Перспективы развития законодательной базы, обеспечивающей публичный и частный интерес в области таможенного предпринимательского посредничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 24.07.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Бондаренко, В. С. Перспективы развития законодательной базы, обеспечивающей публичный и частный интерес в области таможенного предпринимательского посредничества / В. С. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 172-176. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72802/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье рассмотрены проблемные вопросы сочетания частных и публичных интересов в области таможенного предпринимательского посредничества. Проанализированы особенности государственного контроля со стороны таможенных органов и возложения на них функции ведения реестров таможенных представителей на саморегулируемые организации. Выявлено и обосновано, перспективное направление дельнейшего развития таможенной предпринимательской деятельности, заключающееся в организации саморегулируемых организаций и увеличения объема их прав.

Ключевые слова: таможенный представитель, частные и публичные интересы, таможенные органы, посредничество, саморегулирование.

The article addresses problematic issues of combining private and public interests in the field of customs entrepreneurial mediation. The peculiarities of state control by customs authorities and their assignment of the functions of maintaining registers of customs representatives to self-regulatory organizations were analyzed. It was revealed and justified that the promising direction of the further development of customs entrepreneurial activity consists in the organization of self-regulatory organizations and an increase in the volume of their rights.

Keywords: customs representative, private and public interests, customs authorities, mediation, self-regulation.

Институт таможенного посредничества укрупненно включается в институт коммерческого представительства, регулирование которого осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. На практике же правоотношения в рамках данного института могут регулироваться нормативно-правовыми нормами различных отраслей, что подчеркивает межотраслевой характер указанного правового института. Другой особенностью является специально установленный перечень субъектов. Это связано в первую очередь со спецификой сфер предпринимательской деятельности: торговое мореплавание, фондовые биржи, страховое дело и другое.

Являясь разновидностью института представительства, таможенная предпринимательская деятельность регулируется дуально как гражданским законодательством, так и отраслевым таможенным законодательством. Таможенным посредником может выступать любое российское юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации в установленном законом порядке. Организационно-правовая форма указанного субъекта может быть различна, но тем не менее ему нужно получить специальное разрешение от органов государственной власти и быть включенным в реестр, соответствующий ряду оказываемых им услуг.

В целях получения разрешения и включения в реестр субъект, претендующий на осуществление таможенной посреднической деятельности, должен удовлетворять ряду требований, установленных таможенным законодательством. Требования, предъявляемые к кандидатам, могут включать требования в области кадров (наличие определенных специалистов в установленном количестве), обязательное страхование риска, «поручительство» уплаты субъектами внешнеторговой деятельности уплаты налогов и таможенных пошлин. Подтверждение соответствия установленным критериям является основанием для включения кандидата в соответствующий реестр. Это могут быть Реестр таможенных брокеров (представителей), Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения или Реестр владельцев таможенных складов. Реестры ведутся центральным аппаратом Федеральной таможенной службы.

Таможенный посредник осуществляет представление интересов производителя, продавца или покупателя путем предоставления таможенных услуг, совершение фактических и юридических действий, способствующих перемещению материальных потоков через таможенную границу. К ним можно отнести таможенное оформление товаров и транспортных средств, логистические операции по перемещению и хранению продукции, находящейся под таможенным контролем. Помимо этого, субъекты таможенной посреднической деятельности выступают в качестве «поручителя» перед таможенными органами за уплату налогов и таможенных органов участниками внешнеторговой деятельности и несет солидарную ответственность с декларантом. В этом случае законодательство пытается нивелировать их риски путем действия институтов обязательного и добровольного страхования рисков таможенной деятельности.

Выступая в качестве таможенного представителя юридическое лицо дуально вступает в публично-правовые и частно-правовые отношения. Это обусловлено выполняемой им посреднической функций и необходимостью взаимодействия с несколькими сторонами: таможенными органами и участниками внешнеторговой деятельности.

Необходимо также отметить, что нормы, регулирующие деятельность субъектов таможенной предпринимательской сферы, могут носить как императивный, так и диспозитивный характер в зависимости от того, взаимоотношения с какой стороной регулируют. Иными словами, правовые нормы, регулирующие включение в реестр юридического лица, осуществляющего посредническую деятельность, уплату налогов и таможенных сборов, оформление обязательного страхования рисков таможенной предпринимательской деятельности и иные взаимоотношения с органами таможенного регулирования в большинстве своем носят императивный характер. Это связано с тем, что данные взаимоотношения связаны с государством и относятся к публично-правовым нормам.

