Отдельные сведения из истории науки фикха в Мавераннахре в XVI веке
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Отдельные сведения из истории науки фикха в Мавераннахре в XVI веке

В статье даны сведения об источниках науки фикха, созданных в XVI веке и относящихся к фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз. Говорится о комментариях к «Мухтасар аль-Викая”, написанных в XVI веке, а также о произведениях, касающихся сборников фетва и распределения наследства. Также впервые упоминается об отдельных факихах, осуществлявших деятельность в данном периоде и их научном наследии.
Поделиться в социальных сетях
8 просмотров
Библиографическое описание

Аминов, Х. А. Отдельные сведения из истории науки фикха в Мавераннахре в XVI веке / Х. А. Аминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 262-266. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72684/ (дата обращения: 02.08.2021).



В статье даны сведения об источниках науки фикха, созданных в XVI веке и относящихся к фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз. Говорится о комментариях к «Мухтасар аль-Викая”, написанных в XVI веке, а также о произведениях, касающихся сборников фетва и распределения наследства. Также впервые упоминается об отдельных факихах, осуществлявших деятельность в данном периоде и их научном наследии.

Ключевые слова: источники по фикху, фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз, “Мухтасар аль-Викая”, сборники фетва, вопросы распределения наследства, факихы, осуществлявшие деятельность в период Шейбанидов, научное наследие.

Исламский фикх ( наука о законах шариата ), то есть исламское законоведение, в Центральной Азии считается одной из отраслей, внёсших весомый вклад в развитие науки в регионе и в пределах всего исламского фикха. Несомненно, что и в XVI веке со стороны древних факихов Мавераннахра были созданы источники по фикху (в основном, сборники фетва – решения по какому-либо юридическому вопросу, вынесенное духовным лицом на основании догматов религии и шариата, – комментарии, трактаты малого объёма), имеющие региональное значение и значение в пределах всего исламского фикха.

В XVI в. в Мавераннахре правила династия Шейбанидов (1500–1598). В этот период жили и творили такие факихы, как Мавлави Абулмакарим ибн Абдуллах ибн Мухаммед (год смерти 1501), Мавляна Фасихиддин Хирави (год смерти 1513), Мавляна Рузбехан Исфахани (1457–1521), Абду-л-Алий ибн Мухаммед ибн Хусейн аль-Биржанди (год смерти 1529), Шамсиддин Мухаммед Кухистани (год смерти 1556), Джалаледдин Махмуд ибн Абу Бакр Гуримири Самарканди (XVI век), Мухаммед Амин ибн Убайдуллах аль-Муъминабади аль-Бухари (год смерти 1570), Мавляна Садык Самарканди (год смерти 1598), Али ибн Муҳаммед Али аль-Хорезми (XVI в.). Сведений об этих учёных очень мало. К сожалению, со стороны востоковедов и исламоведов мира достаточных исследований о них не велось. В “Сборнике Восточных рукописей” института Востоковедения Республики Узбекистан имени Абу Рейхана Беруни и других каталогах даны краткие сведения о некоторых копиях отдельных рукописей их произведений.

Анализ источников по фикху, созданных в XVI в Мавераннахре показывает, что они состоят из комментариев к фикхическим текстам, фетва и сборников “ДЖунг“, а также трактатов, посвящённых фикху. Кроме этого написано несколько произведений, посвящённых отраслям шуру, эхтисоб, адаб аль-казо и фароиз фуруъ аль-фикха. В частности, к одному из известных источников ханафийского фикха, относящихся к перу Убайдуллаха ибн Тадж аш-шариъа аль-Бухари (год смерти 747/1346) после XIV века составлено более десяти комментариев [1, 201; 11, 62].

Четыре арабских, три персидских комментариев к “Мухтасар аль-Викая” были созданы именно в период правления Шейбанидов.

Фасихиддин Хирави (год смерти 1513) был учёным, окаймлявшим кайму к “ал-Хидая” и “Шарх аль-Викая”, его комментарии получили известность в Хорасане, Индии и Мавераннахре. Они были в числе книг, которыми во множестве пользовались студенты. Шейх-уль-ислам Самарканда Мавлави Абулмакарим ибн Абдуллах ибн Мухаммед был одним из факихов. Когда Захириддин Бабур (1483–1530) пришёл в Самарканд, он помог открыть для него ворота города. Когда Шейбанихан (1500–1510) в 1505 г. осуществил в течение шести месяцев блокаду Самарканда Мавлави Абулмакарим был рядом с Бабуром [7, 112–113].

