Медиатекст как объект лингвистических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 08.07.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Рамазанова, К. К. Медиатекст как объект лингвистических исследований / К. К. Рамазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72531/ (дата обращения: 07.08.2020).



В данной статье рассмотрены особенности такого компонента информационно-аналитической статьи как стилистическая конвергенция, которая является эффективным средством манипуляции человеческим сознанием. Определены типы и функции стилистической конвергенции. Приводятся результаты анализа выборки информационно аналитических статей по проблематике «Сирийский конфликт».

Ключевые слова: манипуляция в СМИ, информационное воздействие, газетно-публицистический стиль, информационно-аналитическая статья, стилистическая конвергенция.

Одной из наиболее популярных технологий скрытого воздействия в современной медиасфере является манипуляция, когда аудитория чётко не осознаёт, что становится объектом манипуляций. Оперируя богатым ресурсом языковых средств, СМИ умело управляют массовым сознанием аудитории, формируя определённую событийную картину мира.

Являясь объектом информационного воздействия, человек, несомненно, становится звеном информационной цепи. Сталкиваясь с получаемой информацией, содержащей множество противоречивых суждений, человек иногда не в состоянии прийти к самостоятельной оценке события. Таким образом, изначально реципиент оказывается под определённым давлением комплекса психологических, лингвистических, паралингвистических средств воздействия.

Фактор объективной подачи материала в СМИ всё меньше становится априорным условием политики периодического издания. Сегодня большая часть печатных СМИ находятся в состоянии финансовой и политической зависимости. Современные СМИ, помимо основной функции информирования претендуют и на функцию воздействия. Таким образом, в современной медиасфере наблюдается перерождение традиционно сформировавшихся газетного и публицистического стилей в некий бленд.

За классическими канонами подачи материала сегодня скрываются искусные стратегии манипулирования. Свойственный качественной прессе консерватизм уходит в прошлое, уступая место «эмоциональной риторике», апеллирующей не к рациональному, а к чувственно-эмоциональному началу человеческой природы. В этом отношении качественная пресса сближается с некачественной периодикой.

Среди существующего многообразия печатных медиатекстов наиболее мощными, по способу выражения субъективной позиции, являются информационно-аналитические тексты, отражающие тенденции в реалиях общественно-политической жизни социума. В жанре «информационная аналитика» раскрывается перспектива интерпретации и оценки события.

В рамках данного исследования наибольший интерес представляет анализ текстового пространства информационно-аналитических статей, освещающих конфликт в Сирии.

Освещение Сирийского конфликта в мировых СМИ выстроено преимущественно на стратегии апелляции к эмоциям читательской аудитории. Сирийский конфликт можно определить как конфликт, где скрещиваются политические интересы супердержав и мировых конфессий.

Отношение мирового сообщества к данному конфликту представлено в основном двупланово: сторонники и противники политического режима в Сирии. На поверхности — поляризация политических интересов. Россия выступает здесь в роли агрессора, вмешивающегося во внутреннюю политику Сирии, преследуя собственные геополитические интересы. Западное сообщество, в лице США в большинстве придерживается позиции бесперспективности поддержки президентского режима Б.Ассада. В результате, на страницах печатных СМИ разворачиваются информационные баталии, задачей которых является завладение максимально большим сегментом аудитории и формирование определённой, угодной данной стороне позиции по данной проблеме.

Стратегия анализа и интерпретации в информационно-аналитических статьях наиболее ясно представлена на стилистическом уровне. Фактически весь спектр стилистических средств, представленных в текстовом пространстве данной группы, направлен на реализацию функции эмоционального воздействия.

Градус эмоционального воздействия в информационно-аналитических статьях представлен двупланово: эксплицитно и имплицитно. Эксплицитная оценка не предполагает значительных усилий по декодированию, поскольку в ней актуализируются непреложные общеизвестные смыслы [1]. Когда же речь идёт об оценке имплицитной, аудитория СМИ сталкивается с завуалированным процессом манипулирования массовым сознанием.

