Проблемы выполнения индивидуальных проектных работ школьников в области естественных и технических наук | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лим, Л. А. Проблемы выполнения индивидуальных проектных работ школьников в области естественных и технических наук / Л. А. Лим, А. А. Хребтов, А. А. Еремеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72111/ (дата обращения: 07.08.2020).



В статье рассматриваются проблемы реализации индивидуальных проектов согласно ФГОС СОО в области естественных и технических наук в 9–11 классах общеобразовательных школ.

Ключевые слова: образование, проектная деятельность школьников.

Глобальным вызовом для современного мира является переход к «экономике знаний». Экономика знаний — это технологические инновации, глобальные информационные системы, развитие венчурного бизнеса. Готовых бизнес-моделей нет, любой бизнес в инновационной экономике — это стартап. Мир стал неопределенным, непрерывно изменяющимся. В этих условиях нужны кадры особого рода, способные к продуктивной деятельности в новых условиях. Человеческий капитал обрел конкретную стоимость и является главной ценностью общества. Человеческий капитал уже не только «совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки» [1]. Образованного, творческого человека, способного генерировать новые знания и идеи, превратить свой личностный потенциал в востребованный продукт, теперь не рассматривают как объект затрат и инвестиций, фактически человек такого рода — самоценность, основная производительная сила постиндустриального общества [2, 3].

Для занятия лидирующих позиций в инновационной экономике в РФ принята и реализуется Национальная технологическая инициатива (НТИ). Самое главное в кадровой идеологии НТИ — это объединение людей в проектные группы с целью достижения лидерства на высокотехнологичных рынках 21 века. В принципах НТИ прямо указано «программа объединяет людей, а не организации» [4]. Именно людям «с геном НТИ» предстоит создать компании, коллективы единомышленников, способные эффективно ответить на глобальные технологические вызовы. «С точки зрения образования приоритетный фокус внимания сосредоточен на опережающей подготовке талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей в сфере деятельности НТИ» [4]. Кружковое движение НТИ призвано создать горизонтальные связи экономики будущего путем использования сквозных образовательных технологий, важнейшей компонентой которых является формирование проектного мышления.

Проектная деятельность признается неотъемлемой частью среднего общего образования на основе системно-деятельностного подхода [5]. Согласно ФГОС СОО п.11 Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта». В ходе выполнения и презентации проекта формируются важнейшие компетенции и достигаются значимые результаты: личностные, предметные и метапредметные.

Перед нашим обществом стоит задача генерации и воспроизводства кадров инновационной экономики. Приняты национальные проекты Наука и Образование [6, 7]. Обозначены индикаторные показатели и финансирование. Навыки цифрового мира и проектного мышления необходимы так же, как умение читать и писать. Кружки робототехники, программирования, виртуальной реальности, 3D-моделирования имеются уже в каждом населенном пункте. Причем, основная проблема кружкового движения — это педагогические кадры [8]. В стране постепенно складывается экосистема дополнительного образования, в которой участвуют университеты, корпорации, Кружковое движение НТИ (Кванториумы и пр.), социальный бизнес. Созданы крупные агрегаторы различных мероприятий для вовлечения школьников в проектную деятельность по различным направлениям. Знаковым является запуск пригласительного этапа школьной олимпиады в 2019/2020 уч. году. Принимаются беспрецедентные меры по вовлечению детей и молодежи в проектную деятельность и углубленное изучение дисциплин естественно-научного цикла [см., например 9, 10]. Именно технические и естественные науки представляются наиболее важными для реализации задач технологического рывка при переходе к экономике знаний.

В этой связи совершенно очевидны две основные проблемы выполнения проектных работ школьников в области естественных и технических наук: педагогические кадры и ресурсная база. Для выполнения высокотехнологичных проектов требуются соответствующие материалы и приборы, часто — специальные помещения («чистые комнаты» — для микробиологов, биотехнологов и т. п., вытяжная вентиляция — для химиков, материаловедов и проч.). Ресурсы — решаемая проблема при наличии подготовленных педагогических кадров. При реализации научно-исследовательского или технологического проекта требуются люди, владеющие методологией научного поиска, но проблема как раз в том, что школьные учителя проектным мышлением зачастую не обладают [см. например 11, 12]. По этой причине индивидуальные проекты часто вырождаются в рефераты по теме, теряется сама сущность данного вида деятельности, происходит подмена понятий и формируется извращенное понимание о проектах вообще.

В деле образования, воспитания, формирования менталитета и ценностных установок личность наставника играет важнейшую роль. В то время как с педагогическими кадрами, владеющими методиками обучения проектной деятельности в русле НТИ, высоких или критических технологий [13] проблема усугубляется с каждым годом. В этой связи точкой роста в данном направлении можно рассматривать университеты, как уникальное сочетание носителей нового знания, ресурсного центра, лабораторной базы и высококвалифицированных преподавателей, стоявших у истоков олимпиадного движения и конкурсов научно-технического творчества. ВУЗы всегда занимались работой со школьниками, у многих из них есть свои довузовские структуры (гимназии, колледжи, учреждения СПО). Они заинтересованы в привлечении «качественных» мотивированных абитуриентов. Именно на базе университетов проще всего реализовать логически обоснованную цепочку: наставник (преподаватель) — студенты (магистранты, аспиранты) — школьники. Кроме непосредственной «выгоды» для школьника в виде выполнения актуальных и интересных проектов, дополнительной мотивации и участия в конкурсах и конференциях различного уровня, есть и менее очевидные результаты. Привлеченная в качестве руководителей проектных работ школьников студенческая молодежь открывает новый трек личностного развития и получает востребованные педагогические компетенции под руководством опытного наставника.

