История заселения Дальнего Востока и города Хабаровска уссурийскими казаками на примере семьи Душечкиных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бондарь, А. Р. История заселения Дальнего Востока и города Хабаровска уссурийскими казаками на примере семьи Душечкиных / А. Р. Бондарь, И. А. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72267/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья освещает особенности заселения Дальнего Востока казачьими семьями первого потока забайкальских казаков на примере семьи Душечкиных.

Ключевые слова: забайкальские казаки, уссурийское казачество, переселение, хозяйство, строительство, доходные дома.

В Хабаровске есть уникальный дом постройки 1912 года, охраняемый государством. Это самый крупный особняк в комплексе доходных домов Душечкиных. история которых тесно связана с освоением дальневосточных территорий.

Переселение семьи Душечкиных на территории Дальнего Востока произошло благодаря государственной программе по заселению и обживанию Российских дальневосточных земель. Участниками ее стали забайкальские казаки, которые затем вместе с другими переселенцами создали уссурийское казачество. Места для образования казачьих поселков и станиц выбирались не самими казаками, а администрацией казачьих войск, исходившей из принципа организации населенных пунктов на определенном расстоянии друг от друга для удобства почтовой гоньбы [3]. Большинство из них создавались на низких, затопляемых во время наводнений и обильных летних дождей территориях. В итоге приходилось через несколько лет переносить поселения на возвышенности или вообще перемещать в другие, более удобные места. Из леса рубили добротные дома для жизни казаков на новом месте. Вскоре пришла идея, что из этих домов можно связать плоты, совершить сплав, а на новом месте быстро собрать эти дома для надёжной и прочной жизни. 1 июля 1858 года прибыли на реку Уссури первые поселенцы в количестве 54 семей. Они основали в устье реки три поселения: Корсаковское, Казакевичевское, Невельское [9].

Государство привлекло переселенцев большой государственной программой, по которой каждому члену семьи выделялся большой земельный надел, обеспечивалось значительное государственное пособие и поддержка, а также выдавались гарантированные пайки на пропитание в первые годы обустройства на новом месте. В этом виделась большая перспектива для казаков и крестьян, а также для укрепления и развития окраинных земель России [7].

Род Душечкиных пошел от казака Ивана Спиридоновича и Прасковьи Константиновны, которые в 1859 году переселились из Забайкалья на Дальний Восток в поселение Корсаковское с пятым Амурским сплавом, вместе с малолетним сыном Алексеем 1857 года рождения [9] (Рис.1).

Сплав переселенцев по реке Амур в 1859 году

Рис. 1. Сплав переселенцев по реке Амур в 1859 году

Первые годы жизни в поселении Корсаковское были очень трудными. Наводнения 1861, 1863 и 1868 гг., сибирская язва 1872 г., не могли не разорить первых переселенцев, поэтому правительству пришлось поддерживать их хлебом и скотом. Душечкины корчевали таежный лес, очищали участки под огороды, разводили скот, занимались заготовкой рыбы, зверья. С первых же лет пребывания на Уссури казаки стремились наладить собственное сельскохозяйственное производство — развести скот, сделать запашки и посеять хлеб. В первые летние месяцы по прибытии, когда мужчины расчищали площадки под будущее жилье и валили строевой лес, женщины косили сено для скота. Однако скота было мало. При сплавлении из Забайкалья многие животные утонули на Амуре или погибли от бескормицы, и на Уссури прибыли единицы голов [2]. Река Уссури отделяла российскую сторону от Китая, и казаки должны были защищать российские границы. А для этого у служивого казака должна быть лошадь, одежда, еда; он должен уметь стрелять, а самое главное, должны быть крепкие тылы, то есть дом и семья.

Сын Ивана Спиридоновича Алексей женился в 18 лет в 1875 г. на девушке Агафье. У Алексея и Агафьи родились 10 детей, и был усыновлён сирота Иван. В конце XIX в. это была среднестатистическая семья. Казак Алексей Иванович стал достойным приемником своего отца. До проведения Уссурийской железной дороги, Душечкины держали в с. Корсаковское коневую станцию из 50 лошадей. Пробег состоял в перевозке пассажиров и почты из Хабаровки во Владивосток, а также, по другим веткам, в том числе 20 верст п. Корсаковское — Хабаровка. Ямщиками на извозе работала наемная сила. Когда в начале XX в. была построена железная дорога, Корсаковская конная станция, наряду с другими, была закрыта [8].

Душечкины реализовывали излишки производимой продукции (лес, сено, рыба, мед) в п. Хабаровка, где в 1877 году в устье реки Плюснинки возник рынок. Прибыль, полученная от торговли, вкладывалась в недвижимость. Чтобы продавцам дать жилье, Алексей Иванович с младшим братом и старшим сыном взяли в аренду землю в п. Хабаровке для постройки добротных домов в районе рынка.

