Анализ распространения высказываний с негативной тональностью в пользовательских дискуссиях в социальных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернышова, А. П. Анализ распространения высказываний с негативной тональностью в пользовательских дискуссиях в социальных сетях / А. П. Чернышова, Т. В. Сиркин, А. Д. Морозов, П. А. Мартынов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 73-77. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72343/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: анализ тональности текста, анализ данных, векторное представление слов, машинное обучение, глубокое обучение

Введение

Подобного рода исследования в последнее время пользуются большим спросом. Изначально для реализации анализа негативных отзывов необходимо провести классификацию отзывов, что приводит нас в сферу сентиментального анализа, который находится в области NLP. Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP) изучает проблемы, связанные с синтезом естественных языков.

В последние годы в данной области семантическому анализу уделяется много внимания из-за возможности его применения в различных областях — от бизнеса до политических исследований. Благодаря этому инструменту компании могут отслеживать репутацию своего бренда. Анализируя отзывы в социальных сетях, можно судить об их отношении к интересующему нас продукту.

В современных реалиях одной из популярных платформ пользователей интернета для высказывания своего мнения является Твиттер. В данной социальной сети люди открыто и свободно обсуждают происходящие с ними события, говоря о том, что им нравится или не нравится. Популярность Твиттера, влияние, которое пользователи оказывают своими высказываниями, доступность данных привлекают исследователей и ведет к постановке различных задач.

Постановка задачи

Таким образом, целью данной работы является проведение анализа и выявление причин возникновения отрицательной тональности в коротких негативных высказываниях социальной сети Twitter для улучшения качества товара или предоставляемых услуг.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

− Рассмотреть наиболее популярные методы классификации тональности;

− Разработать классификатор тональностей;

− Произвести анализ негативных твитов и представить полученные результаты с помощью графических интерпретаций;

В качестве входных данных использовались общедоступные отзывы пользователей американских авиалиний о качестве полетов [1].

Данные были собраны из социальной сети Twitter за февраль 2015 года. Язык используемых твитов английский. Корпус данных был поделен на обучающую и тестовую выборки в соотношении 70 %-30 %. Классификация производилась на 3 класса: негативные, нейтральные и положительные.

Полученные тексты отзывов были подвергнуты препроцессингу: были удалены специальные символы, цифры и стоп-слова, было произведено приведение к нижнему регистру.

Для реализации алгоритмов использовался следующий стек технологий: основной язык для реализации Python 3, библиотеки Numpy, Pandas Keras, Matplolib. Для разработки использовались Jupyter Notebook и Google Colab.

Наивный Байесовский классификатор

Первым классификатором, который был реализован в данной работе, является — Наивный Байесовский. В его основе лежит одноимённая теорема.

где

— вероятность того, что документ принадлежит рассматриваемому классу ;

— вероятность обнаружить документ среди документов рассматриваемого класса ;

— безусловная вероятность встретить документ, принадлежащий рассматриваемому классу , в корпусе документов;

— безусловная вероятность встретить документ в корпусе.

Для определения класса с наибольшей вероятностью появления Байесовский классификатор использует оценку апостериорного максимума.

Классификатор называется наивным ввиду того факта, что документ представляется как набор условно независящих друг от друга вероятностей. Исходя из этого предположения условная вероятность документа аппроксимируется произведением условных вероятностей всех слов входящих в документ.

Полученные значения метрик представлены в таблице 1.

Таблица 1

Accuracy

Precision

Recall

0.7521

0.7516

0.9205

LSTM

Long Short-Term Memory это разновидность архитектуры рекуррентных нейронных сетей.

В сети LSTM элементом является не один нейрон, а ячейка или модуль. Модуль состоит из нескольких слоёв, которые комбинируются посредством поэлементного умножения или сложения. На рисунке 1 продемонстрирован повторяющийся модуль сети.

