://aif.ru/food/world/kozuli_pomorskie_i_arhangelskie_gotovim_drevnie_pryaniki_na_rozhdestvo — виды козуль на Севере.
  6. Рогозина Н. И., Попова О. Т., Загайнова Н. А. Бабушкины уроки. — Архангельск, 1997. — 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): пряник, ребенок, комбинированный способ, начальное общее образование, обучающийся, прием работы, пряничный тест, региональный компонент, урок технологии, ход работы.


Похожие статьи

Региональный компонент на уроках технологии | Статья...

Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на систему образования: усиливается интерес к культурным ценностям разных народов. А знание культуры своего народа всегда актуально, ведь изучая её, мы познаем себя.

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

В статье освещаются вопросы формирования знаний материальной культуры народов Западной Сибири как содержательного концепта национально-регионального компонента технологического образования в среднем звене общеобразовательной школы.

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изготовление подарков на уроках технологии.

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Методы и приемы на урок выбирает сам учитель, акцентируя свое внимание на тех из них, которые могли бы

Совершенствование методики учебной работы идет беспрерывно. На современном этапе наблюдается интенсивный поиск в области методов обучения.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной...

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Разработка рецептуры и технологии изготовления пряников...

В статье авторы описывают исследования по разработке новой рецептуры и технологии пряников «Лесная ягода». Ключевые слова: пряники, мука нутовая, черничный джем, натуральный состав.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Преподаватели с многолетним опытом такой работы тонко чувствуют такие моменты и применяют свои методы для встряски детей. Очень часто они используют метод игры или физического движения. Они, делая мини-перерывы на уроке, вместе с детьми делают лёгкие...

Особенности организации самостоятельной работы...

Совершенствование содержания форм и методов организации самостоятельной работы учащихся начальных классов, в возрасте 8–9 лет, диктуется общемировыми тенденциями в области образования.

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ...

Урок как один из компонентов системы обучения представляет собой взаимосвязанную

Проектировать урок в соответствии с новыми целями ФГОС помогает конструктор урока.

Методический конструктор сдидактическими приемами технологии развития критического...

Похожие статьи

Региональный компонент на уроках технологии | Статья...

Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на систему образования: усиливается интерес к культурным ценностям разных народов. А знание культуры своего народа всегда актуально, ведь изучая её, мы познаем себя.

Народные традиции и технологии изготовления кулинарных...

В статье освещаются вопросы формирования знаний материальной культуры народов Западной Сибири как содержательного концепта национально-регионального компонента технологического образования в среднем звене общеобразовательной школы.

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изготовление подарков на уроках технологии.

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Методы и приемы на урок выбирает сам учитель, акцентируя свое внимание на тех из них, которые могли бы

Совершенствование методики учебной работы идет беспрерывно. На современном этапе наблюдается интенсивный поиск в области методов обучения.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной...

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Разработка рецептуры и технологии изготовления пряников...

В статье авторы описывают исследования по разработке новой рецептуры и технологии пряников «Лесная ягода». Ключевые слова: пряники, мука нутовая, черничный джем, натуральный состав.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Преподаватели с многолетним опытом такой работы тонко чувствуют такие моменты и применяют свои методы для встряски детей. Очень часто они используют метод игры или физического движения. Они, делая мини-перерывы на уроке, вместе с детьми делают лёгкие...

Особенности организации самостоятельной работы...

Совершенствование содержания форм и методов организации самостоятельной работы учащихся начальных классов, в возрасте 8–9 лет, диктуется общемировыми тенденциями в области образования.

Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ...

Урок как один из компонентов системы обучения представляет собой взаимосвязанную

Проектировать урок в соответствии с новыми целями ФГОС помогает конструктор урока.

Методический конструктор сдидактическими приемами технологии развития критического...

Задать вопрос