Толерантность: миф или реальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скрипка, С. Ю. Толерантность: миф или реальность / С. Ю. Скрипка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72453/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций, увеличения ресурсности, через развитие толерантного отношения к миру. Представлены психологические исследования влияние уровня толерантности на самочувствие, ресурсность, психологическую устойчивость личности.

Ключевые слова: толерантность, психологическое здоровье личности, стрессоустойчивость, психологические ресурсы подростка.

Каждый человек в обществе имеет внутреннюю систему распознавания людей по принципу «свой — чужой». Люди терпимо относятся к носителям ценностей, схожих со своими, и отрицают носителей ценностей противоположных. Так как же проявляется толерантное отношение, есть ли оно вообще или это миф, а поведение людей в обществе обусловлено жесткими правилами? Насколько хорошо и полезно быть толерантным? И какие факторы влияют на формирование толерантного поведения? В этой статье мы представляем свою точку зрения на роль толерантности в нашей жизни.

Современное общество стоит перед необходимостью решения такой кардинально значимой проблемы, как сохранение здоровья подростков, физического и психического. В её решении особое место должно быть отведено формированию системы их отношений к социуму. В связи с этим задача развития толерантности, обеспечивающей этнокультурное и межличностное взаимодействие, приобретает особый смысл. Формирование и развитие толерантности в качестве условия сохранения психологического здоровья подростков определяется современной социокультурной ситуацией, характеризующейся ростом социальной напряженности, сопровождающейся межэтническими, межконфессиональными и межличностными конфликтами.

Термин «толерантность» имеет медицинское происхождение и означает невосприимчивость организма к антигену [2]. Нарушение толерантности к собственным антигенам приводит к аутоиммунным заболеваниям [2]. Рассмотрев различные социологические трактовки [1, 3, 4], мы считаем, что толерантность, как интегральное свойство личности стоит рассматривать как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при условии благожелательного отношения к культуре, поведению и мнениям других людей.

Интолерантное общение сопровождается фрустрацией социальных потребностей, разрывом эмоционально-значимых связей, возникновением внутриличностного напряжения, искажением ценностных ориентаций, трудностями в понимании себя и другого. Все это ведет к ухудшению психологического здоровья подростков.

Психологическая ресурсность выступает в качестве психологического иммунитета против трудных жизненных ситуаций и опасностей. Важным условием формирования устойчивости против стрессогенных ситуаций является высокая степень мотивированности личности [5]. Ориентированность подростка на преодоление трудностей и достижение цели способствует повышению адаптационных возможностей.

Психологическая ресурсность как комплексное личностное свойство определяется ее практическим обеспечением по трем основным компонентам: эмоциональному (нервно-психическая уравновешенность, эмоциональная уравновешенность); поведенческому (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, толерантность, коммуникативные и межличностные навыки); когнитивному (умение ставить цели и достигать результатов, выработка навыков успешного преодоления стрессовых ситуаций) [5].

Повышение уровня стрессоустойчивости позволяет, в свою очередь, усиливать и накапливать психологические ресурсы преодоления и противостояния стрессу, обеспечивая достижение результата в психологическом здоровье личности.

Исследуя влияние уровня толерантности на психологическую ресурсность личности, мы выявили следующие факторы. Подростки, обладающие высоким уровнем толерантности в сочетании с высоким уровнем ресурсности не только способны с помощью саморегуляции и самоуправления противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды, но и признают самобытность «картины мира» окружающих, их «право на ошибку».

Подросткам, у которых выявлен средний уровень толерантности в соотношении со средним уровнем ресурсности, свойственна постепенная потеря самоконтроля и саморегуляции при длительном воздействии стрессфакторов, при полном принятии внутреннего мира «другого» человека и адекватной оценке окружающего мира.

Подростки, показавшие средний уровень толерантности в соотношении с низким уровнем ресурсности, обладают максимальной ригидностью и трудностями в адаптации, любое внешнее воздействие вызывает у них стресс, могут проявлять толерантные черты, но при этом не всегда понимать «другого» человека в вопросах религии, культуры или поведения. Таким образом, следует, что уровень толерантности влияет на психологическое здоровье подростка.

Соотношение уровней ресурсности с видами толерантности представлены на рисунке 1.

Соотношений уровня ресурсности с видами толерантности

Рис. 1. Соотношений уровня ресурсности с видами толерантности

У подростков с низкой ресурсностью преобладает толерантность как черта личности (47 %), при этом показатели этнотолерантности (30 %) и социальной толерантности (24 %) сравнительно небольшие, это свидетельствует о том, что подростки менее склонны к принятию сверстников и взрослых с другими национальными и этническими особенностями, принадлежащими к иной социальной группе.