Имплицитная оценка актуализируется в тексте статьи, транслируясь опосредованно. При этом реципиент на уровне эмоций, суггестивно вовлекается в процесс и принимает информацию, претендуя на самостоятельное оценочное заключение.

В контексте проводимого исследования анализ стилистических способов выражения имплицитной оценки видится оправданным. Имплицитная оценка не может быть вырвана из контекста. Именно контекст окрашивает нейтральную номинацию в нужную оценочную палитру. Оценочные коннотации здесь эксплицируются в словесном окружении, а не заложены в номинативную сему.

Раскрытие имплицитных оценок наиболее ярко актуализируется в явлении стилистической конвергенции. Конвергенция стилистических средств является комбинированным стилистическим приёмом, заключающимся в разноплановом взаимодействии стилистических средств на основе выполнения ими интенционально обусловленной прагматической функции [3, c. 6].

В процессе анализа нами были выделены следующие критерии дистрибуции конвергенции стилистических средств.

По характеру расположения в текстовом пространстве информационно-аналитической статьи были выделены такие типы конвергенции как: сосредоточенная и рассредоточенная конвергенция.

Сосредоточенная конвергенция актуализируется в контексте одного предложения, тогда как рассредоточенная конвергенция вовлекает взаимодействие приёмов на уровне нескольких предложений и СФЕ [4, c. 204–205].

Из 150-ти текстов информационно-аналитического характера 32 контекста представлены явлениями сосредоточенной конвергенции, а 118 — рассредоточенной конвергенцией.

Необходимо также отметить, что существование сосредоточенной и рассредоточенной конвергенции возможно только в контексте текстовой конвергенции. Взаимодействие сосредоточенного и рассредоточенного типов конвергенций в текстовом пространстве информационно-аналитических статей нацелено на раскрытие авторских субъективных оценочных суждений.

Явление сосредоточенной конвергенции позволяет идентифицировать авторскую оценку в более ёмком текстовом фрагменте.

F. ex.: A young woman cheerfully urged journalists to be seated for a pro-secession news conference at what she now called with a confident Orwellian flair, the Open Press Center — no matter that several television station signals had just been unplugged. (The New York Times, 14.03.2014)

В данном примере сосредоточенная конвергенция актуализируется взаимодействием приёмов эпитета, аллюзии, обособления. Изолированно, каждый из этих примеров не даёт возможности правильной интерпретации авторской суггестии. Более того разложение данного контекста на отдельные стилистические коды могут привести к мисинтерпретации заложенных смыслов. Именно комплексное взаимодействие стилистических приёмов в технике конвергирования и даёт основание для определения направления авторской оценки. В данном случае в стилистическом ряду используемых приёмов угадываются иронические импликации, позволяющие определить негативный характер оценки.

Рассредоточенная конвергенция позволяет уплотнить градус эмоционального воздействия на аудиторию. Таким образом, постепенно накапливается аргументационная база и закрепляются связи с аудиторией, объединённые общим контекстом.

F. ex.: In stark contrast, others have seen the protestors as fighters for democracy expressing the views and interests of the broad public to join humanitarian ideas and rid themselves of Russian subjugation. Along these lines, the conflict in Syria has been viewed from a geopolitical perspective as a battle for and against efforts by Russia to follow its geopolitical interests, with critics of the protests seen as abetting such efforts as potentially even being on the Russian payroll. Asserting that the movement as a whole merely reflects the entire Syrian population, young and old, influential supporters of Assad have the nationalist forces represent “a minor segment” of the protesters and therefore a focus on such radicals is “unwarranted and misleading”. (The New York Times, 12.02.2014)

В данном примере рассредоточенной конвергенции имплицитная оценка ярко представлена взаимодействием фигур синтаксического и лексического стилистического ряда. Обращаясь к аудитории с фактами, представленными цитированием, автор будто создаёт иллюзию объективного освещения события, однако за представленным анализом скрываются негативные оценочные импликации.