К 1896 году были построены первые два деревянных дома и Алексей Иванович привез в Хабаровск своих дочерей и младшего сына Иона. Дочери обустраивали быт, а сыновья получали профессию. Оставшиеся в п. Корсаковское сыновья Алексей, Михаил и Константин помогали городским родным: снабжали лесом, молочными и сельскохозяйственными продуктами. В это же время недалеко от п. Корсаковское была найдена глина хорошего качества, из которой в дальнейшем Душечкины изготавливали кирпич для строительства будущих домов в Хабаровке. В результате, и в п. Корсаковское, и на новом месте, были построены добротные дома, амбары, конюшни [10].

Душечкины были прописаны на начало XX века по трем адресам: ул. Артиллерийская (ул. Истомина), ул. Барабашевская (ул. Запарина) и ул. Поповская (ул. Калинина). Один из домов, постройки 1912 года, по ул. Калинина 27 (рис. 2), охраняется государством, остальные, по ул. Истомина, сохранились до наших дней и до сих пор служат людям [5].

Дом Душечкиных по ул. Калинина 27

Рис. 2. Дом Душечкиных по ул. Калинина 27

В 1910 г. Алексей Иванович Душечкин был избран гласным Городской думы. В 1914 г. было запланировано переизбрание в Городскую думу, но Алексей Иванович отказался, так как 23 июля 1913 г., в возрасте 61 год, умерла при родах последнего ребенка его жена Агафья Дмитриевна.

Вплоть до 1918 г. Душечкины имели в п. Корсаковское свой обоз, доходивший до 45–50 отборных лошадей. Каждый из извозчиков работал на трех лошадях. Обозы использовали на вывозке дров и лесоматериалов [11]. В Хабаровске работал платный агент по сбыту лесоматериалов из села Григорий Бурдинский и кореец Михей, впоследствии сбежавший за границу.

События двадцатых годов XX столетия изменили жизнь семьи Душечкиных. Первым был раскулачен старший сын Алексея Ивановича Алексей Алексеевич. В статье газеты «ТОЗ» за 2 сентября 1927 г. был опубликован список зажиточных крестьян с. Корсаково, в который вошли и Душечкины. У них отобрали все имущество в п. Корсаковское.

5 декабря 1930 года в Народном суде Хабаровска было рассмотрено дело о признании домов по адресам Поповская, 23 и Артиллерийская, 4 бесхозными. Также был представлен перечень недоимок с дома Алексея Ивановича. Эти дома, построенные по специальному проекту в начале XX века всем дружным семейством Душечкиных, не давали покоя многим жителям города и с. Корсаково. Именно их наличие стало одной из причин зависти, доносительства, а также арестов членов семьи Душечкиных.

30.07.1937 народный комиссар внутренних дел СССР Н. И. Ежов подписал оперативный приказ: № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Алексея Ивановича в 1938 г. заключили под стражу. Более пяти месяцев, с 4 августа 1938 по 13 января 1939 г., он провел с больным сердцем в заключении без нормальной еды, без свежего воздуха. Алексей Иванович отказался от всех своих родных, от всего имущества, но даже после этого, не избежал наказания, его обвинили по статье 58–10 Уголовного Кодекса РСФСР (антисоветская пропаганда). Алексей Иванович умер 13 января 1939 года от сердечной недостаточности до вынесения приговора, по которому его должны были освободить из-под стражи в связи с болезнью сердца, так как он не имел шансов на выздоровление. 22 июня 2001 года прокуратурой Омской области Алексей Иванович Душечкин был реабилитирован [9].

Всего в семье Душечкиных были невинно осуждены, а затем реабилитированы 12 человек. Среди легендарного рода есть семнадцать участников Великой Отечественной войны.

Семья Душечкиных одна из немногих, которая стояла у истоков становления города Хабаровска. Их вклад в развитие Дальнего Востока, в частности торговых отношений и строительство центральных улиц современного города неоценим. Благодаря построенным домам, жители и гости города могут увидеть и прикоснуться к истории, что является важной составляющей исторического самосознания современного общества.

Литература:

