Психологическое сопровождение родственников лиц, страдающих деменцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Бабий, А. И. Психологическое сопровождение родственников лиц, страдающих деменцией / А. И. Бабий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72314/ (дата обращения: 24.04.2024).



В последние годы во всем мире и в России в частности наблюдается рост числа людей пожилого возраста; соответственно увеличивается процентное соотношение пожилых людей к другим возрастным группам. С одной стороны наблюдаемое практически повсеместно увеличение продолжительности жизни бесспорно является важным достижением человечества, однако с другой стороны, так называемое «старение населения», имеет и некоторые негативные стороны. К одной из таких особенностей относится ухудшение здоровья и достатчно высокая вероятность развития нейродегенеративных заболеваний, таких как различного рода деменции, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и т. д. Ежедневно все большее и большее число пожилых людей и их близких сталкиваются с этими проблемами. Важно понимать, что, в первую очередь, от сложностей, страхов, тревог и проблем, связанных с этими заболеваниями, страдают родственники и близкие, осуществляющие уход за больным.

Именно на лиц, имеющих родственников или близких, с диагностированным нейродегенеративным заболеванием, должно быть в первую очередь направлено психологическое сопровождение. При этом, не имеет значения, проживают ли с больным человеком его близкие или пожилой человек помещен в условия стационарного проживания, в любом случае психологические проблемы того или иного характера неизбежно наблюдаются у родственников больных. Таким образом, предоставление таким людям услуг психологического сопровождения и консультирования в необходимом объеме является неотъемлемой частью и одной из первостепенных задач, которые ставятся перед психологами, работающими в сфере в геронтологии.

Существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при проведении работы психологической поддержки и консультирования родственников больного. В первую очередь, нужно уделить особое внимание работе с чувством вины родственников людей, оказавшихся по тем или иным причинам в условиях стационарного проживания. В настоящее время в России, также как и в странах Западной Европы и США достаточно распространенным явлением становится помещение больных родственников в геронтологические центры, дома престарелых, пансионаты для пожилых людей. Зачастую условия проживания и доступность среды в такого рода заведениях во много раз превосходят условия, которые могут быть предоставлены дома. Также уровень ухода и заботы в специализированных учреждениях часто может даже превосходить домашний уход. Это связано с компетентностью и квалифицированностью персонала, организацией особых условий проживания, оптимальных для находящихся там людей.

Однако, несмотря на существующие тенденции, в нашей стране родственники людей, проживающих в условиях стационара, могут подвергаться общественному осуждению и давлению. Не менее важное значение приобретает тот факт, что такие люди склонны сами осуждать себя за то, что по тем или иным причинам их родители (бабушки, дедушки, дяди, тети) оказались в условиях стационарного проживания. Именно это глубочайшее чувство вины, часто неосознанное, может быть преобразовано в защитные реакции различной формы, которые могут проявляться в любом виде: начиная от беспочвенных придирок к персоналу учреждения, заканчивая проявлениями аутоагрессии. Таким образом, очевидно, что близкие больных деменцией, болезнью Альцгеймера и т. д. становятся клиентами психолога-консультанта для решения собственных психологических проблем.

Переживание чувства вины может наблюдаться и у тех, кто сам ухаживает за близким больным человеком. Это чаще всего связано с иррациональным чувством вины за то, что клиент отдает недостаточно времени и сил уходу за больным, оставляя место для своих собственных потребностей и желаний. В таком случае задачей психолога-консультанта будет дать понять человеку, что в данном случае абсолютно четко работает правило «сначала наденьте кислородную маску на себя». Ведь если не удовлетворять собственные потребности и желания, не жить полной жизнью, не восполнять собственные внутренние ресурсы, то люди, зависимые от нас, не смогут получить должного внимания, заботы и ухода. Таким образом, важным оказывается работа, направленная на уменьшение чувства вины родственников.

Еще одним важным пунктом в рамках психологической поддержки людей, имеющих родственников с деменцией, является направление работы по поддержанию и восполнению внутренних ресурсов личности. Как было отмечено выше, постоянный анализ и пополнение собственных ресурсов позволяют не только проживать собственную жизнь согласно жизненному сценария, но и в полной мере заботиться о больном. Работа с ресурсами может акцентировать внимание на важности поддержания всех сфер жизни на уровне, необходимом для наиболее комфортного проживания. Необходимо учитывать, что такие сферы жизни, как хобби, учеба, работа, саморазвитие, окружение, семья — являются тем субстратом, который позволяет находить силы для заботы не только о других, но и о себе. Одной из техник, которые можно применять для оценки ресурсного потенциала личности является «колесо баланса», удобное в применении как во время сеанса психологического консультирования, так и самостоятельно, без психолога.

