В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором участвовали дети дошкольного возраста, реализовывался принцип экспериментально-генетического метода, автор получил экспериментальное доказательство о влиянии развития воображения на процесс перехода эгоцентрической речи во внутреннюю.
Ключевые слова: воображение, речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь, дошкольный возраст, культурно-историческая психология, экспериментально-генетический метод.
Дошкольный возраст — один из основных периодов детства. Благодаря сюжетно-ролевой игре, которая является ведущей деятельностью, ребенок «впитывает» в себя весь культурный опыт, который способствует его благополучной адаптации в мире взрослых. Именно воображение создает мир образов, а речь транслирует его.
Проблема влияния развития воображения на процесс перехода эгоцентрической речи во внутреннюю у дошкольников ранее не исследовалась, однако оба процесса имеют колоссальный потенциал для благоприятного развития высших психических функций. Рассмотрим каждое из понятий.
Многие зарубежные и отечественные психологи старались раскрыть сущность понимания воображения, его структуру, основную цель и функции, которые она выполняет в детском развитии. Т. Рибо открыл закон развития воображения: «Творческое воображение в своем полном развитии проходит два периода, отделенные друг от друга критической фазой: период независимости, или расцвета, критический момент и период окончательной формулировки, представляющей несколько сторон» [11, с. 256]. И приходит к выводу, что самого материального понятия «воображение» не существует, а существуют люди, которые воображают.
Л. С. Выготский в работе выделял связь между воображением и действительностью, которое строится на нескольких формах связи:
- Создание воображения всегда строится на предыдущем опыте и действительности;
- Следующая связь ориентирована на готовый продукт фантастического построения и сложным феноменом действительности;
- Третьей формой является эмоциональная связь. Образы и впечатления, которые имеют общий эмоциональный знак.
- Последней формой связи является построение образа может представлять собой нечто новое, но воплощенное вовне, принимает материальное свойство, что становится результатом кристаллизованного воображения [1, с. 15].
Поэтому воображение необходимо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является объединением нескольких функций в различных отношениях [2, с. 128]. Высшие процессы называют функциями, однако наиболее правдивое названия было бы психологическая система, ведь оно сложное по функционированию, причем константы в развитии нет.
В более поздних работах Ж. Пиаже увидел, что воображение — возможность преобразования в образной форме.
В концепции В. В. Давыдова к воображению, а также его механизмам и развитию был особый интерес, ведь он считал, что именно воображение является одним из основных новообразований дошкольного детства. Его развитие начинает формироваться в игровой деятельности и с помощью него у дошкольника начинают появляться ряд новых психологических новообразований, что позволяют ребенку переносить функцию одного предмета на другие, пользоваться замещением вещей [5, с. 67].
Э. В. Ильенков подчеркивает, что воображение развивается как универсальная способность человека, способная показать мир и рассмотреть многообразие окружающих предметов. При познании воображение способно сопоставлять усвоение знания с единичным предметом, т. е. воображение выстраивает целостный образ, состоящий из частей [6].
По мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова сила воображения заключается в стягивании во всеобщее целое, необходимые компоненты, будь они главными, случайными или же второстепенными [9].
Однако как стоит понимать сущность воображения? Воображение — это, в нашем понимании, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания собственного опыта. Воображение принадлежит к числу главных психологических новообразований дошкольного детства и его следствия весьма разнообразны и безграничны, ведь данный процесс дает толчок для развития остальных высших психических функций. Особенности развития воображения в том, что оно приобретает произвольный характер, который предполагает создание замысла, планирование и его реализацию. Благодаря воображению дошкольник может самостоятельно устанавливать для себя творческую задачу и решать ее неординарным способом. Оно становится особой деятельностью для ребенка, превращаясь в фантазирование. При помощи развития воображения дошкольник осваивает приемы и средства для создания новых образов. Оно начинает развиваться в различной детской деятельности, будь это игра, рисование, лепка или конструирование. Воображение является одним из компонентов творчества.
