Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Улучшение инвестиционного климата Хабаровского края: проблемы и перспективы развития

Научный руководитель
Спецвыпуск
30.06.2020
667
Поделиться
Библиографическое описание
Приятелева, А. О. Улучшение инвестиционного климата Хабаровского края: проблемы и перспективы развития / А. О. Приятелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72289/.


Данная статья посвящена проблеме привлечения инвестиций в Хабаровский край и улучшения инвестиционного климата региона. Проводится анализ инвестиционной деятельности края, выделяются основные факторы и проблемы, влияющие на деловой климат и на приток инвестиций. Разрешительная документация является одним из таких факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат края, в частности разрешение на строительство как один из показателей, учитывающийся Агентством стратегических инициатив при оценке инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. Предложен проект упрощения процедуры получения разрешительной документации в сфере строительства, оптимизирующий деятельность органов власти, ресурсоснабжающих организаций и застройщиков.

Ключевые основа : инвестиционный климат, инвестиции, административные барьеры, получение разрешения на строительство.

Одним из приоритетных направлений экономического роста Российской Федерации, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2019 года, является улучшение делового инвестиционного климата субъектов РФ для эффективного роста инвестиций в пределах 6–7 %, а также снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и раскрытия потенциалов регионов страны. Несомненно, одним из необходимых условий стабильного функционирования и развития как хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, отдельных регионов, так и государства в целом являются инвестиции. Наиболее общим критерием для принятия решения об инвестировании является оценка инвестиционного климата на макроуровне по ряду показателей, разработанных Агентством стратегических инициатив.

Под инвестиционным климатом понимается совокупность общественных и институциональных условий, при которых субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности обладают возможностями и стимулом к инвестированию.

Процесс создания благоприятного инвестиционного климата состоит из многих взаимосвязанных компонентов. Во-первых, создание необходимых правовых предпосылок — принятие региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантии инвесторам при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во-вторых, обеспечение доступной инвестиционной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов инвесторов, включающей различные инвестиционные площадки. В-третьих, предоставление государственных услуг в сфере строительства, которые являются административными барьерами, отталкивающих потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в развитие региона.

Создание той самой необходимой институциональной и инфраструктурной среды инвестиционного климата, что обозначено в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, является неким фундаментом или основой для активизации инвестиционной активности.

По данным Агентства стратегических инициатив Хабаровский край в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2018 году вошел в двадцатку регионов с наилучшим инвестиционным климатом, причем ни один из субъектов ДФО в это число не попал. За последние три года макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста инвестиций в экономику.

Таблица 1

Динамика инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае с 2015 по 2017 годы

Показатель

2015 год

2016 год

Темп роста в 2016 г. к 2015., %

2017 год

Темп ростав 2017 г. к 2016 г., %

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

114008,1

120091,1

105,36

117191,9

97,58

По объему инвестиций в основной капитал в 2015–2017 гг. край занимал 4-ое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Общий темп роста инвестиций в 2017 году по сравнению с 2015 составил 2,8 %, тогда как по ДФО — 34,5 %. Доля инвестиций Хабаровского края в общем объеме инвестиций ДФО составляет около 10–12 %, что значительно уступает Сахалинской области с 25 % и Республике Саха (Якутия) — 30 %.

Одним из аспектов инвестиционной деятельности является привлечение инвестиций в строительную отрасль. Можно сказать, что инвестиции в сфере строительства занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций Хабаровского края, в 2015 году доля составляла 6,79 %, а к 2017–2,9 %. Что касается субъектов ДФО, то эта доля также несущественна и насчитывает около 5 %.

Таблица 2

Динамика инвестиций в основные фонды в сфере строительства Хабаровского края в 2015–2017 годы

2015 год

2016 год

2017год

Инвестиции в основной капитал в сфере строительства, млн. руб.

7752,5

2593,5

3398,6

Доля в общем объеме инвестиций в основные фонды, %

6,79

2,16

2,9

Таким образом, темпы роста инвестиционной деятельности Хабаровского края по основным макроэкономическим показателям значительно отстают от средних по Дальневосточному федеральному округу, в частности от Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). Отсюда возникает вопрос: инвестиционный климат края оценивается как благоприятный, а притока инвестиций, по сравнению с другими регионами, не наблюдается.

Несмотря на то, что в крае уже созданы все необходимые условия, обозначенные в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе, немало важной проблемой, отталкивающей потенциальных инвесторов вкладывать денежные средства в край, остается качество регуляторной среды, т. е. предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в частности в сфере строительства.

К данной группе факторов, влияющих на инвестиционный климат, относятся четыре вида услуг: регистрация юридических лиц; регистрация прав собственности; подключение к электроэнергии и получение разрешения на строительство. Что касается первых трех позиций, то в Хабаровском крае они реализуются достаточно эффективно и оценены Экспертной группой Национального рейтинга на категорию «А» и «В», что является высоким показателям среди субъектов РФ. Тогда как получение разрешения на строительство относится к группе отстающих параметров, которое характеризуется оценкой «D» и не изменяется на протяжении трех лет, тем самым сдерживает рост бизнес-привлекательности края.

