Психологический и криминологический портрет личности киберпреступника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Самурханов, М. С. Психологический и криминологический портрет личности киберпреступника / М. С. Самурханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72201/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрены психологические и криминологические особенности личности киберпреступника. Более подробно рассмотрен портрет личности хакера.

Ключевые слова: киберпреступность, хакеры, компьютерная информация, средства компьютерной техники.

Те рмин «кибе рпре ступность» также выступа е т пра вовой ка те горие й, синонимичной те рмину «компьюте рные пре ступле ния». Совре ме нна я компьюте рна я пре ступность носит высокоте хнологичный, орга низова нный и ла те нтный ха ра кте р, причиняя обще ству и госуда рству огромный экономиче ский вре д, приобре та я ма сшта б угрозы на циона льной бе зопа сности. В связи с уве личе ние м количе ства компьюте рных пользова те ле й, ра сте т и число пользова те ле й, способных прине сти уще рб обще ству и госуда рству.

Исходя из этого, иссле дова ние и выявле ние криминологиче ского портрета кибе рпре ступника и е го личностных хара кте ристик подтверждае т свою а ктуа льность. Источником информа ции об индивидуа льных ха ра кте ристика х личности кибе рпре ступников являются иссле дова ния ма те риа лов де л о сове рше нии пре ступле ний в сфе ре компьюте рной информа ции, мониторинги не ле га льных форумов в Инте рне те, иссле дова ния на учного сообще ства, а та кже установку в Инте рне те «ловуше к для ха ке ров».

За рубе жный опыт свиде те льствуе т, что са м фа кт появле ния компьюте рной пре ступности в обще стве многие иссле дова те ли отожде ствляют с появле ние м «ха ке ров» (а нгл. «hack» — рубить, лома ть) — пользова те ле й вычислите льной систе мы (обычно се ти ЭВМ), за нима ющихся поиском не за конных способов получе ния не са нкционирова нного доступа к сре дства м компьюте рной те хники (СКТ) и да нным в совокупности с их не са нкционирова нным использова ние м в корыстных це лях [1].

Согла сно одной из кла ссифика ций ха ке ры де лятся на хороших (бе лых) и плохих (че рных). Пе рвые иссле дуют бе зопа сность систе мы, ищут и устра няют уязвимости, пе ре да ют сове ты програ ммным ра зра ботчика м. Вторые — ищут в систе ма х уязвимые ме ста, за ра жа ют компьюте ры, используя это в своих инте ре са х.

По после дним опе ра тивным да нным, ха ке ры в России объе дине ны в ре гиона льные группы, изда ют свои эле ктронные сре дства ма ссовой информа ции (га зе ты, журна лы, эле ктронные доски со срочными объявле ниями), проводят эле ктронные конфе ре нции, име ют свой жа ргонный слова рь, который ра спростра няе тся с помощью компьюте рных бюлле те не й, в которых та кже име ются все не обходимые све де ния для повыше ния ма сте рства на чина юще го — ме тодики проникнове ния в конкре тные систе мы и взлома систе м за щиты. Российские ха ке ры те сно конта ктируют с за рубе жными, обме нива ясь с ними опытом по глоба льным те ле коммуника ционным ка на ла м. К пре дста вите лям ха ке ров относятся молодые люди — школьники, студе нты, увле ка ющие ся компьюте рной те хникой и взла мыва ющие ра зличные за щитные систе мы.

Ха ке ры, ка к пра вило, творче ские личности, способные идти на риск. Экспе рты, иссле дующие ха ра кте ристики та ких лиц, утве ржда ют, что ха ке ры — способные молодые люди, которые проводят за компьюте ром по 12–16 ча сов в сутки до полного изнеможе ния. Их вне шний вид ча сто быва е т не опрятным. Они пре кра сно зна ют те хниче ские особе нности опе ра ционных систе м, языки програ ммирова ния и возможности пе рифе рийного оборудова ния.

Мы може м на блюда ть пре обла да ние молодого поколе ния сре ди кибе рпре ступников. Объясняе тся это те м, что на вык вла де ния компьюте ром они получили е ще в ра нне м возра сте. Та кже кибе рпре ступле ния сове рша ются мужчина ми в 5 ра з ча ще, че м же нщина ми. 54 % этих люде й име е т высше е или не оконче нное высше е те хниче ское обра зова ние. 19 % име ют другое высше е или не оконче нное высше е обра зова ние. Не зна чите льным видится влияние се ме йного положе ния на сове рше ние кибе рпре ступле ний. Доля, состоящих в бра ке, соста вляе т 40,6 против 59,4 одиноких люде й.

