Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 06.07.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72473/ (дата обращения: 07.08.2020).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психологические особенности развития способностей у учащихся младшего школьного возраста. Показано, роль деятельности в развитии способностей и становлении личности младшего школьника.

Ключевые слова : способности, младший школьник, психические функции, деятельность.

Развитие способностей у младших школьников является одной из центральных проблем в психологии. Она связана с проблемами становления личности, обучения и воспитания, а также успешного освоения отдельных видов деятельности. Предметом научного анализа является вопрос места способностей в общей структуре личности, движущих сил развития способностей, взаимосвязи способностей и знаний, навыков, умений, влияния деятельности и личностных качеств на развитие способностей, возрастные аспекты развития способностей и тому подобное.

В психологии выделяется две основные линии изучения способностей, которые, впрочем, часто пересекаются. Первая линия связана с изучением способностей как личностного образования, а вторая — с деятельностью как формой человеческой активности, в которой способности возникают и развиваются.

В. Д. Шадриков, в своей Теории способностей, рассматривает способности человека в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности [5, с. 122].

Он полагает, что способности индивида — это свойства его функциональных систем, отражающих природную сущность, проявляющиеся в качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения.

Способности человека как субъекта деятельности это свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида, то есть способности человека как субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями.

Способности личности В. Д. Шадриков определяет, как способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль, проявляющиеся в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерменированного мира, так как люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей [3, с.78].

Значительное влияние на психологическую теорию способностей оказала культурно — историческая теория развития психики Л. С. Выготского. Способности часто рассматриваются как высшие психические функции, обусловливающие способы взаимодействия человека с действительностью. Развитие высших психических функций происходит в направлении овладения внешними средствами культурного развития и мышления (язык, письмо, рисование, математика и так далее) и в направлении развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление и тому подобное).

Решающую роль в формировании высших психических функций играет знаковая функция сознания. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности являются свойствами или качествами человека, которые делают его способным к успешному выполнению какого — либо из видов общественно — полезной деятельности, которая сложилась в ходе общественно — исторического развития.

Эта мысль конкретизируется К. К. Платоновым, который считал способности и характер структуры личности, пронизывающие все его уровни — от иерархически более низких, биологически обусловленных (психические свойства, особенности психических процессов), до высших, социально обусловленных (опыт и направленность). При этом способности рассматриваются и в контексте выполнения деятельности: «способности — это такая часть структуры личности как целого, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней» [3, с.78].

От теории Б. М. Теплова идет линия исследования способностей, в которой на передний план выходят особенности деятельности, а личностная природа способностей при этом не игнорируется вовсе, а отодвигается на второй план. Признаки способностей, выделенные Б. М. Тепловым, долгие годы остаются наиболее цитируемыми:

  • «Во — первых, под способностями понимаются индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого...
  • Во — вторых, способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности...
  • В — третьих, понятие способностей не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека..”. [4, с. 9].

Следовательно, способности не исчерпываются знаниями, навыками и умениями, которые входят в их структуры. В. А. Крутецкий обращает внимание на то, что способности тренируются именно в процессе приобретения знаний, навыков и умений, их развитие вне этих процессов невозможно, с другой стороны, способности обусловливают скорость и глубину овладения знаниями, умениями и навыками.

Г. С. Костюк отмечает, что способности зависят от знаний, навыков и умений, и одновременно подчеркивает, что способности проявляются не только в том, какие умения имеет человек, а в том, как быстро она их приобрел, и как их применяет.

По мнению К. К. Платонова, знания, навыки и умения входят в структуры способностей. Отмечается, что умения, которые являются свойствами личности и могут влиять на изменения свойств различных подструктур, сами становятся элементарными способностями.

На естественный вопрос: а что же кроме знаний, умений и навыков входит в структуру способностей, ответов может быть столько, сколько человеческих деятельностей.

Каждая деятельность, которых могут быть сотни и тысячи, для успешного выполнения требует от человека определенной мотивации и особого перечня индивидуальных свойств. Недоразвитие или даже отсутствие одного из десятков компонентов, которые необходимы для успешного выполнения определенной деятельности, часто может быть с успехом компенсировано другим компонентом или же их сочетанием. Например, недоразвитость точных движений, необходимых для каллиграфического письма, может на первых порах компенсироваться повышенным уровнем самоконтроля. Не стоит абсолютизировать деятельность как основной фактор развития способностей [2, с. 146].

С. Л. Рубинштейн писал, что деятельность творит личность, но именно личность выбирает ту деятельность, которая ее творит. Сказанное в большей степени относится к зрелой личности. В младшем школьном возрасте ребенок оказывается, по выражению М. Хайдеггера, «заброшенным» в определенную жизненную ситуацию. Речь идет прежде всего о школьном образовании, которое является обязательным для каждого ребенка [7, с. 230].

