Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.07.2020

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции / Д. К. Юсупалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72246/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2017 г. были реализованы многие из вновь заключенных узбекско-турецких договоренностей, что позволило не только в полной мере восстановить отношения двух стран, но и достичь новых результатов, в частности, в Узбекистан вернулись десятки турецких компаний, был введен безвизовый режим пересечения границы для турецких граждан, стали интенсивно развиваться торгово-экономические связи.

Ключевые слова: НАТО; СЕАТО; вестернизация; внешняя политика; взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика; национальные интересы; суверенитет; дипломатическое представительство; экономическое, сотрудничество; Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана; бизнес-форум; Совет сотрудничества тюркоязычных государств.

Как отмечают исследователи, после Второй мировой войны экономика Турции оказалась в тупике. Турция приняла военную помощь США и стала частью НАТО, превратившись в правое крыло этой организации. [1.c.205].

Турция шла в фарватере политики НАТО и стала важным звеном в американской политике. Она подписала Багдадский пакт. В 1954 г. Турция вступила в военно-политический блок СЕАТО. Летом 1958 г. во время интервенции США в Ливане и Англии в Иордании Турция демонстрировала свою верность натовским союзникам и концентрировала войска вдоль границы с Сирией, угрожая ей нападением в том случае, если она придет на помощь соседям.

В 90-е годы XX в. в Турции потерпела крах политика вестернизации. По мнению историков, главным препятствием на пути Турции в западное сообщество явилась ее технико-экономическая отсталость. 50 % населения страны было занято в сельском хозяйстве. [1.c.210].

Другим препятствием в развитии экономических отношений между Турцией и Западом являлось господство централизованной экономики под государственным контролем.

В ходе визита государственной делегации Узбекистана во главе с Первым Президентом И. А. Каримовым, состоявшимся 16 декабря 1991 г. в страну, которая первой признала независимость нашего государства, — в Турцию состоялись деловые встречи и беседы с Президентом ТурцииТургут Озалом, премьер-министром Сулейманом Демирелем и другими руководителями и предпринимателями. Во время визита были подписаны Договор об основах и целях межгосударственных отношений между Республикой Узбекистан и Республикой Турция, протокол по обмену консульскими представительствами, Соглашение о сотрудничестве в экономической и торговой сферах, Соглашение о взаимном сотрудничестве в области культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма, Соглашение о сотрудничестве в области транспорта и коммуникаций, протоколы о сотрудничестве в обмене информацией, в области телевидения и радиовещания и другие документы. [2, c.1].

Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 4 марта 1992 г. С 28 апреля 1992 г. в Узбекистане открылось и функционирует посольство Турции, в Турции — посольство Узбекистана, с мая 1993 г. — дипломатическая миссия Узбекистана в г. Анкаре. [3, c.287].

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов четыре раза посещал Турцию с официальными визитами (1991г., 1994г., 1995г. и 1998г.).

Президенты Турции неоднократно осуществляли визиты в Узбекистан: Т.Озал (1993г.), С.Демирель (май и октябрь 1996г., 1999г.), А. Н. Сезер (2000г.) и Р. Т. Эрдоган (2016г.).

Республику Узбекистан также посещали премьер-министры Турции С.Демирель (1992г.), Т.Чиллер (1995г.), М.Йилмаз (1998г.) и Р. Т. Эрдоган (2003г.).

В октябре 2003 г. Турцию посетил с официальным визитом министр иностранных дел Узбекистана С.Сафаев. В августе 2014 г. министр иностранных дел Узбекистана А.Камилов принял участие в церемонии инаугурации президента Турции Р. Т. Эрдогана. Были осуществлены визиты в Узбекистан министров иностранных дел Турции: Х.Четина (1994г.), И.Жема (2000г.,2001г.), А.Давутоглу (2014г.), М.Чавушоглу (2016г.) в рамках участия в 43-й сессии СМИД ОИС в г. Ташкенте, (март 2018г.) в рамках участия в Международной конференции по Афганистану в г. Ташкенте и (апрель 2017г.) для проведения политических консультаций.

14 октября 2017 г. была образована Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана по сотрудничеству с Великим Национальным Собранием Турции.

Турция является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана (занимает 4-место после России, Китая и Казахстана). Если в 1992 г. объем товарообмена между двумя странами составлял 75 млн. долл., в 1998 г. — 275 млн. долл., то по итогам 2017 года он достиг 1,5 млрд. долл. США.

Существенные изменения происходят в настоящее время в отношениях Узбекистана и Турции, которая может стать одним из приоритетных направлений внешней политики Ташкента. Обе страны, стремящиеся к усилению своего регионального влияния, заинтересованы во взаимной поддержке.

На сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Уже в 2017 г. были реализованы многие из вновь заключенных узбекско-турецких договоренностей, что позволило не только в полной мере восстановить отношения двух стран, но и достичь новых результатов. В Узбекистан вернулись десятки турецких компаний, был введен безвизовый режим пересечения границы для турецких граждан, стали интенсивно развиваться торгово-экономические связи.

Визит Р. Эрдогана в Ташкент 29 апреля — 1 мая 2018 года стал новой важной вехой в развитии турецко-узбекских отношений. Были заключены новые долгосрочные государственные соглашения о сотрудничестве во многих сферах — от промышленности и обороны до культуры и туризма. В ходе бизнес-форумов были подписаны многочисленные контракты с представителями крупного и среднего бизнеса. Их общая сумма составила порядка 3 млрд. долл. [4, c.1].

В этой связи обращает на себя внимание подписание в ходе визита Т.Эрдогана в Ташкент документа о создании Совета стратегического сотрудничества высшего уровня, возглавляемого главами государств двух стран.