Вместе с тем, нормы, регулирующие отношения таможенных посредников с участниками внешнеторговой деятельности, носят диспозитивный характер и определяются условиями заключенного договора. В данном случае указанные правоотношения классифицируются как частно-правовые и включаются в гражданско-правовой механизм. Таким образом, в части рассматриваемых правоотношений в таможенном законодательстве делается отсылка к Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Дуальный характер правоотношений в таможенной предпринимательской деятельности и их регулирование как таможенным, так и гражданским законодательством имеет большое значение. В этом заключается специфика и важность правового института таможенных посредников для организации эффективного и безопасного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Так, в случае отсутствия взаимодействия таможенного посредника с таможенными органами, все установленные на гражданской основе правоотношения с иными участниками внешнеторговой деятельности не имели бы смысла. В этом проявляется и представительная функция субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в таможенной сфере.

В этой связи также представляется возможным говорить о приоритете правоотношений, регулируемых таможенным законодательством, над гражданскими правоотношениями с декларантами или иными участниками внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, анализ развития указанных правовых институтов позволяет сделать вывод об историческом первенстве гражданско-правовых отношений по отношению к таможенно-правовым.

Например, Г. В. Матвиенко указывает на комплексность и межотраслевой характер, поскольку в данном случае «правоотношение гражданско-правового характера, возникшее на основе договора, становится юридическим фактом для возникновения публично-правового — административного» [4, с. 68]. Исходя из такого подхода установления гражданско-правовых отношений послужили фундаментом для возникновения таможенно-правовых отношений.

Диспозитивный характер таможенной посреднической деятельности указывает на необходимость нахождения баланса интересов между частной и публичной сторонами. Особые сложности возникают ввиду наложения частных и публичных интересов друг на друга, а также регулирования указанной сферы не только национальными нормативно-правовыми актами, а также международными договорами и иными международными правовыми актами.

По причине охвата предпринимательской деятельностью практически всех сфер жизни общества наличие всеобъемлющего законодательства не представляется возможным. Как отмечает А. В. Демин, весьма сложно «спрогнозировать долговременное развитие объекта регулирования и охватить его точной нормативной моделью» [1, с. 49].

Таможенный посредник находится на пересечении интересов публичной и частной сторон, при этом ему и необходимо найти указанный баланс между ними. По отношению к таможенным органам таможенный посредник будет исполнять обязанности по уплате налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет, что отражает преследование публичных интересов. По отношению к иным участникам внешнеторговой деятельности таможенные посредники будут выступать их представителями в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором или соглашением и отстаивать частные интересы. Как можно видеть из примера, интересы частной и публичной сторон абсолютно разнонаправлены. Если таможенные органы заинтересованы в выполнении фискальной функции и увеличении пополнения федерального бюджета денежными средствами, то контрагенты таможенных посредников всегда будут стараться уменьшить издержки при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Возникает также логичный вопрос о том, кто более заинтересован в осуществлении деятельности таможенного посредника, частная или публичная сторона. Интерес производителя, продавца или покупателя выражается упрощении для него процедуры таможенного оформления и перемещения товаров, поскольку таможенное законодательство весьма емкое, объемное и постоянно актуализируемое. В этой связи контрагент не столько беспокоит увеличение его затрат на оплату услуг третьих лиц, сколько риск нарушения таможенно-правовых норм и наложение на него штрафов и других видов санкций. Передача части функций по продвижению материального потока через таможенную границу позволяет участникам внешнеторговой деятельности сконцентрироваться исключительно на осуществляемой ими деятельности без риска разбирательства с таможенными органами. В таком аспекте частная сторона является весьма заинтересованной в деятельности таможенных представителей.

Необходимо также отметить, что не только коммерческий сектор получает преимущества таможенной предпринимательской деятельности, но и публичная сторона. Таможенные органы, выполняя государственные функции, в первую очередь ориентируются на неукоснительное соблюдение таможенного законодательства, установленных порядков и таможенных формальностей. Вместе с тем, они также заинтересованы в выполнении всех стадий таможенного процесса эффективно и быстро, в чем им и помогает таможенный посредник. Посредник с точки зрения государства способствуют более эффективному формированию доходов бюджета при минимизации рисков, при этом оптимизируя и облегчая процесс таможенного перемещения товаров для более широкого круга участников экономической деятельности.

Таким образом, органы государственной власти в первую очередь заинтересованы в таможенных посредниках ввиду обладания необходимой компетенции и высокой квалификацией на рынке таможенных услуг. Данный тренд наглядно демонстрирует статистика привлечения юридических лиц, осуществляющих посредническую деятельность в таможенной сфере, при осуществлении ряда таможенных процедур, в общем количестве более половины подаваемых заявок обрабатываются указанными посредниками.