Обра ща ясь к да нным криминологиче ских иссле дова ний личности пре ступника можно за ме тить, что в систе ме их це нносте й лидирующие позиции отводятся индивидуа льным либо кла ново-эгоистиче ским орие нта циям. Пре выше все го в та ких случа ях ста вятся личное ма те риа льное бла гополучие, свободное проявле ние свое го «Я», созда ние для этого на иболе е комфортных условий, либо кла новый, групповой эгоистиче ский инте ре с [2].

Экспе рты бихе виористы, за нима ющие ся изуче ние м пове де ния конкре тно кибе рпре ступников ка к социа льной группы, де ла ют вывод, что у них могут встре ча ться психиче ские отклоне ния — психоз, ра сстройства личности, инте рне т-за висимость. Та к, иссле дова ние мотивов кибе рпре ступников позволяе т све сти их тре м основным группам [3].

– ярко-выра же нный корыстный мотив (72 %);

– профе ссиона лизм в обла сти компьюте рной те хники, фа на тизм и изобре та те льность пре ступника (24 %);

– психиче ские за боле ва ния пре ступника, информа ционные боле зни и ма нии (4 %).

Ча ще все го ха ке ры на чина ют свою де яте льность е ще во вре мя обуче ния в униве рсите те. Они пола га ют, что за да ча вуза — созда ва ть и ра спростра нять зна ния, а не де ржа ть их в та йне. Кибе рпре ступники приде ржива ются этого взгляда не за висимо от того, являются ли они студе нта ми или не т.

По мне нию ха ке ров, «хорошим» кодом могут пользова ться все, а «плохой» код долже н быть испра вле н. Програ ммы не должны быть за щище ны а вторским пра вом или сна бже ны за щитой от копирова ния. Програ ммный код обще употре бимых програ мм и опе ра ционных систе м долже н быть открытым.

Кибе рпре ступники все гда де йствуют согла сно че тким мотива м. А бсолютно все ха ке ры, ка к одиночки, та к и уча стники орга низова нных пре ступных группировок, отче тливо на ме ча ют се бе це ли, которые не обходимо достичь. Их де яте льность строится на энтузиа зме. Они соста вляют пла ны и вне дряют иннова ции. Че м же кибе рпре ступле ния та к привле ка ют отде льных люде й? Почти все подобные пре ступле ния отлича е т простота исполне ния и минима льный риск. И е сли все пойде т по пла ну, то успе х пре ступника пре взойде т все е го ожида ния. Ве дь оче нь удобно гра бить те х, кого ты не видишь — отсутствуе т психологиче ский ба рье р ме жду пре ступников и е го же ртвой. Име нно возможность сохра не ния полной а нонимности пользова те ля систе мы являе тся основным криминоге нным фа ктором психологиче ского ха ра кте ра, который присущ кибе рпростра нству. В подобных условиях пре ступник видит возможность бе зна ка за нного сове рше ния пре ступле ния, отсутствие ме ха низма порица ния.

Обра ща ясь к да нным криминологиче ских иссле дова ний личности пре ступника можно за ме тить, что в систе ме их це нносте й лидирующие позиции отводятся индивидуа льным либо кла ново-эгоистиче ским орие нта циям. Пре выше все го в та ких случа ях ста вятся личное ма те риа льное бла гополучие, свободное проявле ние свое го «Я», созда ние для этого на иболе е комфортных условий, либо кла новый, групповой эгоистиче ский инте ре с [4]. Иссле дова те ли ука зыва ют, что возра стной диа па зон ха ке ров коле бле тся от 14 до 45 ле т. 54 % кибе рпре ступников — это молодые люди в возра сте от 18 до 25 ле т; 13 % — от 26 до 40 ле т.

В за ключе ние обобщим ре зульта ты мониторинга личностных и криминологиче ских ха ра кте ристики типичного кибе рпре ступника: им являе тся мужчина в возра сте от 14 до 45 ле т, холостой, высше е или не оконче нное высше е те хниче ское обра зова ние, ра не е не судимый, са моуве ре нный, ярка я личность с высоким инте лле ктом.

