Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Акулов, А. Е. Навигационная безопасность на судне и ее влияние на экологическую безопасность региона / А. Е. Акулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72419/ (дата обращения: 29.03.2024).



Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу. Безопасная перевозка грузов водным транспортом, уровень экологичности которого выше, в сравнении с автомобильным, должна обеспечиваться посредством выполнения целого комплекса мероприятий, описанных в данной статье.

Ключевые слова: навигационная безопасность, экологическая безопасность, речной транспорт, подготовка судна к плаванию.

В современных динамически изменяющихся условиях транспорт постепенно становится значимым элементом в развитии государства, реформируется из сферы, перевозящей пассажиров и грузы разной тоннажности, в межотраслевую систему, воздействующую на условия экономики в полном объеме. Являясь составляющей частью единого процесса производства, транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу. В связи с вышесказанным возникает проблема рациональности использования транспортных средств региона.

Целью исследования является разработка комплекса мероприятий, способствующих снижению возникновения аварийных случаев в навигационный период, на примере судна «Балтийский — 65» проект 781.

Дальневосточный регион занимает выгодное географическое расположение, так как через его территории пролегают транзитные торговые пути между странами. Здесь сходятся развязки всех основных типов транспорта, которые объединяют ближайшие порты в единую сеть, включая пограничный переход Россия — Китай.

Особенностью некоторых районов Дальнего Востока является полная недосягаемость для наземного транспорта в разгар сезонных паводков. В таких условиях потенциал развития водного транспорта является условием для последующего существования всей территории.

Максимальный объем судоходства приходится на весенне-осенний период (с мая по октябрь). Особая значимость речной транспортной сети видна на северных территориях, прилегающих к бассейнам рек Лена, Амур, Индигирка, Колыма, и Яна.

К основным проблемам при осуществлении транспортировок относят:

  1. Высокие транспортные затраты.
  2. Износ ключевого оборудования
  3. Слабое функционирование интегрированной логистики.

Частичное решение вышеназванных проблем, а также перспективы модернизации транспорта представлены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденную Правительством Российской Федерации 29 февраля 2016 г. N 327-р.

Второй этап реализации Стратегии (2021–2030 годы) предполагает динамичное развитие речных перевозок, в том числе в контейнерах. Реализация мер государственной поддержки российского судоходства и судостроения должна привести к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса [1].

Повышение экологичности, энергоэффективности и безопасности водного транспорта, представленные в Стратегии, обуславливают разработку комплексных мероприятий на уровне регионов. На примере судна проект 781 «Балтийский — 65», осуществляющего перевозку круглого леса и ели на участке Николаевск — на Амуре — Холмск, разработан комплекс мероприятий по безопасной перевозки грузов. Проработка и планирование рейсов должны осуществляться заранее.

Поэтапная и безопасная подготовка судна проект 781 «Балтийский — 65» к рейсу должна включать:

1. Укомплектование судна навигационными морскими картами, руководствами и пособиями для плавания.

2. Подбор навигационных морских карт, руководств и пособий на предстоящий район плавания по откорректированным каталогам.

3. Подбор справочных материалов, которые характеризуют погодные условия перехода с учетом прогностической гидрометеорологической информации, включая факсимильные карты.

4. Изучение района плавания, выбор маршрута и выполнение предварительной прокладки, ввод путевых точек, другой навигационной информации в приемоиндикаторы спутниковых навигационных систем (СНС) и радионавигационных систем и (РНС).

5. Проработку выбранного маршрута перехода со штурманским составом.

6. Проверку наличия информации о манёвренных характеристиках судна.

7. Проверку исправности средств звуковой, световой и аварийной сигнализации, сроков годности пиротехнических средств.

Остановимся подробно на таком важном этапе, как изучение района плавания, которое в полном объёме выполняется судоводительским составом перед непосредственным выходом в первое плавание по маршруту.

