Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 24.06.2020

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Рыжова, И. Д. Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста / И. Д. Рыжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 271-275. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72071/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором участвовали дети дошкольного возраста, реализовывался принцип экспериментально-генетического метода, автор получил экспериментальное доказательство о влиянии развития воображения на процесс перехода эгоцентрической речи во внутреннюю.

Ключевые слова: воображение, речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь, дошкольный возраст, культурно-историческая психология, экспериментально-генетический метод.

Дошкольный возраст — один из основных периодов детства. Благодаря сюжетно-ролевой игре, которая является ведущей деятельностью, ребенок «впитывает» в себя весь культурный опыт, который способствует его благополучной адаптации в мире взрослых. Именно воображение создает мир образов, а речь транслирует его.

Проблема влияния развития воображения на процесс перехода эгоцентрической речи во внутреннюю у дошкольников ранее не исследовалась, однако оба процесса имеют колоссальный потенциал для благоприятного развития высших психических функций. Рассмотрим каждое из понятий.

Многие зарубежные и отечественные психологи старались раскрыть сущность понимания воображения, его структуру, основную цель и функции, которые она выполняет в детском развитии. Т. Рибо открыл закон развития воображения: «Творческое воображение в своем полном развитии проходит два периода, отделенные друг от друга критической фазой: период независимости, или расцвета, критический момент и период окончательной формулировки, представляющей несколько сторон» [11, с. 256]. И приходит к выводу, что самого материального понятия «воображение» не существует, а существуют люди, которые воображают.

Л. С. Выготский в работе выделял связь между воображением и действительностью, которое строится на нескольких формах связи:

  1. Создание воображения всегда строится на предыдущем опыте и действительности;
  2. Следующая связь ориентирована на готовый продукт фантастического построения и сложным феноменом действительности;
  3. Третьей формой является эмоциональная связь. Образы и впечатления, которые имеют общий эмоциональный знак.
  4. Последней формой связи является построение образа может представлять собой нечто новое, но воплощенное вовне, принимает материальное свойство, что становится результатом кристаллизованного воображения [1, с. 15].

Поэтому воображение необходимо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является объединением нескольких функций в различных отношениях [2, с. 128]. Высшие процессы называют функциями, однако наиболее правдивое названия было бы психологическая система, ведь оно сложное по функционированию, причем константы в развитии нет.

В более поздних работах Ж. Пиаже увидел, что воображение — возможность преобразования в образной форме.

В концепции В. В. Давыдова к воображению, а также его механизмам и развитию был особый интерес, ведь он считал, что именно воображение является одним из основных новообразований дошкольного детства. Его развитие начинает формироваться в игровой деятельности и с помощью него у дошкольника начинают появляться ряд новых психологических новообразований, что позволяют ребенку переносить функцию одного предмета на другие, пользоваться замещением вещей [5, с. 67].

Э. В. Ильенков подчеркивает, что воображение развивается как универсальная способность человека, способная показать мир и рассмотреть многообразие окружающих предметов. При познании воображение способно сопоставлять усвоение знания с единичным предметом, т. е. воображение выстраивает целостный образ, состоящий из частей [6].

По мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова сила воображения заключается в стягивании во всеобщее целое, необходимые компоненты, будь они главными, случайными или же второстепенными [9].

Однако как стоит понимать сущность воображения? Воображение — это, в нашем понимании, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания собственного опыта. Воображение принадлежит к числу главных психологических новообразований дошкольного детства и его следствия весьма разнообразны и безграничны, ведь данный процесс дает толчок для развития остальных высших психических функций. Особенности развития воображения в том, что оно приобретает произвольный характер, который предполагает создание замысла, планирование и его реализацию. Благодаря воображению дошкольник может самостоятельно устанавливать для себя творческую задачу и решать ее неординарным способом. Оно становится особой деятельностью для ребенка, превращаясь в фантазирование. При помощи развития воображения дошкольник осваивает приемы и средства для создания новых образов. Оно начинает развиваться в различной детской деятельности, будь это игра, рисование, лепка или конструирование. Воображение является одним из компонентов творчества.

Следующий феномен, который остается самым спорным вопросом в психологии, это эгоцентрическая речь. Основы подходы к понимаю эгоцентрической речи были выделены авторами Ж. Пиаже и Л. С. Выготским. Проблема в разности мнений заключалась в том, что оба автора интерпретировали понятие «эгоцентрическая речь» по-разному.

Начнем с первооткрывателя детского эгоцентризма Ж. Пиаже. В одной из первых своих работ он увидел красочное проявление эгоцентризма при решении детьми творческой задачи Вине о трех братьях. Согласно концепции Ж . Пиаже детская речь эгоцентрична, так как ребенок говорит лишь с собственной точки зрения и не пытается встать на позиции другого человека. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника в свою сторону.

Данный процесс можно увидеть в возрасте от 3–5 лет, а к концу дошкольного возраста он практически исчезает. В дальнейшем эгоцентрическая речь переходит на следующую стадию социализированную. Речь для себя становится речью для собеседника, в котором происходит по время диалога информирование, эмоциональная отдача и др. [10, с. 34].