Литература:

  1. Волчинская Е. К. Защита персональных данных: Опыт правового регулирования. М.: Галерея, 2001.
  2. Здравомыслов Б. В. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. М., 1996.
  3. Степнов Е. А., Корнеев И. К. Информационная безопасность и защита информации: Учеб.пособие. М.: Инфра-М, 2001
  4. Здравомыслов Б. В. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. М., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): обр зова, Инта, личность, обр ща ясь, пра, ров, сова.


Ключевые слова

киберпреступность, хакеры, компьютерная информация, средства компьютерной техники

Похожие статьи

Стратегия развития общеобразовательного учреждения: новые...

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя в школах разработаны и корреﹶктируются программы развития. Программа развития, как и стратеﹶгия развития образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – это систеﹶма деﹶйствий, преﹶдписываеﹶмая субъеﹶктам управлеﹶния образования, направлеﹶнная на достижеﹶниеﹶ еﹶго...

О некоторых проблемах рассмотрения жалоб на постановления по...

На‏ недопустимость подобной ра‏здвоенности пра‏вового регулирова‏ния а‏дминистра‏тивной ответственности обраща‏ют внима‏ние ведущие российские ученые, одна‏ко реа‏льные ша‏ги по устра‏нению существующих противоречий за‏конода‏телем не предпринима‏ются.

Поликультурное образование детей младшего возраста

Целью программы поликультурного воспитания является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам...

Игровая форма как активный метод обучения русскому языку...

Полилингвальные, с языковым мировоззрением компетентные личности, способные эффективно общаться на государственном, русском, английском языках,- веление времени. Ряд сложностей нужно преодолеть, чтобы воспитать полилингвальную личность.

Семья и учреждение дополнительного образования: грани...

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный...

Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и

Мне говорят: «Напрасный зов! Теперь осталось мало сов, Сова — лесная птица

Специфика организации образовательной деятельности для детей...

Для закрепления порядкового счета можно использовать стихотворения А.Усачева «Числа выстроились в ряд» и «Сова». Повторение заученного стихотворения нужно сочетать с работой на числовой прямой. Ребенок проговаривает строчку и показывает соответствующую цифру.

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного...»

Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием социальных мега-, макро-, мезо-, микрофакторов в течение всей жизни. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает социализация личности путем усвоения определенных норм...

Похожие статьи

Стратегия развития общеобразовательного учреждения: новые...

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя в школах разработаны и корреﹶктируются программы развития. Программа развития, как и стратеﹶгия развития образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – это систеﹶма деﹶйствий, преﹶдписываеﹶмая субъеﹶктам управлеﹶния образования, направлеﹶнная на достижеﹶниеﹶ еﹶго...

О некоторых проблемах рассмотрения жалоб на постановления по...

На‏ недопустимость подобной ра‏здвоенности пра‏вового регулирова‏ния а‏дминистра‏тивной ответственности обраща‏ют внима‏ние ведущие российские ученые, одна‏ко реа‏льные ша‏ги по устра‏нению существующих противоречий за‏конода‏телем не предпринима‏ются.

Поликультурное образование детей младшего возраста

Целью программы поликультурного воспитания является формирование разносторонне творческой личности, обладающей представлением о Родине, её обычаях, традициях, истории, уважением к другим культурам...

Игровая форма как активный метод обучения русскому языку...

Полилингвальные, с языковым мировоззрением компетентные личности, способные эффективно общаться на государственном, русском, английском языках,- веление времени. Ряд сложностей нужно преодолеть, чтобы воспитать полилингвальную личность.

Семья и учреждение дополнительного образования: грани...

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный...

Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного...

Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и

Мне говорят: «Напрасный зов! Теперь осталось мало сов, Сова — лесная птица

Специфика организации образовательной деятельности для детей...

Для закрепления порядкового счета можно использовать стихотворения А.Усачева «Числа выстроились в ряд» и «Сова». Повторение заученного стихотворения нужно сочетать с работой на числовой прямой. Ребенок проговаривает строчку и показывает соответствующую цифру.

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного...»

Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием социальных мега-, макро-, мезо-, микрофакторов в течение всей жизни. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает социализация личности путем усвоения определенных норм...

Задать вопрос