Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 12.07.2020

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. С. Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента / А. С. Казакова, А. В. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72590/ (дата обращения: 25.04.2024).



Знакомство ребенка с ОВЗ с элементами городского туризма и краеведением способствует всестороннему развитию личности, т.к. данный вид деятельности направлен на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. Это дает ребенку уверенность чувствовать себя полноправным членом общества, спокойно воспринимать ограниченные возможности своего здоровья. В Государственном Русском музее для детей с ОВЗ более семи лет работает арт-терапевтическая студия, по программе «Шаг навстречу». Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

С 2010 года функционирует структурное подразделение «Лекотека» на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства». Специалисты активно включают в свою инклюзивную и коррекционную работу инновационные технологии по данной теме. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемой нами, является технология проблемно-диалогового метода. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения. Диалог является основой данного метода и предполагает не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. Для эффективной работы по предложенной теме мы ставим следующие задачи, согласно ФГОС ДО (таблица 1).

Таблица 1

Задача

Ожидаемый результат

Создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности во время проведения различных досуговых форм с учетом регионального компонента

– Повышение игровой компетенции у клиентов Лекотеки;

– Освоение навыков сотрудничества ребенком в кругу сверстников и взрослых;

– Опыт позитивного взаимодействия с внешним социумом;

– Воспитание инициативности у ребенка;

– Внимание родителей и педагогов к инициативам детей

Создание элементов интегрированного обучения и развития на основе игровых и диалоговых форм взаимодействия с ребенком

– Осознание своей успешности у ребенка;

– Достижение субъект-субъектных отношений в процессе приобретения социально-культурных навыков

Приобретение этической и эстетической формы иммунитета участниками досуга

– Позитивный выход из проблемных ситуаций;

– Умение выражать и осознать свои потребности;

– Расширение полученного конструктивного опыта семьи в сообществах интернета после посещения мероприятий;

– Осознание себя активной единицей общества

Парковый комплекс «Краснодар» — городская достопримечательность, вхожая в лучшие парковые зоны страны. Архитектура парка включает скейт-парк, скалодром, спиральную смотровую и водную площадки, где можно поплескаться водой из специальных орудий. В детских зонах есть специально оборудованные песочницы, которые установлены так, что ветер не сдувает с них песок; зеленый лабиринт, в котором спрятаны музыкальные инструменты. Данные игровые и арт-объекты являются хорошим инструментарием для таких передовых технологий как сенсорная интеграция в диалоге и метод прелингвистического обучения Милье (это метод следования за ребёнком в игре, исходя из его стартовых возможностей). Зеленая парковая зона наполнена разнообразными уникальными растениями, такими как, например, тропическое дерево Грандифлора из Мадагаскара.

Такой подход способствует обогащению представлений об окружающем мире и пополнению пассивного / активного словаря ребенка. Процесс восприятия искусства и основ краеведения детьми с ОВЗ представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественно-эстетической деятельностью во время посещения достопримечательностей города имеют следующие преимущества:

− способствуют сенсорному развитию детей;

− развивают способности различать цвет, форму, звуки;

− обеспечивают понимание языка различных видов искусства и игровой компетенции.

На базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» структурное подразделение «Лекотека» систематически проводит мероприятия по посещению достопримечательностей города Краснодара (таблица 2).

Таблица 2

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Дата исполнения

Прогулки на теплоходе по реке Кубань

Цель: учить детей проявлять эмоциональную палитру чувств, расширять знания о главной реке Кубани. Закрепить понятие о том, что у всякой реки существует свой животный и растительный мир. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира. Отметить то, что вода — это дом для рыб, растений и животных, о необходимости охраны водных ресурсов

сентябрь

Посещение Океанариума г. Краснодара

Цель: расширить представление и знания ребят об океанариуме и его обитателях; создать атмосферу океана и водного мира для детей.

октябрь

Путешествие в «Мир сказок»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные способности. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе.

Формировать интерес к русским народным сказкам; умение договариваться и действовать в коллективе.

январь

Посещение контактного зоопарка

Цель: познакомить детей с представителями разных видов диких животных Краснодарского края и других обитателей флоры и фауны.

Воспитывать бережное отношение к животным, к охране природы. Обогащать сенсорный опыт ребенка.

апрель

Прогулка на Станцию «Юннатов»

Цель: уточнить понятие «Станция юннатов», «сад», «огород», «цветник», «теплица», «газон». Познакомить с названиями растений цветника; с обитателями зооуголка.

Обратить внимание на порядок и чистоту — результат работы многих людей.

май

Примерный план игровой образовательной ситуации в парковой зоне с детьми и родителями (таблица 3).

