Особенности преподавания русского языка дистанционно | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гиголаева, А. Т. Особенности преподавания русского языка дистанционно / А. Т. Гиголаева, Н. С. Химичева, Я. В. Чумакова, Ю. П. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72611/ (дата обращения: 16.12.2024).



Существует до десятка определений понятия «дистанционное обучение» (ДО). От простого, типа: дистанционное обучение (ДО) — это «обучение на расстоянии с использованием ИКТ», до учитывающего существенные особенности процесса... Он (процесс дистанционного обучения) некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся» [1–4]. Описанием, объяснением и прогнозированием учебных процессов в ИКТ-насыщенной образовательной среде, в частности Интернета, занимается электронная педагогика, в которую эволюционно трансформируется традиционная педагогика [2–8].

В современных реалиях важным стало обеспечение качественным образованием учащихся в условиях дистанционного образования. В образовательных стандартах нового поколения особое внимание уделяется важности формирования у учащихся общих умений, востребованных в разных предметных областях, повышению уровня самостоятельной работы учащихся, формированию у них оценочной самостоятельности. В связи с этим применение ИКТ в школьном образовании становится необходимым, так как востребованным считается выпускник, умеющий:

− самостоятельно находить необходимую информацию;

− анализировать и систематизировать её;

− осознавать важность и значимость полученных знаний;

− работать в группе;

− работать с ПК.

При дистанционном образовании, которое сочетает в себе традиционные основы обучения и использование ИКТ, учитель должен проявить себя как уверенный пользователь ПК, уметь избирательно относиться к бесконечному потоку информации сети Интернет.

Дистанционное обучение предполагает осуществление учащимися и учителем разнообразных универсальных действий:

− освоение теоретического материала интернет-уроков;

− выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;

− выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;

− участие в онлайн-уроках;

− участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;

− работа над индивидуальными и групповыми проектами;

− участие в дискуссиях и дебатах.

В условиях распространения коронавирусной инфекции в России учителя смогли приобрести бесценный опыт организации дистанционной формы обучения. В Белгородской области учителя прикрепляли карты уроков, которые представляли собой перечень заданий, в информационной системе образовательных услуг «Виртуальная школа». При составлении карт уроков мы руководствовались порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Учащийся скачивал карту урока, прикреплял скриншот, фотографию выполненных заданий в «Виртуальную школу». Общение участников учебного процесса происходило в информационной системе образовательных услуг «Виртуальная школа», режиме личных сообщений и видеоконференций. Результаты учебного процесса также заносились в ИСОУ «Виртуальная школа».

Следует отметить, что дистанционное обучение является хорошим помощником учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих особенностям предметов «Русский язык» и «Литература»:

− текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные;

− аудиотексты;

− художественные и учебные видеофильмы;

− цифровые иллюстрации и фотографии;

− видеоуроки;

− видеоинтервью и видеоэкскурсии;

− интерактивные задания;

− электронные контрольные работы и тесты.

Рассмотрим некоторые информационно-образовательные ресурсы используемые нами на уроках при дистанционной форме обучения:

«Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/)

«Учи.ру» (https://uchi.ru/)

«ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/)

Основным инструменты и сервисом для проведения видеоконференций стал Skype.

Образец карты урока

Предмет : Русский язык

Класс: 6А,Б

Дата проведения урока: 09 апреля 2020 года.

Тема урока: Глаголы переходные и непереходные

Цель: расширить представление о глаголе как о самостоятельной части.

  1. Рассмотрите таблицу.
  2. Посмотрите видео по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/main/260234/
  3. Выполните упражнение 529 на стр. 111

  1. Сделайте разминку. Из текста физкультминутки выпишите переходные глаголы вместе с существительными.
  2. Выполните задания по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/train/282418/

Выполненные задания прикрепите в электронном дневнике.

Предмет : русский язык

Класс: 5 А, Б

Дата проведения урока: 7.4.2020

Тема урока: Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Цель урока:

изучить прилагательные с основой на шипящую.

Задание:

  1. Внимательно изучить презентацию «Краткие прилагательные с основой на шипящую» https://yadi.sk/d/qC0JbryyQLwuIA
  2. Внимательно изучить §104 «Прилагательные полные и краткие»;
  3. Посмотреть видео по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7694/main/ ;
  4. Выполнить в тетради письменно упражнение 591 стр. 93 по заданию;
  5. Выполнить письменно в тетради проверочное тестирование на тему «Краткие и полные прилагательные» https://yadi.sk/i/TlMO9xhsVSCIhA.

В целом в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

− видеолекция (рисунок, таблица);

− тренировочные задания (упражнения);

− контрольные задания (тест).

Стоит отметить, что один из основных содержательных компонентов занятия в рамках дистанционного обучения — тренажеры и тесты. Они помогают учащимся быстрее и глубже усвоить учебный материал, позволяют учителю проводить контроль уровня усвоения учебного материала.

Обучение русскому языку и литературе — именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты. Однако нельзя не отметить сложности, с которыми мы столкнулись при подготовке урока при дистанционной форме обучения:

− большой объем материала и большое количество часов требует грамотного отбора методических источников;

− дистанционное обучение предусматривает доступность и посильность изложения материала, а ФГОС требует создания проблемной ситуации и самостоятельного поиска.

При решении поставленных методических задач мы руководствовались главными принципами методики преподавания русского языка:

− удалось реализовать организацию работы с текстом, без которой речевые навыки не формируются;

Дистанционное обучение имеет преимущества:

− способствует формированию умения работать с ИКТ;

− даёт возможность индивидуального темпа обучения;

− позволяет использовать в процессе обучения обширный спектр источников информации;

− даёт больше возможности для использования нестандартных, творческих заданий;

− способствует формированию различных типов чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

− формирует умение самостоятельно планировать деятельность;

− формирует умение работать в информационном пространстве (отбирать информацию и обрабатывать её);

− формирует навык самообразования.

Однако нельзя не отметить и недостатки дистанционного обучения:

− отсутствует «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой;

− отсутствует возможность для дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

− есть определённый вред для здоровья (снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат);

− использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет.

Таким образом, хотелось бы отметить, что дистанционное обучение является частью нашей жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.

Литература:

  1. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — Москва: МЭСИ, 1999. — 196 c. — Текст: непосредственный.
  2. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — Москва: МГОПУ, 2002. — 168 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, русский язык, дистанционная форма обучения, задание, дистанционное образование, информационная система, прилагательное, проведение урока, учебный материал, учебный процесс.


Задать вопрос