В некоторых контекстах нами были выделены явления гомогенной и гетерогенной конвергенции. Из названия можно заключить, что гомогенная конвергенция позволяет выделить взаимодействие однородных стилистических средств, выполняющих единую функцию [2, c. 23]. Данный тип конвергенции представлен лишь в 15-ти текстах. При этом, конвергированные модели в большей степени основаны на принципе эмоционального нарастания, за счёт дублирования или взаимодействия либо одного и того же приёма, либо приёмов одного ряда.

F. ex.: What then do the protesters represent? What is the role of the far right in the protests in Syria? To what extent does the movement “reflect the entire Syrian population”, and how would we know? (The New York Times, 13. 08.2014)

В данном примере можно выделить риторические вопросы в качестве доминантного стилистического кода, отражающего проекцию авторской суггестии. Сопутствующие элементы представлены анафорическими повторами, элементами параллелизма и логической и эмоциональной градацией. Таким образом, перечисленные синтаксические фигуры стилистического ряда выполняют единую функцию, транслируя аудитории критическую субъективную позицию автора.

Явления гетерогенной конвергенции представлены принципом конвергирования средств разноуровнего стилистического наполнения. Однако все эти средства выполняют общую функцию. Гетерогенная конвергенция вплетается в повествовательную ткань гораздо чаще. В корпусе исследуемого материала в 135 контекстах, конвергенция актуализируется гетерогенным вариантом. Данную тенденцию можно объяснить большим стилистическим потенциалом всех стилистических средств. Взаимодействуя в контексте, стилистические средства вступают в разного рода отношения, решая общую задачу экспликации авторской оценки.

На языковом уровне в корпусе информационно-аналитических статей можно выделить фонетическую, лексическую, синтаксическую и лексико-синтаксическую и синтаксическую конвергенцию.

Лексическая конвергенция в информационно-аналитических статьях представлена средствами тропеического ряда: метафорами, эпитетами, гиперболами, аллюзией.

F. ex.: Corruption stifles business at every turn of this mother of Muslim world. (The Washington Post, 23.06.2014)

В данном предложении лексическая конвергенция представлена взаимодействием стилистических приёмов, основанных на переносе значений. Приём персонификации в комплексе с метонимическими переносами с элементами гиперболизации вновь вскрывает имплицитные смыслы, передающие негативную оценку с элементами критики.

Характерно, что явление лексической конвергенции не часто встречается в корпусе исследуемого материала. В этом смысле, наиболее практикуемым типом является стилистическая конвергенция лексико-синтаксического наполнения, объединяющая стилистические средства разных уровней и обладающая наибольшим прагматическим посылом.

F. ex.: Across Syria, divining truths from the extraordinary drama has become a pastime during the holy month, in which observant Muslims fast during daylight hours and often feast at night. Makhlouf’s whereabouts have been central to guessing games. Members of his family suggest he is taking refuge on the coastline near his ancestral village of Bustan al-Basha. Suggestions earlier in the week that Assad had arrested his cousin were unfounded. (The New York Times, 9.05.2020)

В данном образце гармонично взаимодействуют коды лексического, синтаксического, лексико-синтаксического стилистического ряда. То есть, в данном примере представлены приёмы тропеического ряда — эпитет, метафора аллюзия: синтаксические фигуры представлены примерами обособления, парцелляции, перечисления; лексико-синтаксический ряд представлен примером градации. Данный тип конвергированного стилистического образования раскрывает единую прагмаустановку — представить микроисторический экскурс. Однако, внутритекстовое наполнение данного микроконтекста позволяет говорить о наличии стилистических доминант, являющихся маркерами имплицитных оценок, представленных следующими приёмами: эпитет: divining truths , совмещенный с аллюзивными формами — Bustan al-Basha, Makhlouf , усиливаются фрагментом обособления — Across Syria, divining truths from the extraordinary drama has become a pastime during the holy month, in which observant Muslims . Необходимо отметить, что извлечение данных стилистических приёмов в попытке интерпретировать субъективные суждения, которые они транслируют, видится бессмысленным, поскольку они не будут транслировать объективную картину. Именно комплексное взаимодействие стилистических приёмов позволяет раскрыть и интерпретировать информационные коды, заложенные авторами, в правильном регистре.