На сегодняшний день проведена реформа в сфере таможенного регулирования, направленная на цифровизацию таможенной деятельности, в том числе деятельности таможенных посредников. В 2015 г. был создан специальный информационный модуль в рамках работы цифровой платформы государственных услуг для осуществления цифрового взаимодействия с уполномоченными таможенными посредниками либо кандидатами на признание таковых. Эти действия способствовали упрощению ряда административных процедур, автоматизации таможенных процессов. В этом случае юридический лица, претендующие на включение в реестр и намеренные осуществлять таможенную предпринимательскую деятельность, вправе были подать заявление посредством электронных носителей и мониторить статус рассмотрения их заявления в режиме онлайн [6].

Данные нововведения позволили сделать процесс внесения кандидата в соответствующие реестры более простым, прозрачным и, что не менее значимо, гораздо быстрым. В указанном информационном модуле указываются также и данные соответствия рассматриваемых российских юридических лиц требованиям таможенного законодательства в целях включения в реестры. Одновременно была осуществлена интеграция платформенных решений, используемых Федеральной таможенной службой России и Федеральной налоговой службой России. Теперь при подаче комплекта документов в таможенные органы таможенные посредники могли не представлять сведения, поданные в налоговые органы и размещенные в информационных модулях.

Рассматривая заинтересованность публичной и частной сторон в деятельности таможенного посредника, необходимо также отметить и выгоды, получаемые самим посредником. Самая первая цель любого таможенного представителя — это извлекаемая экономическая выгода путем получения прибыли на систематической основе. Помимо этого, представляется важным наладить взаимосвязи с органами таможенной деятельности. Отсутствие стабильным отношений с указанными государственными органами могут привести к потере доверия, исключению из реестров и прекращение деятельности юридического лица.

Мы разделяем мнение А. В. Табаковой, которая считает, что в российской практике перед таможенными посредниками самой важной и существенной задачей является создание прочных отношений с таможенными органами, в том числе неформальных. Показатели деятельности таможенного посредника, получаемый им доход напрямую зависит от наличия хороших взаимоотношений с представителями таможенных органов, от их «благосклонности и щедрости» [7, с. 49].

Безусловно, такие действия формируют риск возникновения коррупции в таможенной сфере. Представителям таможенных органов гораздо легче осуществлять свою незаконную коррупционную деятельность с проверенных таможенным посредником, чем с часто меняющимися производителями, продавцами и покупателями. Например, таможенные представители могут завышать уплату участников внешнеторговой деятельности, не информировать о наличии таможенных льгот и другое. Таким образом, неформальные отношения способствуют возникновению коррупции и, как следствие, деструктивному перекосу всей системы таможенной предпринимательской деятельности.

Получение разрешения государственных органов на осуществление посреднической деятельности и включение в соответствующие реестры строго контролируется уполномоченными на это таможенными органами. Мы предлагаем уменьшить государственный контроль в этой сфере, перейдя от разрешительной системы, предполагающей получения одобрения соответствующих государственных органов на включение в реестры, к саморегулированию.

На сегодняшний день саморегулирование получило большое распространение в области строительства, аудита, консалтинга, фондовых бирж, ценных бумаг, теплоснабжении и другое. В соответствии с законодательным определением саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности. Ее правовая и экономическая сущность выражается в создании правил и порядков реализации предпринимательской деятельности, осуществлении контроля за соблюдением принятых стандартов и правил. Иными словами, наблюдается делегирования части государственных полномочий российским организациям, которые становятся ответственными за неукоснительное выполнение принятых ими самими требований и правил.

Здесь необходимо провести четкую границу, что саморегулируемые организации не подменяют деятельность органов государственной власти, вместе с тем и не поглощаются государственным аппаратом. Мы согласны с мнением Ю. Г. Лесковой, которая считает, что указанные «механизмы должны функционировать во взаимодействии, дополнять друг друга с целью наиболее эффективного достижения поставленных целей» [3, с. 19].

Деятельность саморегулирующих организаций представляется весьма актуальной для рынка таможенных услуг. В первую очередь это связано с теневым рынком, на котором функционируют так называемые «серые» и «черные» брокеры. Саморегулирование будет способствовать сокращению количества таких организации, занимающихся незаконной деятельностью, и организации более эффективного контроля за ними на рынке.

Например, национальным объединением таможенных представителей уже разработаны стандарты и правила саморегулируемой организации таможенных представителей, включающие требования безусловного выполнения положений таможенного законодательства [5]. В частности, регламентируются требования к заключению договоров на таможенные услуги, оказываемые таможенным посредником, оценочная деятельность таможенных услуг и другое.

