Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 26.06.2020

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Медведева, А. В. Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ / А. В. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72124/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ОВЗ, готовность, инклюзивное образование, дополнительное образование.

В последние десятилетия гуманистический характер российского образования становится все более выраженным, поскольку в приоритете выступают формирование общечеловеческих ценностей и признание самоценности личности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года гарантирует право на образование каждому человеку, исключая любого вида дискриминацию [4]. Особое внимание государство придает образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, одной из современных тенденций в отечественной образовательной политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками. Закон «Об Образовании в РФ» ставит перед всеми типами образовательных организаций важнейшую задачу создать необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. Не исключение — и область дополнительного образования, в условиях которого дети с ОВЗ могут получить опыт способствующий дальнейшей социализации в обществе [2].

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный Приказом от 5 мая 2018 года, не оставил без внимания необходимость знания педагога особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5]. Это свидетельствует о том, что будущему специалисту в области дополнительного образования необходимы углубленные знания об особенностях детей этой категории и специфике инклюзивного образования.

Однако анализ научных исследований показывает, что недостаточные теоретические и методические знания, психологические барьеры, и другие аспекты существенно мешают педагогам грамотно и безопасно для всех субъектов образовательного процесса осуществлять свою образовательную деятельность [1].

Исходя из вышеизложенного, нами было организовано и проведено исследование, целью которого было выявление сформированности компонентов готовности будущего педагога дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

В качестве диагностики был выбран метод письменного опроса — анкетирование: использована анкета для анализа компонентов готовности будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разработанная О. В. Липуновой [3]. В анкетировании приняли участие 5 групп студентов выпускных курсов ГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры» обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогика дополнительного образования» в количестве 45 испытуемых.

Критерием оценки готовности исследуемых студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступил общий показатель профессиональной компетентности, включающий исследование компонентов готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: мотивационный (сформированность внутренней готовности и стойких мотивов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья); когнитивный (система знаний и представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями и особенности построения педагогического процесса с такими обучающимися); деятельностный (готовность к применению имеющихся знаний на практике).

Данные о мотивационной готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования мотивационного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ

Варианты ответов

Не исключают возможности работы с детьми с ОВЗ

Безразличное отношение

Предпочитают не сталкиваться

Испытывают страх

Другое

Группа

Количество человек / %

А (9 чел.)

2 / 22.2

3 / 3.33

2 / 22.2

2 / 22.2

0

Б (9 чел.)

0

2 / 22.2

4 / 44.4

3 / 33.3

0

В (9 чел.)

1 / 11.1

1 / 11.1

4 / 44.4

3 / 33.3

0

Г (9 чел.)

0

0

3 / 33.3

5 / 55.6

1 / 11.1

Д (9 чел.)

0

2 / 22.2

5 / 55.6

3 / 33.3

0

Согласно представленным данным, студенты всех групп, в основном, высказывают опасения в связи с необходимостью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, результаты исследования говорят о недостаточной внутренней готовности большинства студентов специальности «Педагогика дополнительного образования» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ сформированности когнитивного компонента готовности был направлен на выявление у студентов необходимых знаний о категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования когнитивного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ

Варианты ответов

Знакомы с понятием

«дети с ОВЗ»

Не знакомы

с понятием

«дети с ОВЗ»

Подробно описали понятие

Не смогли описать

Сформированы представления об особенностях развития детей с ОВЗ

Не сформированы представления об особенностях развития детей с ОВЗ

Группа

Количество человек / %

А (9 чел.)

9 / 100

0

3 / 33.3

6 / 66.7

2 / 22.2

7 / 77.8

Б (9 чел.)

6 / 66,7

3 / 33.3

2 / 22.2

7 / 77.8

1 / 11.1

8 / 88.9

В (9 чел.)

6 / 66.7

3 / 33.3

3 / 33.3

6 / 66.7

2 / 22.2

8 / 88.9

Г (9 чел.)

8 / 88.9

1 / 11.1

2 / 22.2

7 / 77.8

0

9 / 100

Д (9 чел.)