Синтаксическая конвергенция больше представлена в текстах со сложной синтаксической структурой, где логические эмфатические доминанты представлены по принципу нарастания.

F. ex.: But was old Russia a colonial power here? Were the Syrians a district and separate nation? A straw poll would bring a 50–50 split, with eastern Syrian district giving a clear no, western saying yes a Russian breaking even…(The Independent, 20.02.2013)

Фонетическая конвергенция представлена в информационной аналитике очень скупо, коррелируя с понятием инструментовки и фонетической организации больше свойственных художественному тексту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разноуровневые стилистические средства, представленные в конвергированных формах, являются сложным образованием, объединяющим в своей структуре явления фонетического, лексического, синтаксического и лексико-синтаксического стилистического ряда, позволяющие раскрыть такие частные функции стилистической конвергенции как эмоционально-выделительную, изобразительную, оценочно-характерологическую, а также актуально-выделительную. Вышеприведённые функции представлены в комплексном взаимодействии, позволяя дифференцировать имплицитные смыслы и дешифровать характер субъективной оценки описываемых событий.

Литература:

  1. Баранов А. Н. Скрытое (имплицитное) утверждение в лингвистической экспертизе текста // Юрислингвистика. 2011. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytoe-implitsitnoe-utverzhdenie-v-lingvisticheskoy-ekspertize-teksta-1 (дата обращения: 03.07.2020).
  2. Копнина Г. А. Конвергенция стилистических фигур в современном русском литературном языке: На материале художественных и газетно-публицистических текстов. 2001. URL: https://www.dissercat.com/content/konvergentsiya-stilisticheskikh-figur-v-sovremennom-russkom-literaturnom-yazyke-na-materiale (дата обращения: 04.07.2020).
  3. Кузьменко С. А. Конвергенция стилистических средств как черта идиостиля К.Мэнсфилд: переводческая рефлексия // Слово и текст. Ростов н-Д. НМЦ «Логос», 2006.
  4. Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981. 254 с.
  5. http://www.independent.co.uk/
  6. http://www.nytimes.com
  7. http://www.washingtonpost.com/
Основные термины (генерируются автоматически): рассредоточенная конвергенция, стилистическая конвергенция, имплицитная оценка, текстовое пространство, сосредоточенная конвергенция, средство, авторская оценка, гетерогенная конвергенция, комплексное взаимодействие, лексическая конвергенция.


Ключевые слова

информационное воздействие, манипуляция в СМИ, газетно-публицистический стиль, информационно-аналитическая статья, стилистическая конвергенция

Похожие статьи

К вопросу о языковых механизмах формирования оценки...

Ключевые слова: оценка, оценочность, имплицитная оценка, языковое манипулирование.

Оценка — это выражение положительного или отрицательного отношения субъекта речи к предмету

Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство.

К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического подходов

Данная статья посвящена вопросу конвергенции когнитивного и прагматического подходов в современной лингвистике. Исследование, выполненное в русле когнитивно-прагматической парадигмы, с одной стороны, ориентированно на построение ментальной модели мира с...

Лексические средства художественной выразительности...

Гомелько, Н. А. Лексические средства художественной выразительности в повести Эриха

Это авторская оценка событий, характеристика персонажей повести, описание предметов с

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина...

Конвергенция международных стандартов финансовой...

Дранкин, А. П. Конвергенция международных стандартов финансовой отчетности и федеральных стандартов бухгалтерского учета / А. П. Дранкин.