Наш отечественный психолог Л. С. Выготский подверг критике концепцию Ж. Пиаже об эгоцентрической речи. Он начал проводить ряд экспериментов, которые делал швейцарский психолог, и наткнутся на ряд его упущений.

Психологи выстроили поведение ребенка, как в экспериментах Ж. Пиаже, и ввели ряд затрудняющих моментов для него. Например, при рисовании у ребенка не хватало нужного цвета карандаша, краски или бумаги и т. д., вызывая сложность в свободном течении детской деятельности.

Благодаря Л. С. Выготскому, который занялся данной проблемой глубже, он выявил, что процессы на деле подвижно связаны и эгоцентрическая речь не просто феномен детского мышления, а один из способов его проявления. Внешний эгоцентризм при помощи затрудненных ситуаций, начинает искать варианты решение проблемы, что тренирует его планирование действий. В последствии эгоцентрическая речь переходит во «внутрь». Эгоцентрическая речь выступает, как инструмент для «подсматривания» во внутреннюю речь.

Схема развития речи получает данный вид: социальная речь — эгоцентрическая речь — внутренняя речь [3, с. 65].

Эгоцентрическая речь один из самых удивительных феноменов детского психического развития, благодаря которому можно увидеть, что происходит «внутри». Данная речь возникает при столкновении ребенка с проблемной ситуацией, в которой он должен реализовать полное погружение в проблему, планирование и саморегуляцию собственных действий. При выполнении задания ребенок начинает проговаривать план действий, т. е. эгоцентрические фразы — «речь для себя», чтобы подкрепить подходящее решение и сформировать план дальнейших действий.

Эгоцентрическая речь — это структурный компонент, который способствует развитию внутренней речи, что позволяет движению внутренних планов, необходимые для начала зачатков речевого мышления.

Развитие воображения и речи взаимосвязаны, ведь воображение — это создание образов и способов деятельности, которые приводят к решению или результату, речь — это способ передачи информации окружающим. Однако исходя из концепции культурно-исторической психологии именно зона ближайшего развития способствует организации проблемных ситуаций, с помощью которой происходит передача культурного опыта и его подкрепление [4; 7]. Во время ситуации «драмы» сотрудничество со взрослым и детское воображение способствует решению поставленной задачи у детей дошкольного возраста, но эгоцентрическая речь работает на фиксацию планирования собственных действий. Воображение является основой для творчества, благодаря которой создаются культурные формы. Оно всегда в динамическом развитии, поэтому влияет на переход от эгоцентрической к внутренней речи.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что развитие воображения способствует переходу эгоцентрической речи во внутреннюю у детей 4–5 лет, было проведено экспериментальное исследование.

В данном исследовании заложен принцип экспериментально-генетического метода, чей смысл заключается в воссоздании искусственных экспериментальных условий для испытуемых, которые способствуют формированию высших психических функций.

Исследование проводилось на 2 группах детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной (формирующей). Выборка составила 44 дошкольника возрастом от 4 до 5 лет.

Методикой диагностирования уровня воображения стала экспресс-диагностика «Как спасти зайку» авт. В. Т. Кудрявцева [8].

При диагностике эгоцентрической речи модернизировали методику Л. С. Выготского [3], в ней создаются проблемные ситуации, затрудняющие осуществления какой-либо деятельности, в нашем случае, это ситуация — драмы, произошедшая с главным героем зайчиком.

Благодаря исследованиям Л. С. Выготского, именно в таких ситуациях количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Во время срезов и занятий ведется подсчет фраз эгоцентрической речи в количественной форме.

Для экспериментальной группы разрабатывались 10 развивающих занятий на развитие воображения, которые проводились индивидуально с каждым дошкольником. Опорной точкой для создания занятий стала экспресс-диагностика по воображению авт. В. Т. Кудрявцев «Как спасти зайку». Были прописаны серии сюжетов, в которых главный герой (зайчик) попадает в ситуацию «драмы», и детям дошкольного возраста необходимо было в качестве роли «спасителя» ему помочь.

Работа во время занятий ориентирована в зоне ближайшего развития. Экспериментатор выходит в роли «помощника» дошкольникам для спасения главного героя, подталкивает его на создание новых образов и преобразование предметов в другую форму.

Рассмотрим полученные средние значения в двух группах. Начнем с экспериментальной группы (рис. 1).

Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в экспериментальной группе

Рис. 1. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в экспериментальной группе

Рассматривая гистограмму средних значений развития эгоцентрической речи и уровня воображения в экспериментальной группе (рис. 1), можно ярко увидеть спад количества эгоцентрических высказываний и активный прирост с каждым занятием уровня развития воображения. Исходя из гистограммы, можно сделать вывод о том, что при помощи серийных развивающих занятий на воображение произошло снижение эгоцентрической речи.

Следует отметить, что к концу исследования дети дошкольного возраста могли самостоятельно без звукового подкрепления реализовывать свои действия и выстраивать планирование. Также повышение уровня воображения способствовало самостоятельному выполнению задач на преобразование, что свидетельствует о наличии надситуативного подхода.