Испытуемые со средним уровнем ресурсности способны проявлять как этнотолерантность (34 %), социальную толерантность (31 %), так и толерантность как черту личности (33 %), с примерно равной интенсивностью, в знакомых, часто встречающихся ситуациях, однако в незнакомой ситуации они могут проявить и нетерпимость по отношению к окружающим людям.

У подростков с высоким уровнем ресурсности преобладают показатели социальной толерантности (43 %), незначительно ниже показатели этнотолерантности (41 %). Это свидетельствует о том, что подростки, способные противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды без ущерба для здоровья, способны использовать многомерный подход к оценке событий и людей, принадлежащих к иным социальным или этническим группам.

Отсюда следует, чем выше ресурсность личности, тем более она склонна к проявлению толерантных черт по отношению к окружающему социуму, таких как признание самобытности внутреннего мира другого, адекватная оценка себя и окружающего мира, многомерный подход к событиям и решению проблем. Толерантность человека, как интегральное качество, влияет на психологическую устойчивость (самочувствие, ресурсность, стрессоустойчивость) личности.

Таким образом, толерантность — это не миф, это реальность, которая влияет на психологическое здоровье подрастающего поколения и нуждается в формировании и развитии. Быть толерантным не просто хорошо, но и полезно для физического и психического здоровья.

Литература:

  1. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер. — М.: Вече: АСТ. — 2001. — 592 с.
  2. Говалло В. И. Парадоксы иммунологии. Серия: Народный университет. Естественнонаучный факультет. — М.: Знание, 1983. — 168 с.
  3. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2004. — 176 с.
  4. Кухтерина Г. В., Брук Ж. Ю. Взаимосвязь жизнестойкости подростков и стратегий защитно-совладающего поведения // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. — 2015. — № 9.
  5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень толерантности, социальная толерантность, психологическое здоровье подростков, подросток, черт личности, адекватная оценка, толерантность, толерантное отношение, ситуация, психологическое здоровье личности, окружающий мир, окружающая среда, носитель ценностей, многомерный подход, высокий уровень, внутренний мир, влияние уровня толерантности, вид толерантности.


Ключевые слова

толерантность, стрессоустойчивость, психологическое здоровье личности, психологические ресурсы подростка

Похожие статьи

Психологические особенности толерантности: сущность понятия...

Для данного типа толерантности особенна важна способность личности к устойчивости, сохранение в постоянстве установок, ценностей, смыслов, определяющих внутренний мир человека, а следовательно мировосприятие в целом и индивидуальное поведение.

Чувство толерантности в подростковом возрасте

Стоит начать с определения толерантности. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение

В психологической науке «толерантность» рассматривается в нескольких аспектах

Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к...

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на

Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и...

Влияние толерантности на проявление агрессии...

Толерантность — явление многоаспектное, многоуровневое, может проявляться в различных формах: психофизиологическая толерантность, социальная толерантность (коммуникативная и этническая), толерантность как система ценностей, толерантность как черта личности.

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Устойчивость как свойство толерантности обосновывает психологическое понимание сущности толерантности как интегрального свойства целостной личности, характеризующееся системой психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни...

Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере...)

Для выявления уровня толерантности у подростков было проведено тестирование, которое проходило в октябре 2019 года. В работе использованы такие диагностические методы как беседа и тематическое тестирование. В тестировании приняли участие 75 человек первого...

Представления старшеклассников о толерантности

толерантный человек, толерантность, толерантное поведение, черт личности, достоверность данных, социальная толерантность, семантический дифференциал, понимание толерантности, индекс толерантности, этническая...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности...

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Похожие статьи

Психологические особенности толерантности: сущность понятия...

Для данного типа толерантности особенна важна способность личности к устойчивости, сохранение в постоянстве установок, ценностей, смыслов, определяющих внутренний мир человека, а следовательно мировосприятие в целом и индивидуальное поведение.

Чувство толерантности в подростковом возрасте

Стоит начать с определения толерантности. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение

В психологической науке «толерантность» рассматривается в нескольких аспектах

Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к...

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на

Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и...

Влияние толерантности на проявление агрессии...

Толерантность — явление многоаспектное, многоуровневое, может проявляться в различных формах: психофизиологическая толерантность, социальная толерантность (коммуникативная и этническая), толерантность как система ценностей, толерантность как черта личности.

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Устойчивость как свойство толерантности обосновывает психологическое понимание сущности толерантности как интегрального свойства целостной личности, характеризующееся системой психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни...

Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере...)

Для выявления уровня толерантности у подростков было проведено тестирование, которое проходило в октябре 2019 года. В работе использованы такие диагностические методы как беседа и тематическое тестирование. В тестировании приняли участие 75 человек первого...

Представления старшеклассников о толерантности

толерантный человек, толерантность, толерантное поведение, черт личности, достоверность данных, социальная толерантность, семантический дифференциал, понимание толерантности, индекс толерантности, этническая...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности...

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Задать вопрос