Топонимика романа Ф. М. Достоевского «Подросток» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 17.07.2020

Статья просмотрена: 592 раза

Библиографическое описание:

Боженова, И. А. Топонимика романа Ф. М. Достоевского «Подросток» / И. А. Боженова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72664/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор пытается определить основные группы топонимов в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».

Ключевые слова: Петербург, Москва, Васильевский остров, Морская улица, Аркадия, город, микротопонимы.

Для Ф. М. Достоевского при создании романов было важно выбрать не только именование персонажей, но и названия тех мест, где они проживают: астионимы (названия городов), комонимы (небольшие населенные пункты), урбанонимы (улицы и переулки). В тексте романа использованы реальные названия, можно назвать две основные группы топонимов — микротопонимы Петербурга , микротопонимы Москвы . Достоевскому важна обстановка действия, но он не столько описывает ее, сколько на нее ссылается как на знакомую — ему самому и его читателям.

Микротопонимы Петербурга

Основные события романа «Подросток» происходят в Петербурге, микротопонимы, встречающиеся в романе, являются реальными; они связаны с городом на Неве. Именно поэтому, наименования географических объектов, которые использованы в романе, составляют реальные топонимические единицы.

Ф. М. Достоевский — петербургский писатель. Образ этого города присутствует практически во всех его произведениях. Главное для писателя в Санкт-Петербурге то, что европейская и русская цивилизация сошлись воедино, это город, построенный силой, неестественно созданный, а потому отколотый от почвы.

По мнению Д. С. Лихачева, внимание Достоевского к реальному рельефу Санкт-Петербурга не ограничивается обозначением адресов и маршрутов. Каждый регион Санкт-Петербурга своеобразен по-своему [2, с. 85].

Васин проживал на Фонтанке рядом с Семеновским мостом — районе, где строились общественные жилые дома для малоимущих. Герой проводит занятия на Васильевском острове , который почти всю историю был главным образовательным центром города. В XIX веке там находился Санкт-Петербургский государственный университет и Российская академия наук, а также множество женских и мужских гимназий, большинство из которых располагались на Большом проспекте. Помимо того, в середине XIX века на углу этого бульвара и 9-ой линии появился первый детский сад в России. Еще во времена Петра Великого на Васильевском острове были построены дворянские дома. В романе «Подросток» Васильевский остров стал контекстуальным антонимом Фонтанки . На Васильевском острове Аркадий пил кофе перед посещением княжеской квартиры Васина.

Госпожа Лебрехт живет в Казанской части области города. Казанская часть частично охватывает территорию города и ограничена набережными Крюкова канала, Мойки и Екатерининского канала. Для удобства эта территория была разделена на несколько кварталов, поэтому в объявлении содержалась надпись с указанием на участок: «19 сентября этого года, в двенадцать часов утра, Казанская часть , определенное место и так далее. В доме номер и так далее, движимое имущество мадам Лебрехт будет продано» [1, c. 265].

Версилов рассказывает Аркадию, что в детстве он смотрел на статуи в Летнем саду.

На Петербургской стороне Ефим Зверев временно жил со своей тетей, Крафт тоже жил в этом районе. Название Санкт-Петербургской стороны было присвоено группе островов, в которых включались: остров Петербургский, Аптекарский, Петровский и Заячий острова.

На Большом проспекте , расположенном на Петербургской стороне, Аркадий, уходя от Крафта, обедал в таверне «за 20 копеек и не более 25» [1, c. 321]. Таверна была переполнена, там «пахло обугленным маслом, салфетками и табаком. Это отвратительно над моей головой, и тихий соловей с мрачным вздохом по дну клетки тюкал носом о дно своей клетки безголосый соловей, мрачный и задумчивый» [1, c. 321]. В XIX веке Большой проспект превзошел Большую Садовую и по количеству магазинов и считался главной торговой улицей города.

Версилов жил в Семеновском полку, на Можайской улице , в доме Литвиновой под номером 17, в коммунальной квартире № 13. Можайская улица находится в бывшей части Москвы, между Обводным каналом и Загородным проспектом. Рядом располагались казармы Семеновского полка. Этот район расположен на границе между богатыми жилыми кварталами и бедными деревянными домами ремесленников и мастеров. За тридцать копеек Аркадий ищет комнату в гостинице «в конце Обуховского бульвара , у Триумфальной арки », «только чтоб не останавливаться у Версилова» [1, c. 475]. Название Обуховского проспекта происходит от Обуховского моста, который является его продолжением. Триумфальная арка является продолжением Царскосельского проспекта, а не проспекта Обухова. Это пригород Санкт-Петербурга, где находилась городская застава, поэтому район, в основном, был местом проживания для бедных людей. «И вот, проходя уже мимо Технологического института, мне вдруг почему-то вздумалось зайти к Татьяне Павловне, которая жила тут же напротив Технологического» , — говорит Аркадий во время поиска комнаты на одну ночь [1, c. 476].