Анализируя полученные данные в контрольной группе, разница между замером первой экспресс-диагностики и повторной незначительна. Уровень воображения и количество высказываний детского эгоцентризма практически не изменилось (рис.2).

Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в контрольной группе

Рис. 2. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в контрольной группе

Гистограмма наглядно показывает, что коэффициент количества эгоцентрических фраз и уровни воображения остались на одних значениях. Следовательно, можем говорить о том, что серийные развивающие занятия на воображение повлияли как на повышение уровня воображения, так и на снижение количества эгоцентрической высказываний.

Однако для того, чтобы с уверенностью сказать, что развитие воображения способствовало переходу эгоцентрической речи у детей 4–5 лет во внутреннюю, провели математическую обработку полученных данных.

С целью нахождения взаимосвязи между эгоцентрической речью и воображением использовали корреляционный критерий Спирмена. Анализ расчета значимости показал, что эмпирические значения коэффициента корреляции Спирмена значимы. Табличные значения продемонстрировали о наличии обратной связи, что доказывает, чем выше уровень воображения, тем ниже количество эгоцентрических фраз. Взаимосвязь уровня воображения и эгоцентрической речи подтверждена на статистическом значимом уровне.

Выводы исследования

Дошкольный возраст обогащен различными видами деятельности, в которых преобладание воображения способствует нестандартному решению задач, однако для осуществления поставленной цели необходимо удерживание плана действий, где выступает эгоцентрическая речь. Она помогает в реализации планирования собственных действий и подкрепления их внешней речью. Ребенок, разговаривающий сам собой во время решения задачи, способствует формированию процессов произвольности, которые впоследствии закрепления, переходят во внутренний план.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 98 с.
  2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. — Санкт-Петербург: Перспектива, 2019. — 148 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 432 с.
  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл, Эксмо, 2004–512с.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — Москва: Педагогика, 1986. — 240 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  6. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3. — С. 33–42.
  7. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  8. Кудрявцев В. Т. Сила воображения: природа и диагностика // Дошкольное образование. Приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 7.
  9. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание, 1995. — № 9. — С. 52–59.
  10. Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка / Жан Пиаже; Пер. с франц.и англ.; Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Луков, Вл. Луков. — Москва: РИМИС, 2008. — 416 с.
  11. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. — Мн.: Харвест, Москва: АСТ, 2001. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эгоцентрическая речь, дошкольный возраст, воображение, уровень воображения, внутренняя речь, развитие воображения, ребенок, экспериментальная группа, главный герой, экспериментально-генетический метод.


Ключевые слова

речь, дошкольный возраст, внутренняя речь, воображение, эгоцентрическая речь, культурно-историческая психология, экспериментально-генетический метод

Похожие статьи

Особенности воображения у детей старшего дошкольного...

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская).

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения.

Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы...»

Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст. В данной статье речь пойдет о такой способности, как воображение.

Воображение — это основа наглядно-образного мышления, и как известно наглядно-образное мышление представляет собой...

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития воображения в процессе сочинения сказок. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное...

Развитие воображения дошкольника — залог будущей...

На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД...

Развитие воображения с помощью развития моторных навыков

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития — это дошкольный и младший школьный возраст. “Воображение — как писала психолог Дьяченко О. М., подробно изучавшая эту функцию...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного...

С целью развития творческого воображения у детей средней и подготовительных групп проводились занятия изобразительной деятельностью. После целенаправленной работы провели повторное исследование. В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей...

творческое воображение, старший дошкольный возраст...

Вторичное обследование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. творческое воображение, ход проведения, ребенок, экспериментальная группа, развитие воображения, контрольная группа...

Педагогические условия развития творческого воображения...

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.

Похожие статьи

Особенности воображения у детей старшего дошкольного...

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская).

Методы и приемы развития творческого воображения...

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения.

Развитие воображения | Статья в журнале «Вопросы...»

Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст. В данной статье речь пойдет о такой способности, как воображение.

Воображение — это основа наглядно-образного мышления, и как известно наглядно-образное мышление представляет собой...

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития воображения в процессе сочинения сказок. Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное...

Развитие воображения дошкольника — залог будущей...

На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД...

Развитие воображения с помощью развития моторных навыков

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный” период для такого развития — это дошкольный и младший школьный возраст. “Воображение — как писала психолог Дьяченко О. М., подробно изучавшая эту функцию...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного...

С целью развития творческого воображения у детей средней и подготовительных групп проводились занятия изобразительной деятельностью. После целенаправленной работы провели повторное исследование. В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей...

творческое воображение, старший дошкольный возраст...

Вторичное обследование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. творческое воображение, ход проведения, ребенок, экспериментальная группа, развитие воображения, контрольная группа...

Педагогические условия развития творческого воображения...

В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Ключевые слова: условия, педагогические условия, творческое воображение, дошкольник.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развивая воображение в процессе рисования у детей дошкольного возраста возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов; образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Поэтому эту работу надо продолжать и совершенствовать.

Задать вопрос