К вопросу о теневой экономике в регионах и основных мерах противодействия данному явлению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Землянская, А. С. К вопросу о теневой экономике в регионах и основных мерах противодействия данному явлению / А. С. Землянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72129/ (дата обращения: 19.12.2024).



В условиях глобализации мирового хозяйства теневая экономика приобретает собственную структуру и социально-экономическую системность, что означает и при формирование собственных «законов» и тенденций в развитии. В этой связи теневая экономика в определённой степени является угрозой экономической стабильности и национальной безопасности государства. В связи со сказанным исследование проблем, связанных с теневой экономикой, занимает особое место как в экономической, так и в юридической науке. Это объясняется масштабностью и в то же время сложностями в точной оценке названного сектора [3, с. 81].

Термин «теневая экономика» (англ. «shadow economy», «underground economy», «black economy») появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. Эксперты в сфере экономики и финансов определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора.

По данным информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» («РБК») [5] Российская Федерация вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны, отмечается в поступившем в РБК исследовании международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики. Показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84 % выше, чем в среднем по миру. Больший объем экономики в тени лишь у Украины (46 % от ВВП, или 1,1 трлн грн), Нигерии (48 % ВВП) и Азербайджана (67 % ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38 %.

Приведенные данные свидетельствуют об очень низком уровне эффективности борьбы с обращением теневых капиталов в нашем государстве, что негативно сказывается на финансовом благосостоянии страны, уменьшении объема налогов, при этом несоблюдение законодательства и порядка государственного финансового контроля подрывает стабильность системы государственного регулирования в целом.

Современное российское федеративное устройство Российской Федерации предполагает определённую степень самостоятельности и ответственности отдельных её субъектов в управлении делами на собственной территории. Основным, можно сказать, исходным правилом регулирования тех или иных общественных отношений на региональном уровне, является соответствие законодательства субъекта федеральным отраслевым законам. Однако, необходимо понимать, что Россия — это крупнейшее по географическому признаку, многонациональное государство. Национальные, геополитические особенности территорий субъектов и проживающего на них населения, расположенных в одиннадцати часовых поясах, различающихся природных и иных условиях, имеющих непосредственное влияние на развитие экономики и финансовых отношений, обуславливают специфические особенности, в том числе и в секторе теневой экономики.

Вопросы проявления теневой экономики и методов её диагностики в Уральском федеральном округе и входящих в него регионах (в том числе, Тюменской области, ЯНАО, ХМАО-Югре) широко освещались научными сотрудниками Уральского федерального университета [4]: первым проректором по экономике и стратегическому развитию Г. А. Агарковым, ведущим научным сотрудником А. А. Куклиным. В своих исследованиях, названные авторы отмечали, что методика выявления и борьбы с теневой экономикой должна учитывать характерный для региона промысел, например, для ЯНАО и ХМАО-Югры — это добыча нефти и газа, для Тюменской области (особенно в южной части) — это сельское хозяйство.

По сводным данным на 2003 год, суммарный по всем секторам деятельности ущерб от теневой в Тюменской области составлял порядка 33,2 млрд. рублей, в ХМАО-Югре 101,8 млрд рублей, в ЯНАО — 64,2 млрд. рублей. В исследованиях 2013 года, учеными отмечалась тенденция к повышению теневой экономики в указанных регионах, однако на современном этапе федеральные эксперты уже призывают регионы использовать опыт Тюменской области по борьбе с теневой экономикой [6], что подтверждается и лидирующей позицией нашего региона по уровню жизни.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что проблема по-прежнему существует и необходимость дальнейших теоретических и практических разработок в области борьбы с названным явлением не утратила своей актуальности.

Анализируя существующие теоретические положения, а также результаты работы отечественных и зарубежных экспертов в данной сфере, автор приходит к выводу о том, что приоритет должен быть отдан экономическим мерам по противодействию теневому сектору. Прежде всего, это разрушение инфраструктуры теневой экономики, в частности, масштабной системы перевода средств в неучтенный наличный оборот. В настоящее время в регионах России действуют предприятия, предлагающие услугу по переводу средств из легального оборота в неучтенный наличный посредством заключения фиктивных контрактов, операций с векселями. Эти действия являются как следствием несовершенства рыночной инфраструктуры в России, так и не-законопослушности предпринимателей.

При этом, необходимо учитывать, что экономические меры тесно связаны с необходимостью совершенствования законодательной базы. Прежде всего, требуется усовершенствование законодательства, регламентирующего меры по борьбе с коррупцией, ибо её уровень явно свидетельствует о неэффективности действующего регулирования. Следует также совершенствовать налоговое законодательство в направлении снижения затрат налогоплательщиков и государственных органов на выполнение своих обязанностей.

Значительно сократить теневую экономику через совершенствование законодательной базы, возможно также посредством экспертизы проектов нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, на предмет последствий в сфере теневой экономики, такая деятельность должна относиться к функционалу Федеральной налоговой службы и Счетных палат.

Литература:

  1. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
  2. Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / Г. А. Агарков; под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
  3. Кизон, Е. А. Соотношение сущности понятий «теневая экономика» и «неформальная экономика» с точки зрения современной практики их применения / Е. А. Кизон, Д. Г. Маслов // Новый университет. — 2012. — № 12 (22). С.81–86.
  4. Куклин А. А., Агарков Г. А. Теневая экономика региона: особенности проявления и методы диагностики // Экономика региона. 2005. № 1. С. 39–53.
  5. РБК: Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff (дата обращения 23.06.2020).
  6. Правда УрФО: Федеральные эксперты оценили работу Тюменской области с теневой экономикой // https://pravdaurfo.ru/news/federalnye-eksperty-ocenili-rabotu-tyumenskoy-oblasti-s-tenevoy-ekonomikoy (дата обращения 23.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): теневая экономика, Тюменская область, Россия, ХМАО-Югра, ACCA, государственное регулирование, законодательная база, регион, Российская Федерация.


Похожие статьи

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

Противодействие уголовному преследованию по коррупционным преступлениям: проблемы и пути их решения

К вопросу об организации системного противодействия деструктивным религиозным организациям средствами прокурорского реагирования

Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

К вопросу об эффективности процедуры финансового оздоровления в Российской Федерации

Психологические причины коррупционных проявлений должностных лиц

Профилактика девиантного поведения экономической преступности

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

К вопросу об идеологической составляющей террористической деятельности

Похожие статьи

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

Противодействие уголовному преследованию по коррупционным преступлениям: проблемы и пути их решения

К вопросу об организации системного противодействия деструктивным религиозным организациям средствами прокурорского реагирования

Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

К вопросу об эффективности процедуры финансового оздоровления в Российской Федерации

Психологические причины коррупционных проявлений должностных лиц

Профилактика девиантного поведения экономической преступности

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

К вопросу об идеологической составляющей террористической деятельности

Задать вопрос