Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дашковский, Д. А. Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции / Д. А. Дашковский, К. К. Тихонов, А. Д. Суркова, А. А. Кенесханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72513/ (дата обращения: 07.08.2020).



Студенческие годы являются наиболее ярким и насыщенным событиями отрезком жизни каждого человека. В это время мы познаем себя и открыты всему новому. По статистике, чем взрослее люди становятся, тем сложнее находят себе друзей, а дружба прошедшие в студенческие годы — сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Дружеские отношения повышают уровень счастья, даже если на первый взгляд это не ощутимо, а их отсутствие — это кратчайший путь к депрессии [12]. Социологи выяснили, что наличие близких отношений в подростковом возрасте существенно влияет на взрослую жизнь. Помимо лучшей работоспособности, усердности, терпении, хитрости, коммуникабельности, настойчивости и высокой самооценки, такие взрослые получают опыт в виде здоровой реакции на стресс [18]. Их трудно смутить, вывести из себя или повергнуть в уныние и депрессию. Таким образом, роль живого общения среди молодежи трудно переоценить. Студенты Алтайского Государственного Медицинского Университета этой весной столкнулись для себя с новым вызовом в профессиональном и личном отношении — пандемия COVID — 19. Студенты были отправлены по домам на дистанционное обучение, университет закрыт на карантин. Круг живого общения сокращен до минимума. В этих условиях стало нарастать психическое напряжение. В данной статье проведено исследование по противодействию стрессу, вызванному вследствие дефицита живого общения.

Ключевые слова: стресс, психическое напряжение, самоизоляция, релаксация, стрессоустойчивость, коммуникабельность, живое общение, дружба, здоровье

Введение.

Общение — камень преткновения социального и психического развития гармоничной личности. Навыки вербального общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими личностями, для адаптации его в обществе. Для многих людей этот период является проблемой, когда ограничен круг общения, нет возможности встретиться с друзьями, коллегами, посетить любимые места, кинотеатры, выставки, просто погулять на природе. Человеческой психике крайне сложно быстро адаптироваться к изоляции, пусть и во благо себе и ближним, таким образом, все больше накапливая психическое напряжение.

Дефицит общения может принести вред нашему здоровью. Исследователи выяснили, что, отказываясь от встречи с друзьями, мы наносим себе такой же урон, как если бы выкурили 15 сигарет за один раз [15]. Недостаток живого общения всегда ведет к внутреннему напряжению (которое психологи относят к социальному стрессу) даже если в одиночестве вы чувствуете себя вполне комфортно [19]. Ученые обнаружили прямую связь между социальной изолированностью и набором веса. Длительное пребывание в одиночестве вызывает психологический дискомфорт, который многие склонны заедать фастфудом или другой калорийной пищей [16]. Интенсивное общение не только избавляет от плохого настроения и лишнего повода употребления вредной еды, но и незначительно ускоряет метаболизм.

Вред, вызванный социальным стрессом, подтверждается экспериментально. У животных, которые росли в изоляции, клетки нейроглии, сопровождающие нейроны, были слабо разветвлены, несли короткие отростки и формировали тонкую миелиновую оболочку вокруг аксонов нейроцитов головного мозга [8]. Если миелиновый слой слишком тонок и недостаточно хорошо покрывает проводящие отростки, то это приводит к проблемам в передаче сигнала по аксону к дендритам другой нервной клетки: появляется задержка в отклике, сигнал ослабевает и теряется. Эта патология приводит к деменции. Опыты Кэплана показали, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу у высших приматов [14]. Гормоны стресса сужают кровеносные сосуды, препятствуют выработке эндорфинов и снижают иммунитет.

Биологи, изучающие социальный стресс у мышей, получили множество результатов его патогенности. Уже доказано, что он влияет на выработку ряда гормонов: пролактин, окситоцин и кортикостерон, а также на созревание нервной ткани. Адреналин и кортикостерон при стрессе выделяются в кровь. Попадая в тимус, кортикостерон разрушает тимоциты, предшественников Т-клеток, вызывая акцидентальную инволюцию коры тимуса и, следовательно, нарушает иммуногенез [9]. Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате формируется стойкое психоэмоциональное расстройство, запускающее целый каскад биохимических реакций в организме [13]. На примере мышей, которых длительное время держали в состоянии социального стресса, были диагностированы смешанное тревожно-депрессивное расстройство, дисфункция иммунитета, наличие канцерогенных процессов в организме.

Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека и может стать потенциальной причиной эмоциональных или психологических проблем [17]. Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, раздражительности, агрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. В марте 2020 года на всероссийский телефон доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию, поступило 2537 обращений. Это почти на четверть больше, чем в феврале. Волна звонков на горячую линию — лишь один из сигналов роста случаев домашнего насилия в условиях пандемии коронавируса в России [11]. Ухудшение экономической ситуации и страх перед неизвестным вирусом повышает уровень эмоциональной напряженности и количество бытовых конфликтов.