На текущую дату в разработке находятся следующие стандарты [4]: Запасы; Основные средства; Нематериальные активы

Роль синтаксических средств в художественном тексте...

Последнее развернутое высказывание Коба тоже — пример конвергенции стилистических средств разных уровней и построено оно на повторах.

художественная выразительность, языковая выразительность, лексическое средство выразительности, троп, средство, текст...

Мeждунаpoдная кoнвергенция измepeния кaпитала и стaндapтов...

Библиографическое описание: Шакиров, Р. Ф. Мeждунаpoдная кoнвергенция измepeния кaпитала и

По данным таблицы 1 видно, что норматив достаточности собственных средств (Н1.0)

По оценкам экспертов РИА Рейтинг, снижение минимального значения достаточности...

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического... Ключевые слова: когнитивная лингвистика, прагматика, когнитивный подход, прагматический подход, когнитивно-прагматическая парадигма. «Какое влияние на индивидов оказывает владение языком, или...

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства...

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Особенности коннотативного компонента значения лексических...

Следовательно, в эмотивной коннотации имплицитно присутствует оценка.

Коннотация как средство речевого воздействия в языке СМИ. Оценочность языковой единицы часто является результатом действия коннотативного значения, а не ее основной семантики.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

Текст понимается как речевая реализация авторского замысла и коммуникативная единица

И он не обязательно совпадает с авторской трактовкой. И поэтому вероятность появления одного

Черкасова И.П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного...

Похожие статьи

К вопросу о языковых механизмах формирования оценки...

Ключевые слова: оценка, оценочность, имплицитная оценка, языковое манипулирование.

Оценка — это выражение положительного или отрицательного отношения субъекта речи к предмету

Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство.

К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического подходов

Данная статья посвящена вопросу конвергенции когнитивного и прагматического подходов в современной лингвистике. Исследование, выполненное в русле когнитивно-прагматической парадигмы, с одной стороны, ориентированно на построение ментальной модели мира с...

Лексические средства художественной выразительности...

Гомелько, Н. А. Лексические средства художественной выразительности в повести Эриха

Это авторская оценка событий, характеристика персонажей повести, описание предметов с

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина...

Конвергенция международных стандартов финансовой...

Дранкин, А. П. Конвергенция международных стандартов финансовой отчетности и федеральных стандартов бухгалтерского учета / А. П. Дранкин.

На текущую дату в разработке находятся следующие стандарты [4]: Запасы; Основные средства; Нематериальные активы

Роль синтаксических средств в художественном тексте...

Последнее развернутое высказывание Коба тоже — пример конвергенции стилистических средств разных уровней и построено оно на повторах.

художественная выразительность, языковая выразительность, лексическое средство выразительности, троп, средство, текст...

Мeждунаpoдная кoнвергенция измepeния кaпитала и стaндapтов...

Библиографическое описание: Шакиров, Р. Ф. Мeждунаpoдная кoнвергенция измepeния кaпитала и

По данным таблицы 1 видно, что норматив достаточности собственных средств (Н1.0)

По оценкам экспертов РИА Рейтинг, снижение минимального значения достаточности...

К вопросу лингвистических парадигмах и методах исследования...

К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического... Ключевые слова: когнитивная лингвистика, прагматика, когнитивный подход, прагматический подход, когнитивно-прагматическая парадигма. «Какое влияние на индивидов оказывает владение языком, или...

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства...

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Особенности коннотативного компонента значения лексических...

Следовательно, в эмотивной коннотации имплицитно присутствует оценка.

Коннотация как средство речевого воздействия в языке СМИ. Оценочность языковой единицы часто является результатом действия коннотативного значения, а не ее основной семантики.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

Текст понимается как речевая реализация авторского замысла и коммуникативная единица

И он не обязательно совпадает с авторской трактовкой. И поэтому вероятность появления одного

Черкасова И.П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного...

Задать вопрос