Разрабатываемый данным объединением проект делает акцент на правила регулирования гражданских правоотношений таможенного посредника с иными участниками внешнеторговой деятельности, вместе с тем не регламентирует порядок получения юридическим лицом статуса таможенного представителя. Авторами указанного проекта предполагается, что таможенные органы будут вести реестр, не выдавая разрешения на включение организаций с список, но в целях информированности государственных органов. При этом контроль будет осуществляться не за конкретными таможенными посредниками, а за саморегулируемыми организациями, в которых они входят [2]. Мы разделяем рассмотренные подход к реформированию таможенной предпринимательской деятельности и считаем, что необходимо проводить либеральную политику в полной мере, не ограничиваясь половинчатыми мерами.

Таким образом, подводя итог исследования необходимо отметить перспективное направление дельнейшего развития таможенной предпринимательской деятельности, заключающееся в организации саморегулируемых организаций и увеличения объема их прав. В частности, предлагается делегировать функции таможенных органов по ведению реестров на них. Саморегулирование будет способствовать достижению баланса между частными и публичными целями в сфере осуществления таможенной предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Демин А. В. «Мягкое» право в эпоху перемен: опыт компаративного исследования. М., 2016. С. 49.
  2. Кошкаров Е. Контроль качества услуг — дело бизнеса. URL: http://notp.ru/?page_id=294 (дата обращения: 20.07.2020).
  3. Лескова Ю. Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 19.
  4. Матвиенко Г. В. Административные процедуры в таможенном праве / под ред. С. В. Запольского. М., 2008. С. 68.
  5. Официальный сайт Национального объединения таможенных представителей. URL: http:// notp.ru/?page_id=124 (дата обращения: 20.07.2020).
  6. Современные информационные технологии для развития института таможенных представителей. URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20847:2015–04–15–12–09–18&catid=40:201101–24–15–02–45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 20.07.2020).
  7. Табаков А. В. Чьи интересы представляет таможенный представитель? Опыт изучения неформальных отношений в таможенной сфере // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (54). С. 49.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный посредник, таможенная предпринимательская деятельность, внешнеторговая деятельность, орган, таможенное законодательство, посредническая деятельность, предпринимательская деятельность, публичная сторона, таможенная граница, таможенный представитель.


Похожие статьи

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Соотношение гражданско-правовых и таможенно-правовых...

Таможенное законодательство регулирует целый спектр общественных отношений.

Договоры с таможенными представителями носят публичный характер.

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая...

Административная деятельность таможенных органов при...

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая предпринимательская деятельность, подлежит

В связи с тем, что деятельность в сфере таможенного дела является предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области...

Основные направления деятельности таможенных органов...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Сокращение издержек участников внешнеторговой...

В статье представлены результаты исследования развития таможенного декларирования в электронной форме как одного из факторов сокращения издержек участников внешнеторговой деятельности.

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Модель «Blockchain-IoT-SmartContracts» как основа...

Сложность процесса таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), объясняемая

Рис. 1. Модель взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в рамках распределенных...

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему...

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

Статья посвящена проблемам взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. Раскрыты сущность и необходимость совершенствования механизма информационного взаимодействия между ними.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо

Таможенный тариф-это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Интернет-торговля, нетарифное...

Похожие статьи

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы...

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Соотношение гражданско-правовых и таможенно-правовых...

Таможенное законодательство регулирует целый спектр общественных отношений.

Договоры с таможенными представителями носят публичный характер.

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая...

Административная деятельность таможенных органов при...

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая предпринимательская деятельность, подлежит

В связи с тем, что деятельность в сфере таможенного дела является предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области...

Основные направления деятельности таможенных органов...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Сокращение издержек участников внешнеторговой...

В статье представлены результаты исследования развития таможенного декларирования в электронной форме как одного из факторов сокращения издержек участников внешнеторговой деятельности.

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган...

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, таможенный тариф, Евразийский экономический союз...

Модель «Blockchain-IoT-SmartContracts» как основа...

Сложность процесса таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), объясняемая

Рис. 1. Модель взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в рамках распределенных...

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, играя ключевую роль для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государства, а также оказывая влияние на национальную экономику стран, представляет собой сложную систему...

Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников...

Статья посвящена проблемам взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. Раскрыты сущность и необходимость совершенствования механизма информационного взаимодействия между ними.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо

Таможенный тариф-это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Интернет-торговля, нетарифное...

Задать вопрос