Таким образом, возникает преемственность и дальнейшее развитие методических наработок в области проектных работ школьников в области естественных и технических наук.

Статья написана при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов (договор № 19–2–001592).

Литература:

1. Человеческий капитал [Сайт]: Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/человеческий_капитал (дата обращения: 23.06.2020).

2. Туебекова, Ш. Ж. Человеческий капитал: понятие и особенности его использования / Ш. Ж. Туебекова. — Текст: электронный // Вестник КазНПУ. — 2012. — № 31. — С. 72–80. — URL: https://articlekz.com/article/10736 (дата обращения: 23.06.2020).

3. Маклакова, Е. А. Человеческий капитал: понятие, оценка, учет / Е. А. Маклакова. — Текст: электронный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2010. — № 1. — С. 56–69. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-ponyatie-otsenka-uchet/viewer (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».

4. Национальная технологическая инициатива. Принципы. — Текст: электронный // НТИ2035 URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 23.06.2020).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413. — Российская газета. — 2012. — № 139 (5812).

6. Национальный проект «Наука». — Текст: электронный // Правительство России [сайт]. — URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events/ (дата обращения: 23.06.2020).

7. Национальный проект «Образование». — Текст: электронный // Минпросвещения России [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 23.06.2020).

8. Онлайн-акселератор проекта Rukami 2020. Бесплатный практический интенсив для руководителей технологических кружков. — Текст: электронный // Rukami [сайт]. — URL: https://accelerator.rukamifest.com/ (дата обращения: 23.06.2020).

9. Конкурс для детей от 14 до 17 лет «Большая Перемена». — Текст: электронный // Большая Перемена [сайт]. — URL: https://bolshayaperemena.online/ (дата обращения: 23.06.2020).

10. Сириус. Образовательный центр. — Текст: электронный // Сириус [сайт]. — URL: https://sochisirius.ru/kak-popast/kriterii-otbora/konkursy-partniery (дата обращения: 23.06.2020).

11. Григоренко, Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания / Т. Ф. Григоренко. — Текст: электронный // Преподавание истории в школе. — 2013. — № 6. — С. 14–17. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20709304 (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

12. Мягкова, Ю. Я. Проектная деятельность учащихся и основные проблемы, возникающие при выполнении заданий / Ю. Я. Мягкова, А. Ю. Чуваев. — Текст: электронный // Символ науки. — 2016. — № 12–2 (34). — С. 232–235. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28322472 (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

13. Перечень критических технологий Российской Федерации. — Текст: электронный // Президент России [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/988 (дата обращения: 23.06.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, Кружковое движение, индивидуальный проект, инновационная экономика, проектное мышление, проектная работа школьников, экономика знаний, кадр, наука, человеческий капитал.


Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной...

Под массовой проектной деятельностью предлагается понимать разработку проектов на уровне

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая

Задачи проекта: проанализировать физиологические параметры; качество знаний

Кроме того, исследовательская и проектная деятельность учащихся относится к технологии...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру

В ходе проектной деятельности происходит понимание и применение детьми знаний, умений

Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на...

Использование метода проектов в научно-исследовательской...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихсяиндивидуальную, парную, групповую, которую

Рассмотрим использование метода проектов на примере выполнения курсовой работы студентами 3 курса по специальности «Экономика и...

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная...

Организация исследовательской и проектной деятельности...

Трипольникова, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников / Н. В. Трипольникова.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую...

Статьи по ключевому слову "проектная деятельность..."

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву. Молодой учёный №20 (100)

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихсяиндивидуальную, парную, групповую, которую...

Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной...

Под массовой проектной деятельностью предлагается понимать разработку проектов на уровне

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая

Задачи проекта: проанализировать физиологические параметры; качество знаний

Кроме того, исследовательская и проектная деятельность учащихся относится к технологии...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру

В ходе проектной деятельности происходит понимание и применение детьми знаний, умений

Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на...

Использование метода проектов в научно-исследовательской...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихсяиндивидуальную, парную, групповую, которую

Рассмотрим использование метода проектов на примере выполнения курсовой работы студентами 3 курса по специальности «Экономика и...

Организация проектной деятельности учащихся СПО по...

Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная...

Организация исследовательской и проектной деятельности...

Трипольникова, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников / Н. В. Трипольникова.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую...

Статьи по ключевому слову "проектная деятельность..."

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву. Молодой учёный №20 (100)

Социокультурные проекты как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихсяиндивидуальную, парную, групповую, которую...

Задать вопрос