Исследование параметров координационных способностей студентов факультета физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колосова, Ю. С. Исследование параметров координационных способностей студентов факультета физической культуры / Ю. С. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72288/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена исследованию параметров координационных способностей студентов факультета физической культуры. Описаны результаты практических испытаний по временным параметрам координационных способностей («чувство времени»), по пространственным параметрам («чувство пространства») и по равновесию (поза Ромберга). Приведены коэффициенты точности и результат средних ошибок по проведенным тестам.

Ключевые слова : координационные способности, временные параметры, пространственные параметры, равновесие, студенты.

Для осуществления качественного процесса обучения по предмету физическая культура учителя должны обладать не только теоретическими знаниями, но и обладать практическими навыками. Это необходимо для реализации наглядного метода обучения, а также для осознания особенностей выполнения того или иного упражнения. Одними из ключевых способностей, какими должен обладать педагог по физической культуре, являются координационные способности, которые присутствуют практически во всех видах спорта, а также составляют основу упражнений, изучаемых на уроках физической культуры.

Систематические исследования координационных способностей в науке начинаются в конце XIX — начале XX века. Изучается время реакции, разрабатываются тесты для определения координации движений и ритма [2]. Первые тесты, пройдя большой исторический путь и претерпев множество модернизаций, в настоящее время в России вошли в состав комплекса «Готов к труду и обороне», который включает в себя множество упражнений, где без натренированных координационных способностей будет сложно достичь желаемых результатов. Комплекс ГТО включен в школьную программу, и для подготовки детей, учителя физической культуры также должны сами обладать хорошо развитыми координационными способностями.

В настоящей статье приведены результаты исследования координационных способностей у будущих учителей по физической культуре. Изучались три главных параметра координационных способностей: временные параметры, пространственные параметры и равновесие.

Проанализировав литературные источники можно сформулировать следующее определение понятия координационные способности: это способность человека быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [3]. Координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движениями. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Трудность управления двигательным аппаратом зависит прежде всего от того, что человеческое тело представляет собой многозвенную систему с огромным количеством степеней свободы. Учитывая возможные перемещения между туловищем, головой и конечностями в нашем теле находится не менее 107 степеней свободы. Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы [3].

Существует множество классификации координационных способностей. Изучив классификации разных авторов, мы пришли к выводу, что во всех вариантах классификаций координационных способностей, авторы выделяют, «чувство времени» «чувство пространства» и «равновесие».

Итак, временные параметры координационных способностей по-другому можно назвать «чувство времени» — это точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе или рывка штанги и т. п.). Они очень важны во многих, если не во всех, видах двигательной деятельности [4].

Пространственные параметры координационных способностей по-другому можно назвать «чувство пространства» — это точное восприятие и отражение пространственных характеристик, величину и форму предметов, а также их взаимное расположение. В основе восприятия пространства лежат измерение расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.

Равновесие как компонент координационных способностей — это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Они мало коррелируют между собой. Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике — одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности учителя физической культуры во много определяется уровнем развития функции равновесия [1].

Цель: исследовать особенности проявления координационных способностей у будущих учителей физической культуры.

Исследование осуществлялось в 2017–2018 году на базе факультета физической культуры педагогического института ТОГУ г. Хабаровска. В исследовании принимали участие студенты 1–3 курсов в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся по специальности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» в количестве 12 человек (7 девушек и 5 юношей). Для обработки результатов использовалась методика определения коэффициента точности полученных показателей, а также была посчитана средняя ошибка полученных показателей [5]. Для исследования координационных способностей студентов было предложено пройти три теста, которые определяли «чувство времени», «чувство пространства» и «равновесие».

