К вопросу о теневой экономике в регионах и основных мерах противодействия данному явлению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Землянская, А. С. К вопросу о теневой экономике в регионах и основных мерах противодействия данному явлению / А. С. Землянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72129/ (дата обращения: 08.08.2020).



В условиях глобализации мирового хозяйства теневая экономика приобретает собственную структуру и социально-экономическую системность, что означает и при формирование собственных «законов» и тенденций в развитии. В этой связи теневая экономика в определённой степени является угрозой экономической стабильности и национальной безопасности государства. В связи со сказанным исследование проблем, связанных с теневой экономикой, занимает особое место как в экономической, так и в юридической науке. Это объясняется масштабностью и в то же время сложностями в точной оценке названного сектора [3, с. 81].

Термин «теневая экономика» (англ. «shadow economy», «underground economy», «black economy») появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. Эксперты в сфере экономики и финансов определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора.

По данным информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» («РБК») [5] Российская Федерация вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны, отмечается в поступившем в РБК исследовании международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики. Показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84 % выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46 % от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48 % ВВП) и Азербайджана (67 % ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38 %.

Приведенные данные свидетельствуют об очень низком уровне эффективности борьбы с обращением теневых капиталов в нашем государстве, что негативно сказывается на финансовом благосостоянии страны, уменьшении объема налогов, при этом несоблюдение законодательства и порядка государственного финансового контроля подрывает стабильность системы государственного регулирования в целом.

Современное российское федеративное устройство Российской Федерации предполагает определённую степень самостоятельности и ответственности отдельных её субъектов в управлении делами на собственной территории. Основным, можно сказать, исходным правилом регулирования тех или иных общественных отношений на региональном уровне, является соответствие законодательства субъекта федеральным отраслевым законам. Однако, необходимо понимать, что Россия — это крупнейшее по географическому признаку, многонациональное государство. Национальные, геополитические особенности территорий субъектов и проживающего на них населения, расположенных в одиннадцати часовых поясах, различающихся природных и иных условиях, имеющих непосредственное влияние на развитие экономики и финансовых отношений, обуславливают специфические особенности, в том числе и в секторе теневой экономики.

Вопросы проявления теневой экономики и методов её диагностики в Уральском федеральном округе и входящих в него регионах (в том числе, Тюменской области, ЯНАО, ХМАО-Югре) широко освещались научными сотрудниками Уральского федерального университета [4]: первым проректором по экономике и стратегическому развитию Г. А. Агарковым, ведущим научным сотрудником А. А. Куклиным. В своих исследованиях, названные авторы отмечали, что методика выявления и борьбы с теневой экономикой должна учитывать характерный для региона промысел, например, для ЯНАО и ХМАО-Югры — это добыча нефти и газа, для Тюменской области (особенно в южной части) — это сельское хозяйство.

По сводным данным на 2003 год, суммарный по всем секторам деятельности ущерб от теневой в Тюменской области составлял порядка 33,2 млрд. рублей, в ХМАО-Югре 101,8 млрд рублей, в ЯНАО — 64,2 млрд. рублей. В исследованиях 2013 года, учеными отмечалась тенденция к повышению теневой экономики в указанных регионах, однако на современном этапе федеральные эксперты уже призывают регионы использовать опыт Тюменской области по борьбе с теневой экономикой [6], что подтверждается и лидирующей позицией нашего региона по уровню жизни.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что проблема по-прежнему существует и необходимость дальнейших теоретических и практических разработок в области борьбы с названным явлением не утратила своей актуальности.

Анализируя существующие теоретические положения, а также результаты работы отечественных и зарубежных экспертов в данной сфере, автор приходит к выводу о том, что приоритет должен быть отдан экономическим мерам по противодействию теневому сектору. Прежде всего, это разрушение инфраструктуры теневой экономики, в частности, масштабной системы перевода средств в неучтенный наличный оборот. В настоящее время в регионах России действуют предприятия, предлагающие услугу по переводу средств из легального оборота в неучтенный наличный посредством заключения фиктивных контрактов, операций с векселями. Эти действия являются как следствием несовершенства рыночной инфраструктуры в России, так и не-законопослушности предпринимателей.

При этом, необходимо учитывать, что экономические меры тесно связаны с необходимостью совершенствования законодательной базы. Прежде всего, требуется усовершенствование законодательства, регламентирующего меры по борьбе с коррупцией, ибо её уровень явно свидетельствует о неэффективности действующего регулирования. Следует также совершенствовать налоговое законодательство в направлении снижения затрат налогоплательщиков и государственных органов на выполнение своих обязанностей.

Значительно сократить теневую экономику через совершенствование законодательной базы, возможно также посредством экспертизы проектов нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, на предмет последствий в сфере теневой экономики, такая деятельность должна относиться к функционалу Федеральной налоговой службы и Счетных палат.