Следующий феномен, который остается самым спорным вопросом в психологии, это эгоцентрическая речь. Основы подходы к понимаю эгоцентрической речи были выделены авторами Ж. Пиаже и Л. С. Выготским. Проблема в разности мнений заключалась в том, что оба автора интерпретировали понятие «эгоцентрическая речь» по-разному.
Начнем с первооткрывателя детского эгоцентризма Ж. Пиаже. В одной из первых своих работ он увидел красочное проявление эгоцентризма при решении детьми творческой задачи Вине о трех братьях. Согласно концепции Ж . Пиаже детская речь эгоцентрична, так как ребенок говорит лишь с собственной точки зрения и не пытается встать на позиции другого человека. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника в свою сторону.
Данный процесс можно увидеть в возрасте от 3–5 лет, а к концу дошкольного возраста он практически исчезает. В дальнейшем эгоцентрическая речь переходит на следующую стадию социализированную. Речь для себя становится речью для собеседника, в котором происходит по время диалога информирование, эмоциональная отдача и др. [10, с. 34].
Наш отечественный психолог Л. С. Выготский подверг критике концепцию Ж. Пиаже об эгоцентрической речи. Он начал проводить ряд экспериментов, которые делал швейцарский психолог, и наткнутся на ряд его упущений.
Психологи выстроили поведение ребенка, как в экспериментах Ж. Пиаже, и ввели ряд затрудняющих моментов для него. Например, при рисовании у ребенка не хватало нужного цвета карандаша, краски или бумаги и т. д., вызывая сложность в свободном течении детской деятельности.
Благодаря Л. С. Выготскому, который занялся данной проблемой глубже, он выявил, что процессы на деле подвижно связаны и эгоцентрическая речь не просто феномен детского мышления, а один из способов его проявления. Внешний эгоцентризм при помощи затрудненных ситуаций, начинает искать варианты решение проблемы, что тренирует его планирование действий. В последствии эгоцентрическая речь переходит во «внутрь». Эгоцентрическая речь выступает, как инструмент для «подсматривания» во внутреннюю речь.
Схема развития речи получает данный вид: социальная речь — эгоцентрическая речь — внутренняя речь [3, с. 65].
Эгоцентрическая речь один из самых удивительных феноменов детского психического развития, благодаря которому можно увидеть, что происходит «внутри». Данная речь возникает при столкновении ребенка с проблемной ситуацией, в которой он должен реализовать полное погружение в проблему, планирование и саморегуляцию собственных действий. При выполнении задания ребенок начинает проговаривать план действий, т. е. эгоцентрические фразы — «речь для себя», чтобы подкрепить подходящее решение и сформировать план дальнейших действий.
Эгоцентрическая речь — это структурный компонент, который способствует развитию внутренней речи, что позволяет движению внутренних планов, необходимые для начала зачатков речевого мышления.
Развитие воображения и речи взаимосвязаны, ведь воображение — это создание образов и способов деятельности, которые приводят к решению или результату, речь — это способ передачи информации окружающим. Однако исходя из концепции культурно-исторической психологии именно зона ближайшего развития способствует организации проблемных ситуаций, с помощью которой происходит передача культурного опыта и его подкрепление [4; 7]. Во время ситуации «драмы» сотрудничество со взрослым и детское воображение способствует решению поставленной задачи у детей дошкольного возраста, но эгоцентрическая речь работает на фиксацию планирования собственных действий. Воображение является основой для творчества, благодаря которой создаются культурные формы. Оно всегда в динамическом развитии, поэтому влияет на переход от эгоцентрической к внутренней речи.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что развитие воображения способствует переходу эгоцентрической речи во внутреннюю у детей 4–5 лет, было проведено экспериментальное исследование.
В данном исследовании заложен принцип экспериментально-генетического метода, чей смысл заключается в воссоздании искусственных экспериментальных условий для испытуемых, которые способствуют формированию высших психических функций.
Исследование проводилось на 2 группах детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной (формирующей). Выборка составила 44 дошкольника возрастом от 4 до 5 лет.
Методикой диагностирования уровня воображения стала экспресс-диагностика «Как спасти зайку» авт. В. Т. Кудрявцева [8].