Единственным произведением Мавлави Абулмакарима является его комментарий к “Мухтасар аль-Викая”, написанный на арабском языке, и состоящий из трёх частей. Кроме этого, Абду-л-Алий ибн Мухаммед ибн Хусейном аль-Биржанди (XVI век) в 935/1528–29 году также написаны комментарии, к “Мухтасар аль-Викая”, автографические копии которых хранятся в фондах института Востоковедения [3, 41].

Мавляна Шамсиддин Мухаммед ибн Хусамиддин аль-Ханафи аль-Бухари аль-Хорасани аль-Кухистани (приблизительно в 1465–1556 гг.) был муфтием в Бухаре, в период правления Убайдуллахана (1487–1540) и прославился своим произведением под названием “ДЖамеъ ар-румуз”. Это произведение считается комментарием, состоящим из четырёх частей, написанным на арабском языке к “Мухтасар аль-Викая” [9, 276–278]. “ДЖамеъ ар-румуз” среди комментариев является самым крупным по объёму, он был посвящён Убайдуллехану. Кроме этого имеется более десяти произведений аль-Кухистани, копии большинства всех рукописей которых хранятся в фондах института Востоковедения [8, 243–250].

В “ДЖамеъ ар-румуз” встречаются имена более 270 факихов, муфассиров, мухаддисов и других авторов, иктибосы и ссылки, взятые из более 300 произведений. Кроме того его значение ещё более повышает приведение в нём лексических и законных с точки зрения шариата значений фикхических терминов один за другим. Именно поэтому в последующих веках почти во всех произведениях, посвящённых фикхическим терминам (истилахи фикхия) и текстам, можно увидеть использование ими данного фикхического источника. В частности, Ибн Абидин (1783–1836) в произведении “Радд ал-мухтар” а также, “Танких фатовойи хомидиййа”, Абдулхай Лакнави (1847–1886) в произведениях “Умдат ар-риая”, “Таълик ал-мумуджжад”, Мухаммед Ашраф Али ат-Таханави (1863–1943) в произведении “Кашшафу истилахат ал-фунун” успешно пользовались “ДЖамеъ ар-румуз”ом.

В XVI в. созданы три персидских комментария к “Мухтасар ал-Викая”. Комментарии таких мусульманских законоведов как Джалаледдин Даввани (1427–1502), Мухаммед Салах (XVI век) более всего обладали особенностями перевода, и поэтому в них не было уделено достаточного места для комментариев. Несмотря на это, персидский комментарий Мухаммед Салаха уже в XIX в. был переведён на язык тюрки.

Джалаледдин Махмуд ибн Абу Бакр Гуримири Самарканди (XVI век) считается одним из потомков известного факиха Бурханиддина Маргинани (1111–1197). Его единственным произведением, известным в настоящее время является комментарий на персидском языке, написанный к произведению “Мухтасар аль-Викая”. По причине того, что автор проживал в гузаре Гуримир Самарканда, он творил под псевдонимом Гуримири и данный его комментарий был известен более всего в качестве “Гурмири”. В последующие века в качестве комментария “Мухтасар аль-Викая” на персидском языке произведение широко использовалось в качестве дополнительного учебника [2, 216].

Комментарий “Гуримири” был посвящён Убайдуллахану и отпечатан в Индии и Бухаре способом литографии [7, 203]. До настоящего времени ни один из данных комментариев в современных изданиях не публиковался и по ним не велось также научных исследований.

Анализ комментариев, написанных в XVI в. в Центральной Азии к “Мухтасар аль-Викая” показывает, что в них больше внимания обращалось на фуруъ аль-фикх , доказательств фикхических взглядов посредством аятов ( стихов из Корана ) и хадисов ( преданий о пророке Мухаммеде ) почти не встречается. Между тем, комментарии к “Мухтасар аль-Викая”, написанные в тот период Али аль-Кари (год смерти 1605), ушедшего в Мекку из Герата и жившего там, известны последовательным приведением доводов, взятых из аятов и хадисов ханафийского толка. В целом, в XVI-XIX вв. произведений, созданных в Центральной Азии, касающихся отрасли ахком , посвящённых доказательствам фуруъ ал-фикха, не встречается.

