Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 15.07.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Лямина, О. И. Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе / О. И. Лямина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72653/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Ключевые слова: преемственность , текстовая задача, дошкольник, младший школьник.

Выявление и исследование факторов, влияющих на развитие обучающихся и на осознанное усвоение ими программного материала на каждой ступени образования является актуальной педагогической проблемой и для теории, и практики обучения. Особое место в решении данной проблемы отводится разработке вопросов преемственности между детским садом и начальной школой.

Проблема преемственности издавна интересовала ученых. Еще Я. А. Коменский говорил о необходимости установления «стройной единой системы школ», преемственной на всех ступенях. Свой вклад в развитие этого направления в педагогике внесли И. Г. Песталоцци, Ф.Фребель, Г.Оуэн, И. Ф. Герберт, П. Лесгафт, П. Каптеров, К. Д. Ушинский и другие.

С точки зрения педагогической науки преемственность определяется, как «установление необходимых связей и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях обучения» [5, с. 485], как связь, «когда новый материал логически связывается с ранее изученным материалом, опираясь на него» [2, с.75].

Особенно актуальным вопрос преемственности на дошкольной и начальной школе ступенях образования звучит в настоящее время, когда в ДОУ и начальной школе действует многообразие различных авторских программ.

Е. Н. Асмолова выделяет следующие основания преемственности, которые, как утверждает автор, обеспечивают общую готовность детей к освоению программы начальной школы, являются исходными ориентирами начального общего образования:

– «развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика;

– развитие способностей ребенка, как способов самостоятельного решения творческих и других задач;

– формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

– развитие коммуникативности, как необходимого условия успешности учебной деятельности» [1].

Одной из важнейших задач деятельности образовательных учреждений современной системы образования сопряжена с отождествлением мира дошкольника и ребенка младшего школьного возраста. Достаточно часто задачи «общего развития ребенка» в дошкольных учреждениях отходят на второй план, уступая место обучению. Более того, содержание, методы и приемы, формы организации образовательного процесса не всегда соответствуют возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей дошкольного возраста. Зачастую в детский сад механически переносятся школьные методы работы: фронтальные формы обучения, опросы детей, ответы у доски, иногда задавание домашнего задания и т. п.

Все это негативно сказывается на здоровье детей, вызывая отрицательную эмоциональную реакцию у ребенка, и как результат, нежелание идти в школу. К тому же раннее предметное обучение порождает у части первоклассников иллюзию, что они уже знают материал, что приводит к потере интереса к школьному обучению уже с первых школьных, тормозит процесс формирования навыков учебной деятельности, умственного развития.

В связи с этим следует пересмотреть на данных ступенях образования:

– общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

– принципы построения программы и методик работы;

– принципы отбора и подготовки педагогических кадров и т. д.

В рамках данной статьи мы рассматриваем пути решения проблемы преемственности на примере изучения текстовых задач в детском саду и начальной школе.

Так, Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало определяют понятие «текстовая задача», как «описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения» [7, с. 112]. Иными словами, текстовая задача может трактоваться как описание реальной жизненной ситуации, в которой даны числа и требуется выполнить арифметическое действие (действия) над ними для ответа на поставленный вопрос.

Обучение решению задач занимает особое место и в детском саду и начальной школе. Целесообразность включения задач в курс математики начальной школы и ДОУ обусловлена следующими положениями:

– используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходными для формирования у учащихся первоначальных математических понятий − с другой стороны, такие задачи позволяют учащимся видеть за математическими понятиями и отношениями вполне реальные жизненные ситуации;

– решение арифметических задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в процессе изучения математики в детском саду и начальной школе;

– обучая дошкольников и младших школьников решению текстовых задач, педагоги имеют возможность формировать у ребенка «общие методы» работы над задачей, развивать математическую речь;

– учащиеся знакомятся с явлениями окружающей действительности, имеющими важное мировоззренческое значение и основой для формирования моральных качеств (дисциплина, аккуратность, воля). Следовательно, текстовые задачи выступают и как объект изучения, и как средство формирования математических понятий.

Содержание понятия «задача» и процесс обучения ее решения на дошкольной и начальной школьной ступенях образования опираются на жизненный опыт детей, уровень развития их предметно-действенного и предметно-образного мышления, что обеспечивает постепенное вхождение обучающихся в мир математических понятий, терминов, символов, что способствует развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

Сравнительный анализ методических подходов в изучении задач в ДОУ и начальной школе показывает, что в зависимости от принципов / основных концептуальных положений, лежащих в основе каждой программы, определяются методы и приемы работы. Наиболее созвучны, что естественно, с данной точки зрения, традиционные программы детского сада (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и начальной школы (Программа М. И. Моро (УМК «Школа России»)).