В результате исследования временных параметров координационных способностей («чувство времени») мы выявили, что в тесте на определение 5 сек. результаты колеблются от 3,12 до 10,17 сек., коэффициент точности в данном случае колеблется от 62 до 203. На определение 10 сек. результаты колеблются от 8,86 до 11,42 сек., коэффициент точности в данном случае колеблется от 84 до 120. На определение 15 сек. результаты колеблются от 13,07 до 16,72 сек., коэффициент точности в данном случае колеблется от 88 до 128. Результаты средней ошибки по тесту «Чувство времени» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты средней ошибки тесту на «Чувство времени»

Заданное время

Средняя ошибка по результатам

Средняя ошибка по коэффициенту точности

5 секунд

0,43 ± 0,65

8,42 ± 13, 03

10 секунд

0,22 ± 0,28

1, 58 ± 3,32

15 секунд

0,18 ± 0,34

0 ± 3,69

Исходя из результатов исследования средней ошибки по тесту «Чувство времени», мы можем сделать вывод о том, что коэффициент точности повышается с увеличением временного пространства, из чего можно заключить, что студентам легче определять длинные промежутки времени, нежели чем короткие.

В результате исследования пространственных параметров координационных способностей («чувство пространства») мы выявили, что в тесте на определение расстояния в 1 метр результаты колеблются от 74 до 182 см., коэффициент точности в данном случае колеблется от 74 до 182. На определение 2 метров результаты колеблются от 170 до 240 см., коэффициент точности в данном случае колеблется от 85 до 120. На определение 8 метров результаты колеблются от 754 до 830 см., коэффициент точности в данном случае колеблется от 94 до 104. Результаты средней ошибки по тесту «Чувство пространства» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты средней ошибки по тесту «Чувство пространства»

Заданные пространственные параметры

Средняя ошибка по результатам

Средняя ошибка по коэффициенту точности

1 метр

5,33 ± 9,98

4,75 ± 9,98

2 метра

8,58 ± 6,47

4,25 ± 3,23

8 метров

9 ± 7,02

1,02 ± 0,65

Исходя из результатов исследования средней ошибки по тесту «Чувство пространства» мы можем сделать вывод о том, что коэффициент точности понижается с увеличением пространства, из чего можно заключить, что студентам легче определять короткие пространственные промежутки, нежели чем длинные.

В результате исследования равновесия («поза Ромберга») мы выявили, что в тесте на удержание первой позы результаты колеблются от 45 до 60 сек., коэффициент точности в данном случае колеблется от 67 до 103. На удержание второй позы результаты колеблются от 2 до 32 сек. коэффициент точности в данном случае колеблется от 3 до 100. На удержание третей позы результаты колеблются от 3 до 23 сек., коэффициент точности в данном случае колеблется от 3 до 38. Результаты средней ошибки по тесту «Поза Ромберга» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты средних показателей по тесту «Поза Ромберга»

Заданные статические положения (позы)

Среднее время по результатам

Средний показатель по коэффициенту точности

1 поза

55,25 ± 1,85

95,58 ± 3,32

2 поза

15,25 ± 2,77

30,58 ± 8,96

3 поза

9,25 ± 1,85

15,25 ± 3,23

Исходя из результатов исследования средней ошибки по тесту «Поза Ромберга», мы можем сделать вывод о том, что коэффициент точности понижается с усложнением «Позы Ромберга», из чего можно заключить, что для студентов, чем легче поза, тем проще ее удерживать.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы. Координационные способности — одно из самых сложных физических качеств, которое лежит в основе всех двигательных действий в жизни человека. В профессиональной деятельности учителя физической культуры координационные способности являются одними из важных среди тех, которыми должен обладать учитель по данному предмету.

Результаты практических испытаний показали, что студентам легче определять длинные промежутки времени, нежели, чем короткие, проще определять короткие пространственные промежутки, чем длинные, и чем легче поза на равновесие, тем проще студентам ее удерживать. Таким образом, в точности определения параметров по критерию «большое-малое» между временными и пространственными характеристиками мы видим прямо противоположную тенденцию.

Исходя из результатов практических испытаний, можно заключить следующее: чтобы повысить уровень координационных способностей студентов факультета физической культуры, необходимо внести корректировки в методику обучения. Комплексное развитие координационных способностей будет неэффективным в силу их разнонаправленного восприятия. В методике необходимо предусмотреть раздельное совершенствование различных параметров координационных способностей. Необходимо увеличить количество определенных упражнений, которые будут направленны на развитие «Чувства времени» (упражнения на определение коротких промежутков времени), на развитие «Чувства пространства» (упражнения на определение длинных промежутков пространства) и на развитие равновесия (упражнения с увеличением времени для поз на равновесие, с усложнением поз и с введением «мешающих» факторов).