Кроме того, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев присоединился к Совету сотрудничества тюркоязычных государств, созданному в 2009 г. по инициативе Турции.

Большое значение для дальнейшего углубления сотрудничества имели документы, подписанные во время официальных визитов в Турцию Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, состоявшихся в октябре 2017 г. и в феврале 2020 г.

Сотрудничество между двумя государствами приводит к конкретным результатам в сфере производства тканей и готовой одежды, переработки сельскохозяйственных продуктов, в создании совместных предприятий, подготовке кадров, развитии туризма и других областях.

Таким образом, между Узбекистаном и Турцией проводится открытая, взаимовыгодная и конструктивная политика, основанная на национальных интересах страны.

Литература:

1. Хидоятов Г. А. Всемирная история. Т., 2000.

2. Народное слово. 17 декабря 1991 года.

3. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

4. Народное слово. 1 мая 2018 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Узбекистан, Ташкент, безвизовый режим пересечения границы, двустороннее сотрудничество, Межпарламентская группа Олий, первостепенное значение, полная мера, Президент Республики, Совет сотрудничества.


Ключевые слова

сотрудничество, национальные интересы, внешняя политика, НАТО, суверенитет, вестернизация, СЕАТО, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика, дипломатическое представительство, экономическое, Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана, бизнес-форум, Совет сотрудничества тюркоязычных государств

Похожие статьи

Экономические связи между Республикой Узбекистан...

В ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в мае 2005 года в Китайскую Народную Республику им и Председателем КНР Ху Цзиньтао был подписан Договор «О дружбе и отношениях сотрудничества», что создало прочную правовую...

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

До 2008 года Президент Республики Узбекистан являлся одновременно главой

- наличие должности Премьер-министра (ст.98 Конституции Республики Узбекистан), что является

- президент представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса...

Законодательная деятельность Олий Мажлиса Республики...

Президент Республики Узбекистан в течение тридцати дней подписывает закон и обнародует его». [3, c.37]. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Узбекистан: «По истечении срока своих полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса...

К вопросам развития туризма в Узбекистане | Статья в журнале...

Государственный визит в Казахстан Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева

Уже в 2018 году на границе Казахстана и Узбекистана появились два новых пропускных пункта, а

Указ Президента Республики Узбекистан О стратегии действий по дальнейшему развитию...

Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой...

В данной статье рассмотрены проблемы формирования государственных границ Кыргызской Республики. Правовой режим государственной границы представляет собой важную составную часть национальной безопасности страны.

Реформы Узбекистана как катализатор развития всего региона

Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускорению. Древние города Узбекистана, такие как Хива, Бухара, Самарканд, Коканд и... Развитие узбекского кураша в годы независимости. Полезная информация. Спецвыпуски.

Узбекско-индонезийское сотрудничество в сфере туризма

В статье рассматриваются некоторые вопросы сотрудничества в сфере туризма имеющих место между Узбекистаном и Индонезийской Республикой. Анализируется объём и содержание работы проделанной странами в данной сфере деятельности по итогам договора...

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

В настоящее время республика Узбекистан имеет одну из самых развитых экономик стран Центральной Азии и

Узбекистан — это страна «double-landlocked», то есть даже ее соседи не имеют прямого выхода к морю.

Президент Узбекистана встретился с Председателем КНР.

Культурные и межнациональные отношения Узбекистана...

В статье рассматривается культурные и межнациональные отношения Узбекистана с Российской Федерацией в годы независимости. Также указаны достижении, проблемы и выводы научно-технических, образовательных связей между странами.

Похожие статьи

Экономические связи между Республикой Узбекистан...

В ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в мае 2005 года в Китайскую Народную Республику им и Председателем КНР Ху Цзиньтао был подписан Договор «О дружбе и отношениях сотрудничества», что создало прочную правовую...

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

До 2008 года Президент Республики Узбекистан являлся одновременно главой

- наличие должности Премьер-министра (ст.98 Конституции Республики Узбекистан), что является

- президент представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса...

Законодательная деятельность Олий Мажлиса Республики...

Президент Республики Узбекистан в течение тридцати дней подписывает закон и обнародует его». [3, c.37]. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Узбекистан: «По истечении срока своих полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса...

К вопросам развития туризма в Узбекистане | Статья в журнале...

Государственный визит в Казахстан Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева

Уже в 2018 году на границе Казахстана и Узбекистана появились два новых пропускных пункта, а

Указ Президента Республики Узбекистан О стратегии действий по дальнейшему развитию...

Пограничные проблемы Кыргызской Республики с Республикой...

В данной статье рассмотрены проблемы формирования государственных границ Кыргызской Республики. Правовой режим государственной границы представляет собой важную составную часть национальной безопасности страны.

Реформы Узбекистана как катализатор развития всего региона

Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускорению. Древние города Узбекистана, такие как Хива, Бухара, Самарканд, Коканд и... Развитие узбекского кураша в годы независимости. Полезная информация. Спецвыпуски.

Узбекско-индонезийское сотрудничество в сфере туризма

В статье рассматриваются некоторые вопросы сотрудничества в сфере туризма имеющих место между Узбекистаном и Индонезийской Республикой. Анализируется объём и содержание работы проделанной странами в данной сфере деятельности по итогам договора...

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

В настоящее время республика Узбекистан имеет одну из самых развитых экономик стран Центральной Азии и

Узбекистан — это страна «double-landlocked», то есть даже ее соседи не имеют прямого выхода к морю.

Президент Узбекистана встретился с Председателем КНР.

Культурные и межнациональные отношения Узбекистана...

В статье рассматривается культурные и межнациональные отношения Узбекистана с Российской Федерацией в годы независимости. Также указаны достижении, проблемы и выводы научно-технических, образовательных связей между странами.

Задать вопрос