Из первоначальных и известных сборников фетва , созданных в период правления Шейбанидов, два сборника принадлежат перу Али ибн Мухаммеда Али аль-Кубрави аль-Харезми. Т.к. он писал свои произведения, посвящая их Шейбани хану, можно утверждать, что он родился в конце XV в. в Хорезме и жил в первой половине XVI в. Слово Аль-Кубрави в его нисбе означает его принадлежность к тарикату ( путь духовного совершенствования ). Первоначальное образование он получил в Хорезме, был муфтием ( толкователем шариата , законоведом, дающим заключения по духовным и юридическим вопросам ) в Бухаре. Научное наследие Али Харезми довольно богато и оно полностью посвящено исламскому фикху. Самые крупными его произведениями являются такие, как “Фатавайи Шайбани”, “Фатавайи Алия”, которые и в последующих периодах не потеряли своего значения. Иктибосы, взятые из двух данных фетв, нашли своё отражение в сборниках “ДЖунг”, созданных XVI-XIX вв. и документах, касающихся риваятов ( заключений, дававшихся муфтием по какому-либо юридическому или правовому вопросе на основе законов шариата). Мухаммед ибн Баба Самарканди, известный в XVI в. под именем “Муфтийи калан” (“Великий законовед”), также оставил ряд фикхических произведений, написанных им, он особенно прославился своим произведением, состоящим из сборника фетва “Фатавайи Самарканди” [6, 177 б -313 б ].

Автор старался найти ответы на широко распространённые вопросы по фикху, и собирать тексты фикхических риваятов, получивших известность в период его творчества. Его значение в изучении развития фикха в период правления шейбанидов велико. По указанию в текстах приведённых риваятов фраз “это фетва населения Бухары”, “это фетва населения Ташкента” можно узнать, какие фикхические тексты и правовые вопросы были широко распространены в тот период в центральных городах Мавераннахра. Под отдельными риваятами отмечено, какой именно муфтий и улемы ( учёные из верхушки мусульманского духовенства ) дали фетва в период жизни автора.

Мир Хабибуллах ибн казий мир Джелаледдин аль-Хусейни также, собрав в период своей жизни вопросы по фикху, которые он считал важными, создал книгу фетва. Он являлся сыном Шейх-уль-ислама Ходжи Джелаледдина Хашими ас-Сиддики (1438–1528), и в его книге “Музаккири ахбаб” (“Обсуждение с друзьями”) приведены сведения ещё об одном сыне Низамиддине Яхё [9]. Данный сборник фетва посвящён Убайдулла хану. По какой-то причине в образце книги, подготовленной в 1182/1769 г. Мухаммед Шарифом ибн Мухаммед Рахимом ДЖуйбари он называется Ходжаи ДЖуйбари [4, 2 а ]. В сборнике в основном приведены копии документов риваятов, бывших в XVI в. в широком употреблении. В данной рукописи почти после каждой копии риваята Казий Ибадуллахом ибн казий ходжа Арифом аль-Бухари приложена круглая печать, соответствующая 1160/1747 г.

Мухаммед Амин ибн Абдуллах аль-Муъминабади, живший во второй половине XVI в., со своим сборником фетва по названию “Фатавайи Аминия” также остался в истории. Муъминабад – название кишлака, относящегося к Бухаре. Автор также написал произведения “ДЖунг”, “Шархи Фикхи Кайдани”. Впервые о нём приводятся сведения в “Музаккири ахбаб” [10, 148–150; 201–202].

Важное произведение, касающееся отрасли шурутФуруъ аль-фикха , принадлежит перу Али аль-Харезми. Он называется “аль-ДЖамиъ аль-алия фи-л-васайик аш-шаръия ва-с-сижиллат аль-маръия” (“Высший сборник о соблюдаемых сижиллах и позволительных васиках” ( документах на право постоянного или временного владения недвижимым имуществом ), и хранится в фондах института Востоковедения под порядковым номером 9138. Данное произведение состоит из двух тетрадей. В первую тетрадь внесены 25 статей, во вторую — 34 статьи. Есть также и заключение. Этот образец относился к дворцовой библиотеке хана Хивы Аллакули Бахадурхана (1825–1842). В произведении идёт речь о составлении документов для ведения дел в казиханах (судебных помещениях ), образцах документов, его теоретических сторонах. Данное произведение уже в XVI в. было довольно известным. Вышеуказанный Муфтийи калан Самарканди в дополнении, написанного к своему трактату “Фаваид” название данного произведения отмечает в виде “Васайики алия”, и упоминает, что его автограф и копия автора с его проставленной печатью имеются в Бухаре. Здесь он называет автора как Мавляна Ходжа Али аль-муфтий, и упоминает его почётное звание “Умдат ал-фукаха ва-л-муфтийин” (“Опора, оплот факихов и муфтиев”) [5, 317 а ].