Цель исследования:

1. Исследовать методы купирования предстрессовых состояний

Задачи:

  1. Определить режим отдыха студентов
  2. Оценить распространенность нервного напряжения среди студентов
  3. Определить наиболее действенный и распространенный способ снижения уровня стресса среди студентов — медиков

Материалы и методы:

В исследовании приняли участие 103 студента Алтайского Государственного Медицинского Университета стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов в возрастных рамках 17–27 лет. Для соблюдения объективности опрос респондентов проводился на разных курсах разных факультетов заочно, при помощи анонимного анкетирования инструмента «Гугл формы». Соблюдена полная конфиденциальность процесса, опрашиваемые были изолированы друг от друга и давали ответы исходя из собственного мнения о своем текущем здоровье. База данных в виде таблицы формировалась по результатам измерений в программе «Microsoft Excel». Все респонденты в момент опроса находились в равных условиях, время прохождения, которого каждый выбирал для себя индивидуально. Временной отрезок проведения эксперимента — спустя 3 недели после закрытия университета на карантин, а также введения в Российской Федерации режима самоизоляции с объявлением нерабочих недель.

Результаты исследования.

Приводя общие данные, можно сообщить, что в опросе приняли участие 65 (63 %) девушек и 38 (37 %) юношей, в возрастных рамках: 17–20 лет 77 (74,7 %), 21–24 года 23 (22,3 %), 25–27 лет 3 человека (3 %). В опросе было предложено указать интенсивность стресса в своей повседневной деятельности. Оценили как «высокий» 16 человек (15,5 %), значение «выше среднего» у 26 (25,2 %). Предполагают, что «средний» 29 (28,1 %), считают, что «ниже среднего» 21 (20,4 %) человек. «Низкую интенсивность» выбрали 11 человек (10,8 %) соответственно. Посчитали, что еда помогает справиться со стрессовой ситуацией 37 (35,9 %) человек. Считают, что не помогает 50 (48,5 %) человек, а 16 (15,6 %) затруднились высказать свое мнение. Шоколад, мороженное и цитрусовые фрукты стали наиболее популярными продуктами, повышающими настроение. Проводят свободное время за физическими упражнениями 44 студента (42,7 %), 35 (34 %) выбрали малоподвижный отдых, в зависимости от ситуации чередуют активный и пассивный отдых 24 человека (23,3 %). Физическими упражнениями на самоизоляции практически не занимаются 17 (16,5 %), пару раз в неделю 60 (58,2 %), через день 21 (20,4 %), регулярно следят за своей физической формой всего 5 человек (4,9 %). Для получения более полной картины было необходимо собрать информацию о режиме и качестве сна студентов. Легко засыпают 46 (44,6 %), при наличии определенных событий в жизни, как позитивных, так и негативных, не могут уснуть 43 (41,7 %), медленно засыпают 14 человек (13,7 %). В вопросе о качестве сна: 44 (42,7 %) имеют крепкий сон, 24 (23,3 %) редко просыпаются, такое же количество имеют беспокойный сон, 11 человек (10,7 %) часто просыпаются. В вопросе о минимальной продолжительности сна в будние дни 3 (3 %) человека пренебрегают сном и отдыхают менее двух часов, 3–4 часа спят 30 (29,1 %), 5–6 часов 59 (57,2 %), полноценный сон в 7 и более часов имеют 11 человек (10,7 %).

Обсуждение результатов:

На основании ответов была выделена группа из 37 (35,9 %) человек, убежденных в эффективности борьбы со стрессом при помощи вкусной пищи [3]. Разобраться в этом явлении помогут общие сведения о гормонах и медиаторах. Как известно, адреналин, норадреналин, кортикостерон являются гормонами стресса. Они повышают тонус мышц, учащают дыхание, пульс, сужают сосуды — повышают артериальное давление, сужают зрачки, ингибируют диурез, повышают реакцию на раздражители [1]. Безусловно, сам по себе стресс — это явление не плохое и не хорошее [4]. Он хоть и позволяет мобилизовать внутренние ресурсы организма, но и влечет за собой стадию истощения. Поэтому частое проявление стресса влечет за собой осложнения хронических заболеваний. Снижают действие этих гормонов нейромедиаторы дофамин, серотонин, эндорфины и т. д. В случае употребления вкусной и любимой пищи — вырабатывается дофамин, который вызывает приятные ощущения [13].