  1. Агафонов О. В. Казачьи войска Российской империи. М.: Русская книга,1995–560 с.
  2. Аргудяева Ю. В. Уссурийское казачество: формирование и повседневный быт / Ю. В. Аргудяева // Вестник ДВО РАН. — 2014. — № 6. — С. 31–43
  3. Голик А. А. Повседневность казаков-переселенцев на Дальнем Востоке России во второй половине XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2014. Т. 32. № 21. С. 111–116.
  4. Ермак Г. Г. Семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России: Вторая половина Х1Х — начало ХХ века. Владивосток: Дальнаука, 2004. 173 с. (индивидуальная монография)
  5. Иголинский Д. Теплый дом Душечкиных // Приамурские ведомости — 2018. — № 2 (8087)
  6. История казачества азиатской России: В 3 т. Т. 2: Вторая половина XIX-начало XX века / [В. Ф. Мамонов, А. Т. Топчий, Т. Н. Саврасова и др.]; Редкол.: В. Ф. Мамонов (отв. ред.) и др. — Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1995. — 252, с.
  7. Кабузан В. М. Дальневосточный край в XVII — начале XX вв. (1640–1917): Ист.-демогр. очерк / В. М. Кабузан; Отв. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: Наука, 1985. — 260 с.
  8. Казачество Дальнего Востока России во второй половине XIX-XX вв.: сборник научных статей. — Хабаровск: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока, 2006. — Вып.1. — 204 с.
  9. Крупнова О. А. Теплый дом Душечкиных / Библиотека дальневосточного казачества. — Хабаровск: 2018–307 с.
  10. Леденева Л. Душечкины // Хабаровские вести — 2006. — № 19
  11. Сергеев О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХVII–ХIХ вв. Москва: Наука, 1983. — 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дом, Дальний Восток, казак, калинин, первое, Хабаровск, Городская дума, государственная программа, старший сын, уссурийское казачество.


Ключевые слова

строительство, доходные дома, хозяйство, забайкальские казаки, уссурийское казачество, переселение

Похожие статьи

Отражение особенностей развития Дальневосточного региона России конца XIX — первой половины ХХ вв. в истории моих предков

В статье рассмотрен процесс освоения российского Дальнего Востока в конце XIX — начале ХХ вв. Через исследование жизни представителей своей семьи автор показывает этапы государственной политики, проводимой для решения проблемы заселения дальневосточн...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Судьбоносный кризис в развитии национальной культуры обских угров во времена царской России

В статье рассматривается период, когда коренное население Сибири было обложено ясачной податью, которая послужила основной причиной деградации уникальной культуры обских угров.

Особенности воспитания детей в сибирской русской семье

В статье представлены результаты исследования, насколько современные родители в русских семьях Хакасии компетентны в области традиционного воспитания детей. Проверялась гипотеза о сохранении православных традиций в современной семье при помощи анкети...

Освоение Чукотки (с начала до конца ХVIII века)

В статье рассматривается вооруженный этнический конфликт между русским и чукотским народом в период правления Екатерины II. Исследование охватывает проблемы этнографии, истории Отечества и Дальнего Востока. Приводится анализ причин русско-чукотских в...

Отражение истории развития районов позднего заселения в архитектуре городов Дальнего Востока

В статье приводятся результаты изучения истории районов позднего заселения в архитектуре Дальнего Востока. Более подробно рассмотрена история Индустриального района и Первого микрорайона г. Хабаровска.

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Литература русскоязычных авторов о Дальнем Востоке как источник изучения этнических особенностей коренных народов региона

В статье изучается необходимость знакомства специалистов связи с этническими особенностями коренных народов региона. Это актуально для каждого региона, в том числе дальневосточного.

Похожие статьи

Отражение особенностей развития Дальневосточного региона России конца XIX — первой половины ХХ вв. в истории моих предков

В статье рассмотрен процесс освоения российского Дальнего Востока в конце XIX — начале ХХ вв. Через исследование жизни представителей своей семьи автор показывает этапы государственной политики, проводимой для решения проблемы заселения дальневосточн...

Вклад семьи Чуйко в историю страны

Статья посвящается династии Чуйко, представители которой являлись основателям села Струговка. Визуальные и текстовые исторические источники (фотографии, воспоминания и документы) позволили описать особенность жизни и быта первых поселенцев села, а та...

Судьбоносный кризис в развитии национальной культуры обских угров во времена царской России

В статье рассматривается период, когда коренное население Сибири было обложено ясачной податью, которая послужила основной причиной деградации уникальной культуры обских угров.

Особенности воспитания детей в сибирской русской семье

В статье представлены результаты исследования, насколько современные родители в русских семьях Хакасии компетентны в области традиционного воспитания детей. Проверялась гипотеза о сохранении православных традиций в современной семье при помощи анкети...

Освоение Чукотки (с начала до конца ХVIII века)

В статье рассматривается вооруженный этнический конфликт между русским и чукотским народом в период правления Екатерины II. Исследование охватывает проблемы этнографии, истории Отечества и Дальнего Востока. Приводится анализ причин русско-чукотских в...

Отражение истории развития районов позднего заселения в архитектуре городов Дальнего Востока

В статье приводятся результаты изучения истории районов позднего заселения в архитектуре Дальнего Востока. Более подробно рассмотрена история Индустриального района и Первого микрорайона г. Хабаровска.

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Литература русскоязычных авторов о Дальнем Востоке как источник изучения этнических особенностей коренных народов региона

В статье изучается необходимость знакомства специалистов связи с этническими особенностями коренных народов региона. Это актуально для каждого региона, в том числе дальневосточного.

Задать вопрос