: Пример повторяющегося модуля LSTM

Рис. 1: Пример повторяющегося модуля LSTM

Ключевым для LSTM является состояние ячейки . Именно оно позволяет сохранять данные на длительный промежуток времени. Для того чтобы управлять состоянием ячейки используются так называемые гейты — специальные слои нейронов, отвечающие за интенсивность передаваемого сигнала.

В сетях LSTM используются 3 вида гейтов:

− Гейт забвения (forget gate)

− Входной гейт (input gate)

− Выходной гейт (output gate)

Подробный принцип работы сети описан в работе Хохрейтера [2]. Существуют и более популярные схемы, например описанная Джерсом и Шмидхубером [3], где состояние ячейки также подается на каждый -слой. В своей работе Чо [4] описал структуру LSTM, в которой слой, использующий гейт забвения и первый этап слоя, использующего входной гейт объединяются. Такая модель в последнее время завоевывает большую популярность.

Была реализована сеть, состоящая из слоев векторных представлений слов, LSTM-слоя, содержащего 10 ячеек, и выходного слоя c функцией активации Softmax.

В модуле в качестве функции активации используется гиперболический тангенс, а в качестве функции, используемой для активации повторного шага — сигмоид.

Количество эпох — 4

Ниже приведены таблицы 2 и 3 значений метрик в зависимости от размера батча обучения и словаря.

Таблица 2

loss

Accuracy

Recall

Precision

Batch = 32

0.5059

0.7999

0.6302

0.8233

Batch = 25

0.4540

0.8209

0.7135

0.8270

Batch = 15

0.4180

0.8312

0.7437

0.8328

Batch = 5

0.3819

0.8472

0.7611

0.8345

Таблица 3

loss

Accuracy

Recall

Precision

Voc_size=500

0.4917

0.8049

0.8511

0.8511

Voc_size=750

0.4729

0.8167

0.8454

0.8635

Voc_size=1000

0.4391

0.8317

0.8544

0.8676

Можно заметить, что LSTM дает неплохие результаты, но несильно опережает Наивный Байесовский классификатор.

BERT

BERT состоит из стека энкодеров Трансформера, специальной модели, использующей механизм внимания [5].

BERT — первая нейросеть, которая успешно использует двунаправленный подход для решения задачи представления слов и целых предложений в n-мерном пространстве с учётом контекста [6]. Обычно для решения этой задачи сеть обучают предсказывать слово по заданной последовательности. Двунаправленный подход позволяет учесть влияние каждого слова на контекст, но создаёт дополнительные проблемы, для борьбы с которыми BERT обучают решать задачи Masked Language Modeling.

В ходе решения этой проблемы сеть представляет слова в векторной форме. Это и является основной целью работы нейросети. Эмбеддинги затем применяются для решения различных задач с использованием техники fine-tuning.

Google предоставляет несколько предобученных моделей.

Для поставленной задачи была использована модель BERT-Base, нечувствительная к регистру, имеющая 12 слоев, 768 узлов, и с 12 attention heads. К выходному слою BERT был добавлен еще один слой c функцией активации — softmax и 3 выходами — для негативных, нейтральных и позитивных твитов. Для того, чтобы избежать переобучения в архитектуре сети также используется dropout-слой. Размер бэтча равен 32. Количество эпох — 3.

Полученные значения метрик указаны в таблице 4.

Таблица 4

Accuracy

Precision

Recall

F1-мера

0,92739

0.89134

0.92546

0.90808

Как видно из таблицы, BERT является очень мощным инструментов для решения задач NLP. Именно данные тех твитов, которые были классифицированы им, как «отрицательные» будут подвергнуты анализу в дальнейшей главе.

Анализ негативных твитов

После классификация твиты были подвергнуты процедуре анализа.