В исследовании института мухтасибства ( мухтасиб, лицо наблюдавшее на базаре за точностью веса и мер, за правильностью употребления монетных единиц и за исполнением предписанных шариатом религиозных обрядов и правил поведения) — миршабства и контроля в исламе имеет большое значение произведение Али аль-Харезми “Фаваид” (“Пользы”). В произведении “Фаваид”, написанном на персидском языке, автор показывает Шейбани хану, на что нужно обращать внимание в управлении государством, подробно останавливается на необходимости пользы благоустройства государства. В конце произведения также освещены такие темы как, что должны делать мухтасибы, какими качествами обладать, каким образом осуществлять свою деятельность. В произведении идёт речь о приличиях, нравственности, национальных традициях, необходимых для духовного развития. “Фавоид” разделён на четыре главы (мажлис). Каждый мажлис разделён на такие части как, “конун” (“закон”), “зарб” (“удар”), “матлаб” (“цель”).

Адаб ал-казо (приличия высокопоставленного лица) — является отраслью, посвящённой теме приличий в вынесении решения (приговора), в которой анализируются вопросы, каким должен быть казий, как он должен себя вести, каким образом выносить решения, его отношения с другими казиями и населением, где должна располагаться казихана ( судебное помещение ), какой она должна быть, деятельность казия и работников казиханы. В отрасль адаб аль-казо можно внести произведения, в которых идёт речь о приличиях в вынесении фетвы со стороны муфтиев, правила фатвонависа ( составления фетвы ), учтивость просителей. В Мавераннахре такие произведения как “Одаб ал-муфтин ва-л-мустафтин” ( “Приличия дающего фетву и просителя фетвы”), “Табсират аль-муфти” ( “Указания муфтия” ), относящиеся к этой теме, считаются самыми известными. Имя автора произведения “Табсират аль-муфти”, написанного в XVI в. в Мавераннахре, неизвестно, но оно посвящено Султану Абдуллатифхану. Произведение состоит из вступления, 8 глав и более 600 малых частей. Также имеется около 20 небольших раздела, называемых “танбех” ( “предупреждение” ). 4 копии рукописи данного произведения хранятся в фондах института Востоковедения. В трактате подробно описаны достоинства науки фикха, условия составления фетвы, условия, требуемые для обязанностей муфтия, приличия вынесения фетвы. Примечательно, что посредством примеров, взятых из источников по фикху, разъяснены правила таржех а. В теоретическом отношении дано обоснование того, каким образом муфтии должны использовать источники. Произведение имеет значение для изучения источников по фикху, деятельности муфтиев в период правления шейбанидов.

Наука распределения имущества — фараиз (обязательные религиозные предписания для мусульман) , относящаяся к числу исламских наук в XVI в. также получила развитие в Мавераннахре. Известны пять письменных произведений, относящихся к этому периоду, четыре из них принадлежат перу Муфтийи калана Самарканди и Мухаммед Амина Муъминабади. Данные произведения посвящены теоретическим сторонам фароиза. Из-за того, что в отрасли фароиза широко использовались арифметические правила и алгебраические уравнения, сохранился также трактат Муфтийи калон Самарканди малого объёма по математике. Мухаммед Ахсиги посвятил своё произведение “Тухфат аль-ихван” (“Подарок друзьям”), написанное в стихотворной форме, науке фароиз. Сведений об авторе не встречалось.

В XVI-XIX вв. в развитии школ фикха в Мавераннахре имели важное значение сборники под названием “ДЖунг”. Первоначальные образцы “ДЖунг”ов относятся к XVI в. и являются сборниками вопросов по фикху, составляемых в течение этого периода муфтиями, казиями и факихами. Из источников по фикху, написанных в предыдущие периоды, по темам занимают места иктибосы. Здесь уместно отметить, что “ДЖунг”и были продуктом творчества факихов Центральной Азии и именовались “ДЖунги риваёт” (“Сборник риваятов” ), “ДЖунги Мухтасар” ( “Краткий сборник” ), “ДЖунги махзарат” ( “Сборник сокровищниц” ), “ДЖунги фатава” ( “Сборник фетва” ) и др. Копия каждой из них занимала место в библиотеке любой казиханы Центральной Азии.