Следующим не менее важным направлением работы в рамках психологического консультирования близких больных пожилых людей, является работа по расстановке жизненных приоритетов и ценностных ориентаций. На основании данной информации может выстраиваться индивидуальная жизненная траектория, согласно установленным смысложизненным ориентациям, включающая в себя не только уход за больным как наиважнейшая цель, но также и раскрытие собственного личностного потенциала. Инструментами, помогающими в данном виде работы можно считать техники, как SWОT-анализ личности, дерево целей, тест Рокича ценностные ориентации и т. д.

Также психолог в своей работе, направленной на психологическую поддержку и консультирование родственников людей с нейродегенеративными заболеваниями, должен особое внимание уделять информированию и просветительской деятельности. Очень часто люди, чьим близким ставится диагноз деменция испытывают страх, растерянность и тревогу в первую очередь потому, что просто не знают что им делать, не располагают ровным счетом никакой информацией по данному вопросу. Психолог в первую очередь работая с такими людьми должен предоставить всю необходимую информацию, такую как общие сведения о болезни в виде буклетов, брошюр, книг, интернет-сайтов, адреса и телефоны социальной службы, групп поддержки людей, оказавшихся в подобной ситуации, а также любой другой информации по запросу.

Важно отметить значимую вещь, напрямую не относящуюся к психологическому консультированию, такую как работа психолога в мультидисциплинарной бригаде совместно с медицинскими работниками, социальными работниками, волонтерами и т. д. Именно мультидисциплинарный подход в деле поддержки и заботы о пожилых людях и их родстенниках является важнейшей частью работы по поддержанию психологического здоровья больных и их близких.

Безусловно, психологическая поддержка родственников не заканчивается на вышеуказанных направлениях работы, важно ориентироваться на индивидуальных подход к каждому клиенту и ситуации, субъективный опыт и разного рода запросы.

Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть следующее: при проведении работы в рамках психологической поддержки и консультирования людей, имеющих родственника или близкого человека, страдающего деменцией, важно акцентировать внимание на таких опорных точках как:

– работа, направленная на уменьшение чувства вины;

– поиск и восполнение внутренних ресурсов;

– расстановка смысложизненных ориентаций, целей и жизненного сценария;

– просветительская деятельность и информирование;

– работа в команде.

Литература:

  1. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е,исправленное и дополненное: Институт психологии РАН; Москва; 2006. — 415 с.
  2. Гайворонская Е. Б., Ширяев О. Ю., Кистенев С. В., Черенкова Е. В. Социально-психологические проблемы родственников больных с деменцией // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-problemy-rodstvennikov-bolnyh-s-dementsiey (дата обращения: 30.06.2020).
  3. Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Проблемы семьи в контексте клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49967.shtml (дата обращения: 30.06.2020)
  4. Рогозин Д. М., Ипатова А. А. Старикам тут место: социальное осмысление старения: [сборник научных статей] / Институт социологии РАН; отв.ред. Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова. — М.: Институт социологии РАН, 2016. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая поддержка, работа, стационарное проживание, близкие, больной, направление работы, особое внимание, очередь, проведение работы, просветительская деятельность, психологическое консультирование, психологическое сопровождение, Россия, сфера жизни.


Похожие статьи

Основные аспекты организации психологического...

Основными направлениями работы в рамках психологизации образовательного процесса являются: психолoгическое просвещение; психолoгическая прoфилактика; психологическая диагностика; психoлогическая коррекция и развитие; организациoнно-методическая...

Организация психологической консультации в социальной жизни

Данная статья посвящена вопросу организации психологической консультации в социальной жизни, в ней ведется речь о ведении деятельности консультантов-психологов и их помощников. Ключевые слова:психологическая консультация, консультант, пациент...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и

Психологическое консультирование родителей (законных представителей)

Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки, индивидуально-психологическое и семейное консультирование и т. д.)

Психологическое просвещение как одна из форм...

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций...

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные...

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта...

Попробуем рассмотреть специфику и методы работы телефонных консультантов. В первую очередь ограничения на работу психолога на телефоне доверия накладывает наличие только одного канала поступления информации — слухового. При очном консультировании психолог...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего...

Похожие статьи

Основные аспекты организации психологического...

Основными направлениями работы в рамках психологизации образовательного процесса являются: психолoгическое просвещение; психолoгическая прoфилактика; психологическая диагностика; психoлогическая коррекция и развитие; организациoнно-методическая...

Организация психологической консультации в социальной жизни

Данная статья посвящена вопросу организации психологической консультации в социальной жизни, в ней ведется речь о ведении деятельности консультантов-психологов и их помощников. Ключевые слова:психологическая консультация, консультант, пациент...

Организация и содержание психолого-педагогического...

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и

Психологическое консультирование родителей (законных представителей)

Обозначение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка как одного из...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки, индивидуально-психологическое и семейное консультирование и т. д.)

Психологическое просвещение как одна из форм...

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания...

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций...

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные...

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта...

Попробуем рассмотреть специфику и методы работы телефонных консультантов. В первую очередь ограничения на работу психолога на телефоне доверия накладывает наличие только одного канала поступления информации — слухового. При очном консультировании психолог...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего...

Задать вопрос