: Гистограмма и Круговая диаграмма, отражающие количество негативных отзывов, которые получили авиакомпании

Рис. 2: Гистограмма и Круговая диаграмма, отражающие количество негативных отзывов, которые получили авиакомпании

На рисунке 2 представлены графики, отражающие количество негативных отзывов с разбивкой по авиакомпаниям. Эти данные нерепрезентативны из-за разного количества рейсов, совершаемых компаниями, поэтому было принято решение рассмотреть процентные соотношения твитов разной тональности.

Как видно из приведенных таблицы и гистограммы на рисунке 3 пользователи были больше недовольны перевозками компании “US Airways”.

: Гистограмма и таблица, отражающие соотношение твитов разных тональностей для авиакомпаний

Рис. 3: Гистограмма и таблица, отражающие соотношение твитов разных тональностей для авиакомпаний

Важным для компании является мониторинг лидеров мнений. Те причины, которые выделяют подобные пользователи могут быть ключевыми негативными качествами, которые следует упразднить. За лидеров мнений приняты те пользователи, отзывы которых получили наибольшее количество ретвитов.

Список лидеров для компании United и твит, получивший наибольший отклик, представлены на рисунке 4.

Топ-5 лидеров мнений для компании «United»

Рис. 4. Топ-5 лидеров мнений для компании «United»

Одним из самых простых и эффективных способов репрезентации ключевых слов является Облако Слов.

Так выглядит облако слов, в котором использовались слова из отзывов всех авиакомпаний. Можно сделать вывод, что основными проблемами пользователи признают утерю багажа и отмененные рейсы.

: Облако слов, часто встречаемых в негативных отзывах для всех авиакомпаний

Рис. 5: Облако слов, часто встречаемых в негативных отзывах для всех авиакомпаний

Отрицательные твиты были также проанализированы с разбивкой по штатам. Выделив самые проблемные штаты, можно точечно решить проблему, что улучшит рейтинг компании. Можно заметить, что такие штаты, как Аляска, Монтана и Вайоминг остались недовольны работой авиакомпаний.

: Визуализация процентного соотношения отрицательных твитов по штатам

Рис. 6: Визуализация процентного соотношения отрицательных твитов по штатам

Заключение

В процессе работы были изучены принципы векторного представления слов, популярные модели классификаторов. Проанализированы их возможности, недостатки, потенциальные сферы применения.

В отношении BERT можно с уверенностью сказать, что модель показывает впечатляющие результаты. Особенности архитектуры выделяют её среди существующих нейросетей.

Был проведен анализ негативно классифицированных твитов, результаты которого потенциально могут помочь авиаперевозчикам улучшить качество сервиса.

В дальнейшем планируется представить полученные благодаря анализу данные в виде приложения для компаний. В данном приложении имелась бы, как и ранее приведенная инфографика, так и новые данные, например, процентные соотношения отзывов, полученных от пользователей разных полов, возрастов, отображение графов взаимосвязей между пользователями. Так же хотелось бы добавить возможность компании самой выбирать, твиты с какой тональностью она хочет отслеживать для мониторинга положительных качеств своих конкурентов.

Литература:

  1. Датасет Twitter US Airline Sentiment // Kaggle сайт. — URL: https://www.kaggle.com/crowdflower/twitter-airline-sentiment
  2. S. Hochreiter S., Schmidhuver J Long Shor-Term Memory // ResearchGate [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/13853244_Long_Short-term_Memory — Текст: электронный.
  3. Gers F. A., Schmidhuber J. Recurrent Nets that Time and Count Difficult // IEEE [Электронный ресурс]. — URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/861302 — Текст: электронный.
  4. Cho K., van Merrlenboer B., Bougares F., Shwenk H., Bahdanau D., Bengio Y. Learning Phrase Representations using RNN Encoder–Decoder for Statistical Machine Translation // arXiv [Электронный ресурс]. — URL: https://arxiv.org/abs/1406.1078 — Текст: электронный.
  5. Vaswani A., Shazeer N., Parmar N., Uszkoreit J., Jones L., Gomez A. N., Kaiser L., Polosukhin I., Attention Is All You Need // // arXiv [Электронный ресурс]. — URL: https://arxiv.org/abs/1706.03762 — Текст: электронный.
  6. Devlin J., Chang M., Lee K., Toutanova K. BERT: Pre-training of Deep Bidirectional Transformers for Language Understanding // arXiv [Электронный ресурс]. — URL: https://arxiv.org/pdf/1810.04805.pdf — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): BERT, LSTM, NLP, векторное представление слов, Облако слов, рассматриваемый класс, слой, состояние ячейки, социальная сеть, таблица.