Изучение района плавания выполняется по подобранным и откорректированным картам, руководствам и пособиям с учётом рекомендаций подразделений безопасности мореплавания судоходной компании и с учетом мнения лиц, назначенных ответственными за безопасность плавания судов [5].

Протяжённость изучаемой за один раз части маршрута следует разумно ограничить. При этом обязательно нужно изучить районы, прилегающие к проложенному маршруту плавания и места укрытия. Дополнительно необходимо исследовать осадку судна на различных участках перехода, навигационные предупреждения по району плавания, порядок вызова лоцмана и портовых властей, места возможных защищённых стоянок, их характеристики.

Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже известные положения и изучаются новые данные, учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах. Важной проблемой в процессе эксплуатации судов являются частые случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов. Нефтесодержащие воды образуются вследствие течи трубопроводов, арматуры, насосов, через обшивку корпуса и донную арматуру, при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры.

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов предусматривается комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и трансграничного загрязнения судами нефтью, вредными веществами, сточными водами. На судне обязательно должно быть автоматическое устройство для закрытия сливных забортных клапанов [2].

Обязательным является обеспечение соблюдения техники безопасности при выполнении работ в замкнутых пространствах, поскольку нарушение этих требований может привести к трагической гибели людей на судне.

Все замкнутые, труднодоступные и плохо вентилируемые помещения на судне, предназначенные для пожаротушения или инертизации, представляют опасность в связи с недостатком кислорода или наличия воспламеняющихся или токсичных газов. Поэтому необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Спуск и работа в замкнутых помещениях разрешается только под руководством старшего механика или старшего помощника капитана по их заведованию с оформлением разрешения.
  2. Для доступа в замкнутое помещение должны быть открыты не менее двух горловин при их наличии.
  3. После вентилирования замкнутых помещений судна, в них должен быть произведён инструментальный анализ состава воздушной среды на процентное содержание кислорода (должен составлять не менее 20 %) и на присутствие вредных газов, паров, аэрозолей (не должны превышать предельно допустимой концентрации).
  4. Проведение работ должно быть организованно так, чтобы на каждого работающего в замкнутом помещении был наблюдающий, который должен находиться у горловины (люка) вне этого помещения.
  5. Необходимо обеспечить связь между вахтенным помощником и наблюдающим.
  6. Члены экипажа судна, входящие в замкнутые помещения, должны быть обеспечены средством индивидуальной защиты, предохранительным поясом со страховкой.
  7. Руководитель работы обязан до входа членов экипажа судна в замкнутое помещение провести с ними и наблюдающими целевой инструктаж по охране труда.

При строгом соблюдении вышеназванных правил достигается максимальная безопасность всех работников судна. Итогом проведенного исследования является выпуск и апробирование брошюры «Перечень основных мероприятий и требований по обеспечению навигационной безопасности» для студентов, проходящих практику в навигации.

Использование брошюры в ознакомительных целях позволит повысить уровень готовности обучающихся к прохождению производственной практики в навигации и снизит нагрузку с наставников (штурманов, помощников капитана) в первые дни практики.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов СПБ 2017. — 824с.
  3. Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море.
  4. Международным кодексом по Управлению и безопасности (МКУБ).
  5. Каталог карт и книг ГУНиО РФ. Тихий океан. № 7407, 2007 внесена корректура согласно Извещению мореплавателям. Выпуск 39. № 4593 (от 28 сентября 2019г.) Адм. 9956.39.
Основные термины (генерируются автоматически): водный транспорт, дальневосточный регион, замкнутое помещение, изучение района плавания, безопасная перевозка грузов, навигационная безопасность, основной источник выброса, полный объем, производственный ресурс страны, Российская Федерация, судно, существенное влияние, транспортная отрасль, экологическая обстановка.


Ключевые слова

экологическая безопасность, навигационная безопасность, речной транспорт, подготовка судна к плаванию

Похожие статьи

Дисциплина «Экологическая безопасность на морском...»