В “ДЖунг”ах приведены правовые вопросы, широко распространённые среди населения, фетва-ответы, копии с законных риваятов, бывших в употреблении в муфтиятах и казиханах. Следовательно, сборники фикхов по названию “ДЖунг” имеют очень большое значение в изучении сторон, внедрённых в практику ханафийского фикха в Центральной Азии. В частности, оригиналы, отражённые в “ДЖунг”ах, не сохранились до нашего времени, важное значение имеют законные риваяты (шаръий риваятлар), составленные в XVI-XVIII вв. В целом, значение сборников “ДЖунг” в изучении развития фикха в ханствах Средней Азии в XVI-XX вв. не поддаётся сравнению.

В истории фикха Мавераннахра период Шейбанидов считается периодом застоя и разрозненности (XIII-XIV вв.). В действительности, история фикха Мавераннахра до XIV в. изучалась путём периодизации. Изучаемый нами XVI в. приходится на период застоя или разрозненности в отрасли фикха. Учёные-законоведы вместо написания новых книг фатава, охотнее опирались на фетва, написанные в прежних веках. Однако, в Мавераннахре в фикхе ханафийства было создано несколько признанных книг по фикху (например, несколько комментариев к “Мухтасар аль-Викая”), фетва “Фатавайи Шайбания” (“Фетва Шейбани”), “Фатавайи алия” (Фетва Али”, “Фатавайи Самаркандия” (“Фетва Самарканда”), “Фатавайи Аминия” (“Фетва Амина”). В XVI в. не встретилось ни одного произведения в отрасли усул аль-фикх а, в произведениях, относящихся к этим отраслям, не составлены комментарии. Также не встречается произведений по отраслям ахкам, хилаф, сийарфуруъ аль-фикх а.

Источники по фикху, созданные в XVI в. и в последующие периоды, служили в качестве важных пособий для факихов и казиев, улемов и студентов Мавераннахра. Нет сомнения в том, что изучение развития фикха — исламского права данного периода – поможет открыть новые страницы истории узбекского народа.

Литература:

  1. Абдулхаким Шаръи Жузджани. Ислом хукукшунаслиги. Ханафий мазхаби ва Урта Асия факихлари. — Т.: Издательство “Тошкент ислам университети, 2002.
  2. Об этой книге и других книгах-учебниках, преподающихся в Бухарских медресе см.: Хаников Н. Описание Бухарского Ханства. — Москва, 1843.
  3. Маҳмуд Хасани. ал-Маргинанийнинг “Хидая” асари ва унга язилган шархлар. — Т.: Издательство народного наследия имени А.Кадыри, 2000.
  4. Мир Хабибуллах Хусайни. Фатава. Фонд института Востоковедения, рукопись: № 12809.
  5. Мухаммад ибн Баба калан муфти Самарканди. Фаваиди Мулла Калан. Фонд института Востоковедения, рукопись № 2638/VI.
  6. Мухаммад ибн Баба Самарканди. Фаваиди Самарканди. Фонд института Востоковедения, рукопись: № 2638/V.
  7. Муҳаммад Салих. Шайбанийнама / Подготовил к изданию и автор предисловия Э.Шодиев. — Т.: Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, 1989.
  8. Собрание восточных рукописей академии наук Узбекской ССР (СВР). Том IV / Под редакцией и при участии: А. А. Семенов. — Т.: Из-во академии наук УзССР, 1952.
  9. Талабов Э. “ДЖамиъу-р-румуз” — кимматли манба // Узбекистанда дунёвий ва диний кадриятлар уйгунлиги. — Т.: Издательско-типографское объединение “Тошкент ислом университети”, 2009.
  10. Хасанходжа Нисари. Музаккири ахбаб / Перевод с персидского языка Исмаила Бекжана. — Т.: Издательство народное наследие имени А.Кадыри, 1993.
  11. Шайх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф. Кифоя шархи Мухтасари Викая. I-часть. — Т.: Шарқ, 2008.

основные термины

генерируются автоматически
источники по фикху, фуруъ ал-фикх, адаб ал-каза и фараиз, “Мухтасар аль-Викая”, сборники фетва, вопросы распределения наследства, факихы, осуществлявшие деятельность в период Шейбанидов, научное наследие
публикация
№29 (319) июль 2020 г.
дата публикации
июль 2020 г.
рубрика
Культурология
язык статьи
Русский
Опубликована