Способности рассматриваются как внутренний, личностно — ценностный, динамический ресурс саморазвития, базируется на индивидуально — своеобразном сочетании личностных свойств и заключается: 1) в способности субъекта решать ситуационные и жизненные задачи с помощью эффективных видов деятельности;

2) в осознанном приобретении способностей.

Одна из важнейших характеристик способностей — это их способность к развитию. Дети не рождаются с готовыми способностями, а с их природными предпосылками — задатками, которые могут развиться или не развиться до уровня способностей. Все зависит от того, насколько личностно включен ребенок в определенную деятельность, в которой актуализируются и взаимодействуют необходимые задатки, постепенно вырастая до качественно нового уровня — уровня способностей. [4, c. 9].

Способность способностей развиваться — это научный факт, знание которого сразу же порождает ряд вопросов, важнейший из которых — вопрос о факторах развития способностей. Конечно, ими могут быть и врожденные задатки (для ограниченного круга деятельностей с учетом возможности компенсации), и особенности организации самой деятельности, и ситуация, что требует от ребенка определенных способностей [1, с. 202]. Важнейшим источником развития способностей является субъект этого развития — сам ребенок. Другими словам, действительно эффективное развитие способностей может быть основано лишь на их саморазвитии.

Таким образом, способности отображают деятельностный характер психических функций. Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики.

Библиографический список:

1. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста [Электорнный ресурс]: учеб. пособие / О. О. Гонина, — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 202 с.

2. Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя: монография / О. Ю. Елькина. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 146 с. ISBN 978–5-9765–1545–1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106844 (дата обращения: 30.06.2020)

3. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука 1972.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

5. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография — Москва: Университетская книга, 2010. — 319 с.

6. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. Москва: Логос, 2009. — 640 с.

7. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах: монография / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова; ред. В. Д. Шадриков. — Москва: Логос, 2011. — 230 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119470 (дата обращения: 30.06.2020). — ISBN 978–5-98704–619–7

Основные термины (генерируются автоматически): способность, деятельность, развитие способностей, Москва, ISBN, URL, младший школьный возраст, субъект деятельности, способность человека, успешное выполнение.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей младших школьников.

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции

Развитие творческих способностей детей через... изобразительная деятельность, ребенок

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей.

Влияние творчества на развитие познавательных способностей...

«Специальные — способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь

Следовательно, развитие наших способностей зависит от того чем мы занимаемся чаще

Миронов Н. П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н. П...

Развитие творческих способностей младших школьников

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте.

Закономерности развития личностных качеств и способностей...

В игровой деятельности развиваются способности за счет решения мыслительных задач

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду.

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного...

Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих...

Интерес к развитию творческих способностей в настоящее время обусловлен рядом

Широкое применение техники позволяет освободить человека для творческой деятельности.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Положительное влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальных способностей, интеллекта младших школьников мы имели возможность наблюдать и отмечать в процессе организации деятельности объединения дополнительного образования...

Педагогические условия формирования информационно...

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению.

Развитие творческих способностей в младших классах

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. При изготовлении что-либо своими руками, у детей развивается внимание и память, ребенок учится думать и размышлять. Формируется художественный вкус, логика, а так же пространственное...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников. Ключевые слова: интеллектуальные операции, формирование интеллектуальных операций, мышление...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей младших школьников.

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции

Развитие творческих способностей детей через... изобразительная деятельность, ребенок

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей.

Влияние творчества на развитие познавательных способностей...

«Специальные — способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь

Следовательно, развитие наших способностей зависит от того чем мы занимаемся чаще

Миронов Н. П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н. П...

Развитие творческих способностей младших школьников

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте.

Закономерности развития личностных качеств и способностей...

В игровой деятельности развиваются способности за счет решения мыслительных задач

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду.

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного...

Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих...

Интерес к развитию творческих способностей в настоящее время обусловлен рядом

Широкое применение техники позволяет освободить человека для творческой деятельности.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Положительное влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальных способностей, интеллекта младших школьников мы имели возможность наблюдать и отмечать в процессе организации деятельности объединения дополнительного образования...

Педагогические условия формирования информационно...

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению.

Развитие творческих способностей в младших классах

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. При изготовлении что-либо своими руками, у детей развивается внимание и память, ребенок учится думать и размышлять. Формируется художественный вкус, логика, а так же пространственное...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников. Ключевые слова: интеллектуальные операции, формирование интеллектуальных операций, мышление...

Задать вопрос