Литература:

  1. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
  2. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / Г. А. Агарков; под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
  3. Кизон, Е. А. Соотношение сущности понятий «теневая экономика» и «неформальная экономика» с точки зрения современной практики их применения / Е. А. Кизон, Д. Г. Маслов // Новый университет. — 2012. — № 12 (22). С.81–86.
  4. Куклин А. А., Агарков Г. А. Теневая экономика региона: особенности проявления и методы диагностики // Экономика региона. 2005. № 1. С. 39–53.
  5. РБК: Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff (дата обращения 23.06.2020).
  6. Правда УрФО: Федеральные эксперты оценили работу Тюменской области с теневой экономикой // https://pravdaurfo.ru/news/federalnye-eksperty-ocenili-rabotu-tyumenskoy-oblasti-s-tenevoy-ekonomikoy (дата обращения 23.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): теневая экономика, Тюменская область, Россия, ХМАО-Югра, Российская Федерация, государственное регулирование, законодательная база, ACCA, регион.


Похожие статьи

Развитие региональной экономики на примере Тюменской...

Для Тюменской области характерны очаговый характер размещения экономики, достаточно большие расстояния между городами и относительно низкая плотность

Тюменская область относится к регионам, которые вносят наибольший вклад в экономику страны, на нее...

Актуальные направления государственной политики Российской...

Теневая экономика является одной из постоянно действующих угроз социально-экономического развития государства. Изменение масштабов теневой экономики свидетельствует об эффективности государственного управления и регулирования...

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти...

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов...

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

После Конституции РФ в законодательной базе государственной гражданской службы Российской Федерации следует

Региональное законодательство о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации устанавливает особенности этой...

Интенсификация вовлечения населения в процесс регулирующего...

Ключевые слова: теневая экономика, государство, регион, регулирование, население.

Уровень теневой экономики в Российской Федерации значительный, по разным оценкам, до 50

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России...

Правовое регулирование инновационной деятельности...

Зубарева, А. Н. Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области / А. Н. Зубарева.

Направления государственной поддержки инновационной деятельности в Тюменской области определены в долгосрочной целевой программе «Основные направления...

Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта...

Расходы на реализацию регионального проекта закладываются в государственные

Правительство Российской Федерации при расчете дотаций, в т. ч. и на финансирование

Можно предположить, что в 2020 году Тюменская область повысит свое место в рейтинге...

О корреляционной зависимости конкурентоспособности региона...

Ключевые слова:конкурентоспособность региона, уровень жизни населения, Тюменский регион, корреляционная зависимость.

Тюменская область вместе с автономными округами в полной мере отнесена к числу «опорных регионов» России, которые создают и концентрируют...

Анализ состояния регионального банковского сектора Тюменской...

Экономический потенциал региона обуславливает привлекательность Тюменской области для развития банковского

ХМАО-Югра. ЯНАО. Изменения за 2012 год.

Жителям Тюменской области, Ханты-Мансийского — Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов предоставлено...

Похожие статьи

Развитие региональной экономики на примере Тюменской...

Для Тюменской области характерны очаговый характер размещения экономики, достаточно большие расстояния между городами и относительно низкая плотность

Тюменская область относится к регионам, которые вносят наибольший вклад в экономику страны, на нее...

Актуальные направления государственной политики Российской...

Теневая экономика является одной из постоянно действующих угроз социально-экономического развития государства. Изменение масштабов теневой экономики свидетельствует об эффективности государственного управления и регулирования...

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти...

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти...

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов...

Нормативно-правовая база государственной гражданской...

После Конституции РФ в законодательной базе государственной гражданской службы Российской Федерации следует

Региональное законодательство о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации устанавливает особенности этой...

Интенсификация вовлечения населения в процесс регулирующего...

Ключевые слова: теневая экономика, государство, регион, регулирование, население.

Уровень теневой экономики в Российской Федерации значительный, по разным оценкам, до 50

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России...

Правовое регулирование инновационной деятельности...

Зубарева, А. Н. Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области / А. Н. Зубарева.

Направления государственной поддержки инновационной деятельности в Тюменской области определены в долгосрочной целевой программе «Основные направления...

Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта...

Расходы на реализацию регионального проекта закладываются в государственные

Правительство Российской Федерации при расчете дотаций, в т. ч. и на финансирование

Можно предположить, что в 2020 году Тюменская область повысит свое место в рейтинге...

О корреляционной зависимости конкурентоспособности региона...

Ключевые слова:конкурентоспособность региона, уровень жизни населения, Тюменский регион, корреляционная зависимость.

Тюменская область вместе с автономными округами в полной мере отнесена к числу «опорных регионов» России, которые создают и концентрируют...

Анализ состояния регионального банковского сектора Тюменской...

Экономический потенциал региона обуславливает привлекательность Тюменской области для развития банковского

ХМАО-Югра. ЯНАО. Изменения за 2012 год.

Жителям Тюменской области, Ханты-Мансийского — Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов предоставлено...

Задать вопрос