В тексте в рассказе Стебелькова называются Невский проспект и Морская улица : «Я шел по проспекту Невского , и друг заметил прохожего на другой стороне улицы. Я хотел узнать характер данного господина. Мы одновременно дошли до поворота на Морскую, по разным сторонам, и соответственно там, где английский магазин, нами был замечен другой человек, который был недавно раздавлен лошадью. Но друг проходит четвертый человек-прохожий, который хочет определить наш характер, то есть нас троих, вместе с раздавленным, на предмет основательности и практичности... [1, c. 462] » . В ресторане « В Морской » Аркадий лучше узнает компанию Ламберта . Большая Морская улица — одна из старейших улиц Санкт-Петербурга. Со временем несколько коротких улиц с разными названиями объединились в одну Большую Морскую улицу, пролегающую от арки Генштаба до Крюковского канала. В первые годы существования города здесь жили ремесленники и рабочие Адмиралтейских верфи. Во второй половине XIX века эта улица кардинально изменилась. На ней расположились дома крупнейших петербургских ювелиров, их магазины и мастерские.

Стебельков отметил, что Аркадий носил «платье с Большой Миллионной» [1, c. 633]. Она получила такое название, так как на этой улице жили в основном богатые Санкт-Петербурга.

Во времена Достоевского главный рынок города располагался на Сенной площади , поэтому с раннего утра и до позднего вечера здесь всегда была большая толпа людей. На этой площади было множество ночлежек и притонов, низкопробных питейных заведений. Аркадий, опуская сани, замечает, что «на Сенной , говорят, воры» [1, c. 455].

Вернувшись с аукциона, Аркадий Долгорукий считает, что «в Петербурге же столько аукционов, распродаж, мелких лавочек на Толкучем и нуждающихся людей, что невозможно, купив вещь за столько-то, не продать ее несколько дороже» [1, c. 341]. Толкучий рынок получил свое название в честь своего богатого разнообразия товарами, где можно было купить все, что угодно. Впервые этот рынок был открыт в 1802 году и находился он на территории Апраксина двора, но после пожара в 1862 году большая часть построек рынка были уничтожены. А вскоре после этого происшествия его снова открыли под новым названием Ново-Александровский рынок .

В описании Петербурга Достоевский всегда подчеркивал тот факт, что большой город — как очаг дьявольской цивилизации. Это негативно сказывается на человеке. Достоевский чувствовал Петербург , который помог ему описать его так ярко и необычно. Примечательно, что здесь жил автор, и он всегда старался учесть, как можно больше контрастов

Микротопонимы Москвы

В романе присутствуют упоминания о Москве — городе, где можно получить образование, — улицы Селезневская , где находился пансион Тушара , и Мясницкая , на которой жил князь В-ской; Тверской бульвар , где Аркадий знакомится со студентом; Арбат , на котором находился дом Фанариотовой, Кузнецкий мост .

Таким образом, несмотря на то что Ф. М. Достоевский считается одним из создателей петербургского текста, в судьбе писателя Москва все же занимает определенное место, однако московские реалии в романе «Подросток» встречаются достаточно редко. На протяжении всего романа Москва взаимосвязана с Петербургом : в Москве проживают люди, судьба которых полностью зависит от того, как обернутся дела в Петербурге .

Итак, в романе «Подросток» Ф. М. Достоевский использует различные группы топонимов. Чаще всего это микротопонимы Москвы и Петербурга Наименования географических объектов, как правило, выполняют ориентационную функцию, то есть помогают наиболее точно определить читателю место действия и сориентироваться в художественном пространстве. Различные группы топонимов использованы также для передачи определенного настроения, а также в контексте воспоминаний ( Летний Сад, Васильевский остров) .

Литература:

  1. Достоевский Ф. М. Подросток / Ф. М. Достоевский. — М.: АСТ, 2020. — 850 с.
  2. Лихачев Д. С. «Летописное время» у Достоевского — Л.: Наука, 1981. — С. 80–95.
Основные термины (генерируются автоматически): Петербург, Васильевский остров, москва, Морская улица, Аркадия, город, казанская часть, роман, летний Сад, Петербургская сторона.


Ключевые слова

Москва, город, микротопонимы, Петербург, Васильевский остров, Морская улица, Аркадия

Похожие статьи

Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье авторы пытаются определить значение числовой символики в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Апокалиптические мотивы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В статье авторы пытаются определить значение апокалиптических мотивов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина

В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Освещение бесправного положения женщин в России XIX века Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание»

В этой статье автор пытается определить, как и где Ф. М. Достоевский освещает угнетенное положение русских женщин XIX века в романе «Преступление и наказание».

Похожие статьи

Числовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье авторы пытаются определить значение числовой символики в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Апокалиптические мотивы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В статье авторы пытаются определить значение апокалиптических мотивов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Исторические прототипы преступников в романе «Подросток» Достоевского

Задача предлагаемой статьи, — наметить некоторые исторические параллели, встречающиеся в романе «Подросток». В работе предпринимается попытка прочтения романа Достоевского «Подросток», обращая внимание на сопоставление отрицательных персонажей романа...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина

В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Освещение бесправного положения женщин в России XIX века Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание»

В этой статье автор пытается определить, как и где Ф. М. Достоевский освещает угнетенное положение русских женщин XIX века в романе «Преступление и наказание».

Задать вопрос