В статье автор рассматривает понятие вербовки как способа торговли людьми.
Ключевые слова: преступление, торговля людьми, вербовка человека, момент окончания преступления.
Торговля людьми — преступление, предусмотренное ст. 127.1 УК РФ. Ч. 1 данной статьи называет способы совершения торговли людьми, в том числе — вербовку. Понятие вербовки уголовный закон не раскрывает, и ответ на вопрос, как следует понимать данное действие, дают юридическая литература и судебная практика.
При этом в науке уголовного права можно встретить различные подходы к определению понятия «вербовка». По мнению М. Ю. Буряк, «под вербовкой надлежит понимать вовлечение потерпевшего любым способом и под любым предлогом в эксплуатацию» [3]. Похожее суждение высказывает Ю. Е. Пудовочкин: «вербовка лица означает склонение человека к тому, чтобы он дал согласие на совершение с ним сделки» [4]. Иначе полагает О. В. Стасюкевич, раскрывая понятие вербовки применительно к ст. 181 УК РБ: он пишет, что вербовка в уголовно-правовом смысле предполагает совершение юридически значимых действий в виде договора (устного или письменного) между двумя сторонами (как правило — наниматель и нанимающийся), согласно которому одна сторона обязуется предоставить материальное или иное вознаграждение, а другая — выполнение определенной работы, оказание услуг. При этом предполагается, что лицо само дает согласие на эти действия [5].
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 2 п. 13 Постановления от 24 декабря 2019 г. N 58 разъяснил, что вербовкой является поиск, отбор и прием по найму лиц для выполнения в интересах нанимателя или иных лиц каких-либо работ, оказания услуг либо осуществления иной деятельности, в том числе на территории иностранного государства, совершенные в целях дальнейшей эксплуатации вербуемого человека. Как видим, Пленум Верховного Суда Российской Федерации не связывает действия, образующие состав вербовки, с их внешним выражением в договоре.
Способы вербовки можно условно подразделить на насильственные и ненасильственные. К первым относятся действия, сопряженные с применением насилия или угрозой его применения, при которых потерпевшего прямо принуждают дать согласие. К ненасильственным способам можно отнести обман, злоупотребление доверием и иные меры воздействия на поведение человека, в результате которых потерпевший добровольно дает согласие под влиянием заблуждения. Как отмечает Толстухина Т. В., «… разнообразные меры для убеждения потенциальных жертв в необходимости согласиться со сделанным предложением применяются преступниками достаточно часто. Среди них: уговоры, продолжительность которых с кратковременными или длительными перерывами иногда достигает нескольких месяцев; создание ситуации, при которой жертва постепенно ставится в материальную или иную зависимость (дача денег на оформление выездных документов, приобретение билетов и т. д.)» [6].
Вербовка, в зависимости от степени открытости деятельности вербовщиков, может осуществляться в гласной и негласной формах. Если говорить об осуществлении вербовки в гласной форме, то в данном случае широко используются различные рекламные приемы. В этой связи Левченко О. П. отмечает, что «торговцы людьми практически открыто обращаются с предложениями к потенциальным жертвам. Различные рекламные объявления размещаются в средствах массовой информации и обращены с заманчивыми предложениями, большому количеству потенциальных жертв или лиц, нуждающихся в их услугах» [7].
При проведении вербовки в негласной форме поиск потенциальных жертв осуществляется без какого-либо рекламирования. В большинстве случаев поиск жертв осуществляется по предварительному заказу посредников или эксплуататоров. Вербовщики могут входить в контакт с жертвами под видом «случайных» знакомств. Достаточно часто вербовщики устанавливают контакт с жертвами по месту их проживания, предварительно собирая информацию через знакомых, соседей или родственников [6].
Таким образом, вербовку следует рассматривать как набор для каких-либо работ, наем, привлечение к какой-либо деятельности, лиц с целью дальнейшей их эксплуатации. Для вербовки цель эксплуатации человека является обязательным признаком состава преступления. Вербовку следует считать оконченной с момента получения вербовщиком согласия от потерпевшего на выполнение работ, оказание услуг и т. п. При этом форма согласия не имеет значения для квалификации. Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в п. 14 Постановления Пленума от 24 декабря 2019 г. N 58, при вербовке человека преступление окончено с момента получения согласия потерпевшего на осуществление деятельности, для которой совершалась его вербовка.
Необходимо отметить, что совершение действий, направленных на привлечение лиц к планируемой деятельности, связанной с эксплуатацией, не может быть признано оконченным преступлением и подлежит квалификации как покушение, в том случае, если по каким-либо причинам согласие не было получено.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 25.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 58 г. Москва «О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми» // Российская газета — Федеральный выпуск № 296 (8054). 31.12.2019 г.
- Буряк М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2005. С. 153.
- Пудовочкин Ю. Е. Ответственность за торговлю людьми по Российскому уголовному праву // Сравнительное конституционное правоведение. 2007. № 3. С. 102
- Стасюкевич, О. В. Вербовка как способ совершения торговли людьми // Правотворчество и правоприменение в современном обществе. — Минск: БГУ, 2009. С. 197–199.
- Толстухина Татьяна Викторовна, Гусейнов Турал Азер Оглы Вербовка лиц на первоначальном этапе торговли людьми // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 5–2.
- Торговля людьми: выявление, раскрытие, расследование / под ред. канд. юрид. наук О. П. Левченко. — Владивосток.: IOM, 2009–102 c.