Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.
Ключевые слова: информационная экономика, мобильные приложения, мобильное обучение, образовательные технологии.
Сегодня, в условиях информационной экономики, когда уровень развития характеризуется преобладающей ролью информативных продуктов и творческого труда [1], использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе становится важным условием привлекательности процесса обучения для студентов.
Компьютерные классы, мультимедийное оборудование, wi-fi стали непременным атрибутом проведения всех видов аудиторных занятий, а пакеты прикладных программ и электронные образовательные среды позволили значительно сократить обращение к бумажным носителям информации в процессах получения знаний [2].
Вопрос о том, насколько это изменяет мировоззрение и коммуникационные способности обучающегося, не относится к теме данной статьи. Рассмотрим лишь аспект возможного содержания и перспектив развития практических навыков студентов.
Итак, сегодня в наших мобильных устройствах присутствуют сервисы, позволяющие найти большое количество приложений, которые дают возможность последовательно получать определенные знания (m-leaning), например, изучать иностранные языки. В целом мобильные приложения представляют собой программы, устанавливаемые на какую-либо платформу, и позволяющие выполнять различные действия. Причем, важно отметить, что наличие их именно в мобильных устройствах, постоянно находящихся в «зоне доступа» для студентов, создает наиболее комфортные условия для практического использования, выносит учебный процесс за рамки учебного заведения. Мобильные приложения также обеспечивают доступ к информации на облачных хранилищах, что создает единое информационное поле для обучающихся и преподавателей вне зависимости используемых ими гаджетов.
Более того, следует учитывать появления практики создания приложений самими студентами в период обучения.
Примером может служить разработанное магистрантом Московского государственного строительного университета мобильное приложение для iPhone/iPad: «Вукалович» (язык программирования Swift), которое основано на Таблицах Вукаловича («Теплофизических свойств воды и водяного пара», созданными под научным руководством Михаила Петровича Вукаловича) [3].
Используя это приложение обучающиеся могут оптимизировать работу по поиску значений ключевых показателей в зависимости от ряда других параметров, причем решение можно найти, зная даже только один исходный параметр. Конечно, для использования этого приложения требует специального образования в области строительства, но процесс расчетов становится гораздо менее трудоемким и с интересом используется обучающимися.
Применение данного приложения в деятельности проектировщика инженерных систем позволяет повышать точность расчетов без ущерба времени выполнения задания.
Такая ситуация формирует у обучающихся сразу несколько компетенций:
− понимания запросов рынка на определённую услугу;
− развитие навыков программирования;
− понимание специфики базовой отрасли знаний.
Выпускник любой специальности, обладающий набором компетенций в сфере маркетинга, программирования и проектирования полностью соответствуют пониманию содержания «профессий будущего», может претендовать на более интересную и высокооплачиваемую работу.
Итак, уже существующая практика использования подтверждает преимущества мобильности использования приложений в части обеспечения непрерывности процесса обучения в связи с наличием возможности постоянного доступа к образовательной технологии, более комфортного восприятия необходимости выполнения заданий, особенно для молодого поколения, значительного сокращения времени на выполнение практических заданий. Процесс формирования учебного опыта становится интересным, увлекательным и удобным.
Каждый обучающийся имеет возможность на практике использовать собираемую, преобразуемую и получаемую информацию об окружающей среде в образовательных, исследовательских и практических целях. В последующем, специалисты с такими знаниями и умениями смогут на новом уровне выполнять как производственные, так и управленческие задачи, соответствуя требованиям инновационности развития существующих и будущих экономических систем.
Несмотря на несомненные преимущества, все же необходимо учесть и наличие проблем и недостатков внедрения m-leaning в образовании указанные на рисунке 1.
Рис.1. Недостатки внедрения m-leaning
Вместе с тем сегодня, когда наблюдается слишком быстрое развитие мобильных технологий, нам не удастся избежать дальнейшего расширения использования мобильного обучения, в связи с чем следует уделить особое внимание на уяснение концептуальных различий между электронным и мобильным обучением, проработать педагогические аспекты для мобильного обучения, решать проблемы, связанные с безопасностью личной информации.
Литература:
- Информационная экономика URL https://utmagazine.ru/posts/9452-informacionnayaekonomika
- Геращенкова Т. М. Единое информационное пространство профессионального образования // Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции «Информационные технологии в управлении, автоматизации и мехатронике». Ответственный редактор А. А. Горохов. 2017. С. 163–166.
- Маркелов А. О. Авторское право на мобильное приложение для iPhone / iPad: «Вукалович». — 2018 г.