Таким образом, на сегодняшний день в Хабаровском крае существует проблема, связанная с длительностью получения разрешения на строительство, препятствующая улучшению инвестиционного климата края, а, следовательно, и привлечению инвестиций.

Количество процедур и сроки их прохождения в каждом субъекте РФ различны. Получение разрешения на строительство в Хабаровском крае по состоянию на 2018 год составляет 160 дней и включает в себя 13 основных процедур, что намного дольше, чем в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге срок получения разрешения меньше на 50 дней, а в Татарстане — на 119 дней.

Сроки получения разрешения на строительство в субъектах РФ на 2018 г.

Рис. 1. Сроки получения разрешения на строительство в субъектах РФ на 2018 г.

Следовательно, получение разрешения на строительство в Хабаровском крае достаточно долгий и сложный процесс, требующий получения целого ряда сопутствующих документов и неоднократного посещения соответствующих органов застройщиком.

Для упрощения получения разрешения на строительство необходимо внедрить новую форму взаимодействия для всех заинтересованных сторон. Предлагается создать «Единый центр строительства Хабаровского края» — это электронная система, основанная по принципу «одного окна», которая объединяет в себе процедуры, необходимые для получения разрешения на строительство, и дает возможность застройщикам получить их в электронном виде. Система представляет собой государственную информационную систему, обеспечивающую обмен информацией в электронном виде, между исполнительными органами государственной власти края, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, органами МСУ, а также физическими и юридическими лицами, являющимися субъектами отношений в сфере строительства на территории края.

Основные целями создания данной системы:

 минимизация сроков получения разрешения на строительство и повышение прозрачности процессов в сфере строительства в Хабаровском крае;

 контроль процессов в сфере строительства в крае;

 создание единого информационного пространства в сфере строительства в крае.

Данная система напрямую будет связана с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг Хабаровского края» — «Услуги27». Подача заявления на получение комплекса процедур будет осуществлять на региональном портале государственных услуг. Далее застройщику будет предоставляться доступ в «Едином центре строительства», где в дальнейшем он будет отслеживать весь ход предоставления услуг.

На начальном этапе застройщик составляет «технологическую цепочку» процедур в сфере строительства, которые ему необходимо получить на конечном этапе, и выгружает в сеть документы, собранные им ранее. Органы власти и ведомственные структуры, в свою очередь, реализуют межведомственный электронный документооборот, позволяющий согласовывать, запрашивать и передавать между собой документы, уже имеющиеся в системе и полученные от застройщика в рамках других процедур. Таким образом, обеспечивается межведомственное взаимодействие, нет необходимости запрашивать у заявителя дополнительные документы. При этом посещение застройщиком органов власти сводится к минимуму, а контроль осуществляется в любое время в онлайн-режиме, а все свои действия и заявители, и органы государственной власти заверяют электронной подписью. Также Система фиксирует сроки, в которые исполнители отработали запрос, а также ведет учет принятых по процедурам решений, в том числе отрицательных. В конечном итоге заявитель получает пакет документов, как в электронном виде, так и печатном.

На Портале в открытом доступе будут предоставляться инструкции и подсказки для правильного заполнения заявлений, что в дальнейшем позволит избежать ошибок и возврата документов на доработку. В рамках системы также можно будет получить консультацию от органов государственной власти и органов МСУ края по интересующим вопросы и рекомендации по получению услуг в сфере строительства, касающиеся не только разрешения на строительство. Также предлагается внедрить «калькулятор процедур»  это информационные материалы для застройщика, раскрывающие информацию о количестве, сроках и порядке получения услуг в градостроительной сфере при строительстве, а так же органах власти предоставляющих данные услуги.

Так как получение разрешения на строительство на объекты инвестиционного строительства может осуществлять как на уровне местного самоуправления, так и на региональном, то предполагается объединить все уполномоченные органы данных уровне в одном Портале, а именно профильное министерство края, 17 администраций муниципальных районов и 2 администрации городских округов. Главным координатором деятельности является Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, осуществляющее мониторинг и контроль за функционированием Портала, а также оценку и анализ результатов внедрения новой модели взаимодействия застройщиков и органов власти. Также в данной системе происходит взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями муниципальных образований края, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края».

Таким образом, Портал «Единый центр строительства Хабаровского края» — это электронный аналог «одного окна», новый эффективный инструмент для взаимодействия в целях улучшения инвестиционного климата края. Внедрение «Единого центра строительства» позволит улучшить одну из составляющих инвестиционного климата края и войти в десятку лучших регионов страны в Национальном рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/.
  2. Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № 642-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — 2016. — URL. http://docs.cntd.ru/document/420348678.
  3. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/. (дата обращения: 20.03.2019).
  4. Синявин В. Ю. Инвестиционный климат как фактор роста инвестиционной активности в России и регионах // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2019. — № 28. — С. 540–543.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инвестиционный климат
инвестиции
административные барьеры
получение разрешения на строительство

Молодой учёный