Литература:

  1. Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управления движениями человека: Сб. науч. Труд. / Под ред. М. П. Шестакова и А. Н. Аверкина. — М.: СпортАкадемПресс, 2003. — С. 156–202.
  2. Лях В. И. Об истории тестирования двигательных способностей / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2010. — № 4. — С. 26.
  3. Максименко А. В. Теория и методика физической культуры / А. В. Максименко, А. М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2005.
  4. Паначев В. Д.Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов / В. Д. Паначев, М. А. Шаляпина. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /n/ metodika -razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-i-dvigatelnyh-kachestv-studentov.
  5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): коэффициент точности, физическая культура, способность, параметр, поза, тест, ошибка, длинный промежуток времени, координационная способность студентов факультета, профессиональная деятельность учителя.


Ключевые слова

студенты, координационные способности, равновесие, временные параметры, пространственные параметры

Похожие статьи

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Оценка координационных способностей борцов проводилась по специальному тесту [1]

Интегральный показатель координационных способностей определялся суммой оценок по

Студенты-спортсмены, занимающихся видами борьбы достоверно отличается от группы...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение

Настольная книга учителя физической культуры/Под ред.проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост.

Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- метод.пособие/Сост. Б.И.Мишин.-М.: ООО...

Мониторинг интегральной подготовленности при самостоятельной...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе предполагает качественную реализацию целей и задач предмета «Физическая культура» и рассматривается как равноправная форма занятий в организации учебного процесса, а...

Исследование объективных показателей физического здоровья...

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг.

За время обучения в высшем учебном заведении необходимо готовить студентов не столько к сдаче контрольных нормативов, сколько к дальнейшему...

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре и спорту осуществляется в процессе освоения ими

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в полной мере обеспечивает необходимое...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Время от времени студент позволяет себе высказывания негативного характера по отношению к представителям иных национальных либо культурных групп.

4. Пахотина, С. Формирование социокультурной компетенции студентов (на примере факультета физической культуры)...

Разработка методов профессионального отбора абитуриентов...

При этом студенты физкультурных факультетов, как правило, продолжают активную профессиональную спортивную деятельность, так как возраст 18–24 года в большинстве видов спорта является пиком спортивной формы. В связи с этим возникает вопрос о...

Похожие статьи

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование...

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Оценка координационных способностей борцов проводилась по специальному тесту [1]

Интегральный показатель координационных способностей определялся суммой оценок по

Студенты-спортсмены, занимающихся видами борьбы достоверно отличается от группы...

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение

Настольная книга учителя физической культуры/Под ред.проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост.

Настольная книга учителя физкультуры: Справ.- метод.пособие/Сост. Б.И.Мишин.-М.: ООО...

Мониторинг интегральной подготовленности при самостоятельной...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе предполагает качественную реализацию целей и задач предмета «Физическая культура» и рассматривается как равноправная форма занятий в организации учебного процесса, а...

Исследование объективных показателей физического здоровья...

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Формирование физической культуры студентов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг.

За время обучения в высшем учебном заведении необходимо готовить студентов не столько к сдаче контрольных нормативов, сколько к дальнейшему...

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре и спорту осуществляется в процессе освоения ими

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в полной мере обеспечивает необходимое...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Время от времени студент позволяет себе высказывания негативного характера по отношению к представителям иных национальных либо культурных групп.

4. Пахотина, С. Формирование социокультурной компетенции студентов (на примере факультета физической культуры)...

Разработка методов профессионального отбора абитуриентов...

При этом студенты физкультурных факультетов, как правило, продолжают активную профессиональную спортивную деятельность, так как возраст 18–24 года в большинстве видов спорта является пиком спортивной формы. В связи с этим возникает вопрос о...

Задать вопрос