Таблица 3

Часть

Минутка вхождения в проблему

Применяемые приемы

(релаксация и позитивная установка)

I

часть

Игра «Мое имя»

прием установления причинно-следственной связи

Игра «Собери рюкзачок»

прием классификации и обобщения

Игра «Цапли и Лягушки»

обучение внимательно слушать и запоминать задание

Игра «Кочки»

использование приема сенсорной интеграции

Упражнение «Раз, два, три – к дереву беги»

использование приемов нейропсихологии и логоритмики

II

часть

Игра «Мельница»

метод игровых стратегий (актуализации желаний)

Упражнение с игровым набором Фребеля

метод сопровождения ребенка в игре (А. М. Казьмина)

Игра «Громкие сигналы»

обучение детей различать одинаковые звукокомплексы по громкости

Этюд «Волшебная тучка»

психогимнастика с элементами медитации

III

часть

Рефлексия с использованием метода активного слушания

технологии успешного общения с детьми Ю. Б. Гиппенрейтер, метод АМО

Танец «Дружбы»

флешмоб (под динамическую музыку), с сопровождением танцевально-двигательной терапии

Ритуал прощания: игра «До свидания»

использование стратегии на положительное подкрепление

Говоря о педагогическом воздействии культурно-массовых мероприятий на ребенка, нельзя не отметить еще один важный момент – психотерапевтическое воздействие на ребенка. Как видно из исследований последних лет Воронова А. А. [1] и Демченко О. А. [4], процесс социализации и развития детей нужно рассматривать в контексте. Совместное участие в досуге клиентов «Лекотеки» расширяет их социальный опыт, учит взаимодействию, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия арт-терапии и сил природы на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний.

В аспекте данной проблемы мы применяем следующие методики (таблица 4).

Таблица 4

Методики

Арт-терапевтические технологии

Лечение искусством, решение задач знакомства со своим внутренним «Я». Формирует представления о себе, как о личности; снимает психоэмоциональное напряжение; развивает мелкую моторику. Развивает коммуникативные навыки, способность к творчеству.

«Дары Фребеля»

Эффективная технология по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Применение технологии Фребеля в игровых ситуациях способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольников (составление пиктограмм), закреплению навыков совместных действий. Детали конструктора легко размещаются на горизонтальных поверхностях и легко транспортируются в детских рюкзачках.

Метод активного слушания

Это способ ведения беседы с детьми, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Применение этого метода позволит развить чувство эмпатии у детей группы. Метод разрешает конфликтные ситуации во время досуга.

Песочная терапия

Направление арт-терапии, благоприятствует развитию эмоционального интеллекта, позволяет стимулировать переживания чувств успеха у нерешительных детей, помогает детям определять эмоции, актуализировать свои желания во время и после посещения мероприятий.

Здоровьесберегающая технология

Медитация, дыхательная гимнастика, которые способствуют освоению детьми приемов само-релаксации, снятию психо-мышечного напряжения и профилактике детской агрессии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Позволяют заинтересовать и привлечь внимание детей во время прогулок и образовательной ситуации. В группах WhatsApp и Facebook, Instagram сети родители делятся полученным опытом и расширяют пространство безбарьерной среды.

Полученный опыт работы имеет практическую и теоретическую значимость на пути создания безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Нужно отметить, что качественно изменились взгляды родителей – клиентов «Лекотеки»: они стали внимательней к инициативам своих детей, у них появилась терпимость к негативному восприятию социумом особенностей развития их ребенка. Это позволило повысить социальную культуру детей и родителей, изменить взгляды на адаптационные возможности ребенка и его здоровья. Данный опыт будет полезен педагогам и специалистам в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ. Практический материал на основе инновационных технологий помогает эффективному достижению субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Источник: https://uchebasovet.ru/vopros-otvet/oformlenie-stati-v-spiske-literatury-po-gostu.html1.Арт-терапия для дошкольников. Учеб.-метод. пособие /Воронова А. Сфера, 2018. – 128 с.
  2. В гостях у песочной Феи. / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. Речь, 2011. – 61с.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., АСТ, 2016.
  4. Демченко О. А. Социально-культурные технологии рекреаций городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание к.п.н. МГУКИ, 2007 г.
  5. Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2020.
  6. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. учеб. метод. пособие /: А. С. Галанов. М.: Вентана-Граф, 2015. – 64с.
  7. Привет, Ножки!. Сер.: / Перевод.: Серебренникова Н. А. М.: Генезис, 2010. – 143с.
  8. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», Самара, 2014. — 44 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, краснодар, таблица, III, активное слушание, Детский сад, игровая компетенция, посещение мероприятий, сенсорная интеграция, структурное подразделение.


Похожие статьи

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

С 1 октября 2010 года на базе ГБОУ детский сад № 659 функционирует структурное подразделение Центр игровой поддержки ребенка. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка сосредоточена на осуществлении психолого-педагогической деятельности...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается

Планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья вновь поступающих детей.

Значение использования методов сенсорной интеграции...

В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и

Интеграция предметно-развивающей среды обеспечивает процесс связности

Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами...

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

- повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка".

Похожие статьи

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

С 1 октября 2010 года на базе ГБОУ детский сад № 659 функционирует структурное подразделение Центр игровой поддержки ребенка. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка сосредоточена на осуществлении психолого-педагогической деятельности...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается

Планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы выявили тенденцию к ежегодному ухудшению состояния здоровья вновь поступающих детей.

Значение использования методов сенсорной интеграции...

В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и

Интеграция предметно-развивающей среды обеспечивает процесс связности

Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Организация среды обучения дошкольников с расстройствами...

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

- повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка".

Задать вопрос