Однажды был поставлен эксперимент над спортсменами. До и после занятий физическими упражнениями у группы добровольцев дважды собрали кровь на анализ с целью выявления гормонального фона. Опыт показал, что физические нагрузки никак не повлияли на выработку дофамина и, следовательно, не он является причиной хорошего настроения после занятий спортом. Тогда было решено сравнить серотонин. Действительно, судя по предварительным исследованиям, после физических нагрузок концентрация серотонина повышается. Таким образом, было доказано, что с помощью физических тренировок справиться со стрессом гораздо легче [5,10]. Это испытали на себе и подтвердили 44 студента (42,7 %). Следует отметить, что если на физические упражнения не хватает сил в состоянии стресса, то лучше всего расслабиться и сменить вид деятельности [2]. Для двадцати четырех человек (23,3 %) это прием водных процедур (причем не имеет значение, душ это, прием ванны, баня или просто плавание) или просто прогулка на свежем воздухе [6]. Около трети респондентов (35 человек (34 %)) нашли выход из затруднительной ситуации, не прибегая к первым двум методам. Из них: 3 человека (8,7 %) успокаивают себя горячим чаем, 7 человек (20 %) чтением художественной литературы, 12 (34,2 %) занимаются любимым увлечением, 13 человек (37,1 %) отвлекаются музыкой. По официальному исследованию Суссекского университета ученые обнаружили, что чтение книг сокращает уровень стресса на 68 %, прослушивание музыки на 61 %, чаепитие на 54 %, а прогулка на 42 % [20].

Возможно, что состояние тревоги — это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами головного мозга [10]. Широко распространенным средством, которым часто пользуются люди, чтобы устранить беспокойство, служат антидепрессанты и транквилизаторы. Их действие основано на повышении эффективности гамма-аминомасляной кислоты — нейромедиатора, главная функция которого, состоит в торможении активности нейронов [1]. Лимбическая система содержит много нейронов, на которые воздействует ГАМК. Поэтому возможно, что транквилизаторы оказывают свое влияние, затормаживая прохождение сигналов через лимбическую систему и тем самым подавляя эмоциональную реакцию. Студентов, употребляющих антидепрессанты и транквилизаторы, не зафиксировано.

Заключение.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, относительно образа жизни, физической подготовки и стрессоустойчивости студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета. В первую очередь — это серьезное отношение к собственному здоровью. В целом студенты ведут подвижный образ жизни, следят за своей физической формой и не рассматривают фармакологические препараты в качестве борьбы с социальным стрессом. Режим сна и отдыха, в общем, соблюден и не является отягощающим фактом, способствующим накоплению нервного напряжения. Большинство (61 человек (59,2 %)) респондентов не считают получаемый в повседневной деятельности стресс, чрезмерно выраженным и неподвластным собственному контролю. Эти люди способны справиться с ситуацией и не позволить предстрессовому состоянию перетечь в более тяжелые формы [7]. Распространены занятия спортом, водные процедуры, занятия любимым увлечением. Сложная эпидемиологическая обстановка в стране и во всем мире создает определенные сложности для любителей прогулок в общественных местах. Таким людям следует задуматься об альтернативных способах противодействия социальному стрессу, вызванному дефицитом живого общения с людьми.

Литература:

  1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н.А Юрина, Е.Ф Котовский и др. –М., 2012. — 798 с.

2. Психология здоровья: учебник для вузов / Яковлев В. Н. Машков В. В. Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

3. Карпов А. М. / Самозащита от стресса: Издание второе. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. — 48 с.

4. Куликов Л. В. / Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

5. Основы психической саморегуляции / Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. // Шагивалеева Г. Р. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. заведений. — 2-е изд.,доп. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 116

6. Прокофьев Л. Е. / Основы психической саморегуляции: Учебное пособие /Л. Е. Прокофьев. — Спб.: Изд-во 141 «Лань»,2003. — 67с.

7. Семенова Е. М. / Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.

  1. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) / В. Л. Быков // В. Л. Быков: Учебное пособие. СПб: СОТИС, 2011. -520.
  2. Частная гистология человека / В. Л. Быков // В. Л. Быков: Учебное пособие. — СПб: СОТИС, 2002. -300.

10. Щербатых Ю. В. / Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

  1. Коронавирус и карантин: в самоизоляции процветает домашнее насилие / Н. Смоленцева. https://www.dw.com/ru/ (12/04/2020)
  2. Close Friendship Strength and Broader Peer Group Desirability as Differential Predictors of Adult Mental Health / R. K. Narr, J. P. Allen, J. S. Tan, E. L. Loeb // Child Development. — 2017. -1–16.
  3. Essential role of BDNF in the mesolimbic dopamine pathway in social defeat stress / O. Berton, C.A McClung, R.J Dileone, V. Krishnan, W. Renthal, S. J. Russo, D. Graham, N. M. Tsankova, C.A Bolanos, M. Rios, L.M Monteggia, D.W Self, E.J Nestler // Science. — 2006. — 311(5762), 864–868.