Характеристика основных загрязнителей и их источников (нефть, ядовитые вещества

10. Обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов

10. Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Учебное пособие.

Судно как источник загрязнения окружающей среды

Выявлены основные направления, по которым происходит загрязнение окружающей среды судами.

Поскольку в других секторах экономики сокращается выброс парниковых газов, судоходство будет составлять всё большую долю в глобальном загрязнении окружающей среды.

Перспективы развития различных видов транспорта...

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Развитие экономики страны и рост валового продукта невозможен без существенного

Автомобильный транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и

Автомобильный транспорт выполняет свыше 78 % объема перевозок грузов и более 45...

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Транспортно-экспедиторские услуги и перевозка грузов.

Нельзя не согласиться с В. И. Сергеевым, что именно транспорт оказывает значительное влияние на логистику в

На основе анализа потребностей развивающейся российской экономики, а также мировых тенденций в...

Применение научного подхода Э.Деминга к вопросам повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний водный транспорт, РФ, качество, Татарстан, Россия, Российская Федерация, российская практика, водный транспорт, общий объем перевозок грузов, XXVII. Похожие статьи.

Проблемы зимней навигации речного транспорта в РФ

Водный транспорт — один из самых древних способов доставки грузов. Он использовался практически во всех древних цивилизациях. Свою популярность данный вид транспорта заслужил благодаря дешевизне, надежности и достаточно низкой аварийности.

Управление транспортной отраслью в контексте экологической...

Транспорт оказывает значительное влияние на окружающую среду. Вместе с тем, в последнее десятилетие сильно возросла актуальность экологический

Транспорт влияет и изменят окружающую среду, и именно поэтому необходимо грамотное управление в этой области.

Проблемы речного транспорта России и некоторые подходы к их...

В настоящее время речной транспорт Российской Федерации испытывает определённую

Следует отметить, что состояние внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за

Водный транспорт — один из самых древних способов доставки грузов.

Похожие статьи

Дисциплина «Экологическая безопасность на морском...»

Характеристика основных загрязнителей и их источников (нефть, ядовитые вещества

10. Обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов

10. Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Учебное пособие.

Судно как источник загрязнения окружающей среды

Выявлены основные направления, по которым происходит загрязнение окружающей среды судами.

Поскольку в других секторах экономики сокращается выброс парниковых газов, судоходство будет составлять всё большую долю в глобальном загрязнении окружающей среды.

Перспективы развития различных видов транспорта...

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

Развитие экономики страны и рост валового продукта невозможен без существенного

Автомобильный транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и

Автомобильный транспорт выполняет свыше 78 % объема перевозок грузов и более 45...

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Транспортно-экспедиторские услуги и перевозка грузов.

Нельзя не согласиться с В. И. Сергеевым, что именно транспорт оказывает значительное влияние на логистику в

На основе анализа потребностей развивающейся российской экономики, а также мировых тенденций в...

Применение научного подхода Э.Деминга к вопросам повышения...

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний водный транспорт, РФ, качество, Татарстан, Россия, Российская Федерация, российская практика, водный транспорт, общий объем перевозок грузов, XXVII. Похожие статьи.

Проблемы зимней навигации речного транспорта в РФ

Водный транспорт — один из самых древних способов доставки грузов. Он использовался практически во всех древних цивилизациях. Свою популярность данный вид транспорта заслужил благодаря дешевизне, надежности и достаточно низкой аварийности.

Управление транспортной отраслью в контексте экологической...

Транспорт оказывает значительное влияние на окружающую среду. Вместе с тем, в последнее десятилетие сильно возросла актуальность экологический

Транспорт влияет и изменят окружающую среду, и именно поэтому необходимо грамотное управление в этой области.

Проблемы речного транспорта России и некоторые подходы к их...

В настоящее время речной транспорт Российской Федерации испытывает определённую

Следует отметить, что состояние внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за

Водный транспорт — один из самых древних способов доставки грузов.

Задать вопрос