7 / 77.8

2 / 22.2

5 / 55.6

4 / 44.4

0

9 / 100

Представленные данные показывают, что исследуемые студенты имеют общее представление о категории детей с ОВЗ, но при этом не могут представить полную характеристику групп таких детей.

Большинство испытуемых не имеют представления об особенностях развития детей с ограниченными возможностями. Это свидетельствует о недостаточной когнитивной готовности исследуемых педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ряд вопросов анкеты позволил выявить степень деятельностной готовности студентов к осуществлению инклюзивного образования детей, а именно, их представления об особенностях педагогического сопровождения детей с ОВЗ — об условиях, необходимых для их обучения и воспитания, о специфике методов и форм организации специального обучения и воспитания. Данные анкетирования приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования деятельностного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ

Вопросы

Имеют ли представления об условиях обучения и воспитания детей с ОВЗ

Имеют ли представления о специфике методов

Имеют ли представления о формах организации специального обучения и воспитания детей с ОВЗ

Варианты ответов

да

нет

да

нет

да

нет

Группа

Количество человек / %

А (9 чел.)

3 / 3.33

6 / 66.7

1 / 1.11

8 /88.9

0

9 / 100

Б (9 чел.)

1 / 1.11

8 / 88.9

0

9 / 100

0

9 / 100

В (9 чел.)

2 / 22.2

7 / 77.8

1 / 1.11

8 / 88.9

1 / 1.11

8 / 88.9

Г (9 чел.)

0

9 / 100

0

9 / 100

0

9 / 100

Д (9 чел.)

3 / 33.3

6 / 66.7

0

9 / 100

0

9 / 100

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что большинство испытуемых не имеет представления об особенностях педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в беседе студенты сообщили, что, будучи на практике в учреждениях дополнительного образования, они не встречались с детьми с ОВЗ. А значит, деятельностный компонент у студентов пока не сформирован.

Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что, несмотря на социальный заказ, на прогрессивную политику государства в отношении детей с ОВЗ, в действительности будущие педагоги дополнительного образования работать с такими детьми не готовы, что является свидетельством актуальности проблемы и необходимости поиска путей повышения уровня компетентности студентов в вопросах инклюзивного образования.

Литература:

  1. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Демчук // Наука и школа. — 2001. — № 5. — С. 18–23.
  2. Горшкова Т. А. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12 (часть 8) — С. 1491–1496.
  3. Липунова О. В. Готовность студентов, обучающихся по направлению подготовки «педагогическое образование» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: гуманитарные науки. — 2018. № 7. — С. 76–81.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) // Российская газета. — 2015. — 24 июля.
  5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/9/1347/
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное образование, воспитание детей, особенность развития детей, представление, работа, будущий педагог, специальное обучение.


Похожие статьи

Роль педагога дополнительного образования в повышении...

Работа с детьми с ОВЗ требует от педагога большой ответственности.

Успех эффективности работы педагога дополнительного образования прежде всего зависит от

Каждая составляющая занятия учитывает контингент детей, в том числе с особенностями развития.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для... Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на...

Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Проблема образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В программе развития отдела по работе с детьми с ОВЗ нашего учреждения «Навстречу жизни»

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами...

Введение: Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

− недостаточный доступ к программам повышения квалификации педагогов в сфере

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями.

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе...

Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Похожие статьи

Роль педагога дополнительного образования в повышении...

Работа с детьми с ОВЗ требует от педагога большой ответственности.

Успех эффективности работы педагога дополнительного образования прежде всего зависит от

Каждая составляющая занятия учитывает контингент детей, в том числе с особенностями развития.

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для... Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на...

Инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Педагогические условия формирования личности ребёнка...

Проблема образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В программе развития отдела по работе с детьми с ОВЗ нашего учреждения «Навстречу жизни»

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с...

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами...

Введение: Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

− недостаточный доступ к программам повышения квалификации педагогов в сфере

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями.

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе...

Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Задать вопрос