14. Heterogeneity in neuroendocrine and immune responses to brief psychological stressors as a function of autonomic cardiac activation / J.T Cacioppo, W.B Malarkey, J.K Kiecolt-Glaser, B.N Uchino, S.A Sgoutas-Emch, J.F Sheridan, G.G Berntson, R. Glaser // Psychosomatic medicine. — 1995. -57(2), 154–64.

  1. Loneliness and Social Isolation as Risk Factors for Mortality: A Meta-Analytic Review / J. Holt-Lunstad, T. B. Smith, M. Baker, T. Harris, D. Stephenson // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. — 2015. -227- 37.
  2. Marital discord, past depression, and metabolic responses to high-fat meals: Interpersonal pathways to obesity / J. K. Kiecolt-Glaser, L. Jaremka, R. Andridge, J. Peng, D. Habash, C. P. Fagundes, R. Glaser, W. B. Malarkey, M. A. Belury // Psychoneuroendocrinology. — 2014. — 239–50.
  3. Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults / H. Jung-Hwa, I. D. Berit // Aging and Mental Health. — 2011. -354–63.
  4. Strong Social Connections Linked to Better Health / A. Blaszczak-Boxe. https://www.livescience.com/53255-strong-social-connections-may-improve-health.html (27.04.2020)
  5. Uchino, B. N. Social support and health: a review of physiological processes potentially underlying links to disease outcomes / B. N. Uchino // Journal of Behavioral Medicine. — 2006.- 377–87.

20. Mind and brain / C. Jones. https://www.sussex.ac.uk/research/research-archive/researchreview/2009/mindandbrain (1.04.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): живое общение, социальный стресс, психическое напряжение, стресс, студент, Алтайский Государственный Медицинский Университет, домашнее насилие, нервное напряжение, повседневная деятельность, физическая форма.


Ключевые слова

здоровье, релаксация, стресс, стрессоустойчивость, коммуникабельность, самоизоляция, дружба, психическое напряжение, живое общение

Похожие статьи

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Исследование нервно-психического напряжения (Немчин Т.А) у студентов на разных этапах обучения показало, что большинство студентов 1 курса характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Стресс сам по себе отражается на учебной деятельности студентов.

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой социальной тревожностью, чем у студентов с низкой социальной тревожностью.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

Социально-психологические особенности стресса у подростков. Авторы: Коршунова Анастасия Николаевна, Мухина Татьяна Константиновна.

Стресс в подростковом возрасте может стать причиной ухудшения физического и психического здоровья.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих

Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Под стрессом в психологии понимают состояние психического напряжения, возникающее у

 физиологический — стресс, возникающий в результате физической перегрузки организма, а

Для профилактики стресса могут быть использованы различные психологические методы.

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное

Социально-психологические особенности стресса у подростков. стресс, учебный стресс, состояние стресса, подросток, ситуация, подростковый...

Методы саморегуляции психических состояний как способы...

Ключевые слова: стресс, напряжение, психика, саморегуляция, саморегуляция психическая

‒ метод отвлечения (заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к

стресс, напряжение, психика, саморегуляция, саморегуляция психическая...

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки

Социально-психологические особенности стресса у подростков. стресс, учебный стресс

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой...

Стресс в студенческом возрасте | Статья в журнале...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Похожие статьи

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

Исследование нервно-психического напряжения (Немчин Т.А) у студентов на разных этапах обучения показало, что большинство студентов 1 курса характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Стресс сам по себе отражается на учебной деятельности студентов.

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой социальной тревожностью, чем у студентов с низкой социальной тревожностью.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

Социально-психологические особенности стресса у подростков. Авторы: Коршунова Анастасия Николаевна, Мухина Татьяна Константиновна.

Стресс в подростковом возрасте может стать причиной ухудшения физического и психического здоровья.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих

Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки...

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале...

Под стрессом в психологии понимают состояние психического напряжения, возникающее у

 физиологический — стресс, возникающий в результате физической перегрузки организма, а

Для профилактики стресса могут быть использованы различные психологические методы.

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное

Социально-психологические особенности стресса у подростков. стресс, учебный стресс, состояние стресса, подросток, ситуация, подростковый...

Методы саморегуляции психических состояний как способы...

Ключевые слова: стресс, напряжение, психика, саморегуляция, саморегуляция психическая

‒ метод отвлечения (заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к

стресс, напряжение, психика, саморегуляция, саморегуляция психическая...

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки

Социально-психологические особенности стресса у подростков. стресс, учебный стресс

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой...

Стресс в студенческом возрасте | Статья в журнале...

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Задать вопрос