Похожие статьи

Компьютерное зрение и нейронные сети в языковой организации рекламного сообщения на английском и русском языке

Статья содержит результаты обзора эволюции языковой организации рекламного сообщения. Установлено, что коммуникативная и прагматическая цель рекламы как маркетинговой формы презентации товара или услуги, остается неизменной на протяжении уже нескольк...

Распознавание сарказма в задаче определения тональности текста на естественном языке

Данная статья посвящена методу распознавания сарказма в тексте с целью повысить точность определения тональности. В качестве предметной области для эксперимента была выбрана задача определения уровня тональности текстов, содержащих описание внешнего ...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Алгоритм генерации музыкальных композиций с использованием интуитивного и эмоционального подходов

Работа посвящена исследованию и разработке методов и алгоритмов, которые автоматизируют и поддерживают процесс технического творчества, с точки зрения автоматического создания музыкальных композиций. Метод основан на совместном использовании основных...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Векторизация слов для нечеткого поиска в вопросно-ответных системах

В статье автор исследует применение векторизации слов для нечеткого поиска в вопросно-ответных системах, путем улучшения точности через современные подходы к векторизации слов и поиск семантически близких слов.

Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся

Исследование имело целью повышение мотивации учащихся с помощью концептуального обучения. Практическое часть состоит из обзора литературы и трех уроков проведенных с использованием концептов. Результаты исследования показали возможность мотивации уча...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Влияние ведущего полушария на понимание метафоры

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь ведущего латерального профиля и метафорического мышления, чтобы объяснить почему существует такая разница в понимании метафор на примере пословиц и поговорок, доказывая, что на это понимание не влияет и...

Похожие статьи

Компьютерное зрение и нейронные сети в языковой организации рекламного сообщения на английском и русском языке

Статья содержит результаты обзора эволюции языковой организации рекламного сообщения. Установлено, что коммуникативная и прагматическая цель рекламы как маркетинговой формы презентации товара или услуги, остается неизменной на протяжении уже нескольк...

Распознавание сарказма в задаче определения тональности текста на естественном языке

Данная статья посвящена методу распознавания сарказма в тексте с целью повысить точность определения тональности. В качестве предметной области для эксперимента была выбрана задача определения уровня тональности текстов, содержащих описание внешнего ...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Алгоритм генерации музыкальных композиций с использованием интуитивного и эмоционального подходов

Работа посвящена исследованию и разработке методов и алгоритмов, которые автоматизируют и поддерживают процесс технического творчества, с точки зрения автоматического создания музыкальных композиций. Метод основан на совместном использовании основных...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Векторизация слов для нечеткого поиска в вопросно-ответных системах

В статье автор исследует применение векторизации слов для нечеткого поиска в вопросно-ответных системах, путем улучшения точности через современные подходы к векторизации слов и поиск семантически близких слов.

Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся

Исследование имело целью повышение мотивации учащихся с помощью концептуального обучения. Практическое часть состоит из обзора литературы и трех уроков проведенных с использованием концептов. Результаты исследования показали возможность мотивации уча...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Влияние ведущего полушария на понимание метафоры

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь ведущего латерального профиля и метафорического мышления, чтобы объяснить почему существует такая разница в понимании метафор на примере пословиц и поговорок, доказывая, что на это понимание не влияет и...

Задать вопрос