Изучив многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач, можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга подхода.

Один подход нацелен на формирование у детей умения решать определённые типы задач, сначала простых, а затем составных. В русле этого подхода простая задача является основным средством формирования понятий (смысл сложения, увеличить на …, уменьшить на …, разностного сравнения) ― программа М. И. Моро. В связи с этим к решению простых задач ребята приступают уже во второй четверти первого класса. На этом этапе решение простой задачи происходит как выполнение предметной операции, и ученик не осознаёт, что в данном случае он произвёл то или иное арифметическое действие. При этом следует отметить, что, соотнося данное учителем описание (текст задачи) и его предметную иллюстрацию, дети могут ответить на вопрос задачи и, не выполняя арифметического действия, используя счёт предметов. Другими словами, выбор арифметического действия и запись решения задачи не воспринимаются ребёнком как осознанная необходимость. Поэтому главным способом организации деятельности младших школьников является показ образца решения задачи и его закрепление в процессе выполнения однотипных упражнений (задач).

Цель другого подхода — научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей — программа И. И. Аргинской. Этот подход сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия при выборе арифметических действий для ответа на вопрос задачи. Процесс решения задач рассматривается при этом как переход от словесной модели к модели математической или схематической.

Методика изучения задач в детском саду и начальной школе предполагает соблюдение определенных этапов: подготовительный, этап введения и закрепления. Методические подходы к реализации каждого этапа имеют свои определенные особенности. Так, в основе раскрытия понятия «задача» по традиционным программам обучения в ДОУ и начальной школе лежит работа с предметными множествами. Дальнейшее развитие темы также определено преемственностью в содержании, методах и приемах. Однако, система развивающего обучения требует своего особенного подхода.

Таким образом, реалии нашей жизни ставят перед педагогами одну из важнейших задач современного образования — соблюдение преемственности в обучении при здоровье сберегающим условии.

Литература:

  1. Асмолова Е. Н. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. С. 17−22.
  2. Казанский Н. Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). — М.: Просвещение, 1978.
  3. Моро М. И. Математика. Программа и планирование учебного курса. 1–4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. И. Моро, С. В. Степанова, Г. В. Бельтюкова, М. А. Батанова, Ю. М. Колягин, С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2010.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Педагогическая энциклопедия. — М.: Просвещение, Т.3. 1998.
  6. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара. Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2015.
  7. Стойлова Л. П. Основы начального курса математики. / Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, детский сад, задача, арифметическое действие, подход, ступень образования, особое место, простая задача, текстовая задача, учебная деятельность.


Похожие статьи

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Цель обучения дошкольников решению простых арифметических задач — научить находить то арифметическое действие, которым они решаются. Решая простые задачи, дошкольники знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся рассуждать...

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание).

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

задача, решение задач, составление задач, решение задачи, решение, содержание задачи, III, ребенок, данные, условие. Обучение старших дошкольников решению арифметических задач. Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием, принято делить на следующие...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей.

Особенности решения арифметических задач умственно...

Решение задач, отмечается в научной литературе, способствует пониманию основного смысла арифметических действий, помогает

2. Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы...

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Роль задач на начальном этапе обучения. Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и...

Проблема реализации принципа преемственности в работе...

Между начальной школой и основной школой в процессе непрерывного образования?

Поступление в школу это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии.

Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной...

Затруднения младшего школьника в освоении задач на...

Поэтому решение текстовых задач неотъемлемая и важная как в прошлом, так и в настоящем составляющая курса математики начальной школы и

Особое место в решении этих проблем играет исследование возможностей визуализации учебного материала в развитии учебных...

Начальная школа на современном этапе развития общества

Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи...

Похожие статьи

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Цель обучения дошкольников решению простых арифметических задач — научить находить то арифметическое действие, которым они решаются. Решая простые задачи, дошкольники знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся рассуждать...

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание).

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

задача, решение задач, составление задач, решение задачи, решение, содержание задачи, III, ребенок, данные, условие. Обучение старших дошкольников решению арифметических задач. Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием, принято делить на следующие...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей.

Особенности решения арифметических задач умственно...

Решение задач, отмечается в научной литературе, способствует пониманию основного смысла арифметических действий, помогает

2. Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы...

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Роль задач на начальном этапе обучения. Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и...

Проблема реализации принципа преемственности в работе...

Между начальной школой и основной школой в процессе непрерывного образования?

Поступление в школу это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии.

Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной...

Затруднения младшего школьника в освоении задач на...

Поэтому решение текстовых задач неотъемлемая и важная как в прошлом, так и в настоящем составляющая курса математики начальной школы и

Особое место в решении этих проблем играет исследование возможностей визуализации учебного материала в развитии учебных...

Начальная школа на современном этапе развития общества

Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи...

Задать вопрос