При диагностике эгоцентрической речи модернизировали методику Л. С. Выготского [3], в ней создаются проблемные ситуации, затрудняющие осуществления какой-либо деятельности, в нашем случае, это ситуация — драмы, произошедшая с главным героем зайчиком.
Благодаря исследованиям Л. С. Выготского, именно в таких ситуациях количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Во время срезов и занятий ведется подсчет фраз эгоцентрической речи в количественной форме.
Для экспериментальной группы разрабатывались 10 развивающих занятий на развитие воображения, которые проводились индивидуально с каждым дошкольником. Опорной точкой для создания занятий стала экспресс-диагностика по воображению авт. В. Т. Кудрявцев «Как спасти зайку». Были прописаны серии сюжетов, в которых главный герой (зайчик) попадает в ситуацию «драмы», и детям дошкольного возраста необходимо было в качестве роли «спасителя» ему помочь.
Работа во время занятий ориентирована в зоне ближайшего развития. Экспериментатор выходит в роли «помощника» дошкольникам для спасения главного героя, подталкивает его на создание новых образов и преобразование предметов в другую форму.
Рассмотрим полученные средние значения в двух группах. Начнем с экспериментальной группы (рис. 1).
Рис. 1. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в экспериментальной группе
Рассматривая гистограмму средних значений развития эгоцентрической речи и уровня воображения в экспериментальной группе (рис. 1), можно ярко увидеть спад количества эгоцентрических высказываний и активный прирост с каждым занятием уровня развития воображения. Исходя из гистограммы, можно сделать вывод о том, что при помощи серийных развивающих занятий на воображение произошло снижение эгоцентрической речи.
Следует отметить, что к концу исследования дети дошкольного возраста могли самостоятельно без звукового подкрепления реализовывать свои действия и выстраивать планирование. Также повышение уровня воображения способствовало самостоятельному выполнению задач на преобразование, что свидетельствует о наличии надситуативного подхода.
Анализируя полученные данные в контрольной группе, разница между замером первой экспресс-диагностики и повторной незначительна. Уровень воображения и количество высказываний детского эгоцентризма практически не изменилось (рис.2).
Рис. 2. Гистограмма средних значений развития эгоцентрической речи (ЭР) и уровня воображения (УВ) в контрольной группе
Гистограмма наглядно показывает, что коэффициент количества эгоцентрических фраз и уровни воображения остались на одних значениях. Следовательно, можем говорить о том, что серийные развивающие занятия на воображение повлияли как на повышение уровня воображения, так и на снижение количества эгоцентрической высказываний.
Однако для того, чтобы с уверенностью сказать, что развитие воображения способствовало переходу эгоцентрической речи у детей 4–5 лет во внутреннюю, провели математическую обработку полученных данных.
С целью нахождения взаимосвязи между эгоцентрической речью и воображением использовали корреляционный критерий Спирмена. Анализ расчета значимости показал, что эмпирические значения коэффициента корреляции Спирмена значимы. Табличные значения продемонстрировали о наличии обратной связи, что доказывает, чем выше уровень воображения, тем ниже количество эгоцентрических фраз. Взаимосвязь уровня воображения и эгоцентрической речи подтверждена на статистическом значимом уровне.
Выводы исследования
Дошкольный возраст обогащен различными видами деятельности, в которых преобладание воображения способствует нестандартному решению задач, однако для осуществления поставленной цели необходимо удерживание плана действий, где выступает эгоцентрическая речь. Она помогает в реализации планирования собственных действий и подкрепления их внешней речью. Ребенок, разговаривающий сам собой во время решения задачи, способствует формированию процессов произвольности, которые впоследствии закрепления, переходят во внутренний план.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. — 98 с.
- Выготский Л. С. Лекции по психологии. — Санкт-Петербург: Перспектива, 2019. — 148 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 432 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл, Эксмо, 2004–512с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — Москва: Педагогика, 1986. — 240 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3. — С. 33–42.
- Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
- Кудрявцев В. Т. Сила воображения: природа и диагностика // Дошкольное образование. Приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 7.
- Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание, 1995. — № 9. — С. 52–59.
- Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка / Жан Пиаже; Пер. с франц.и англ.; Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Луков, Вл. Луков. — Москва: РИМИС, 2008. — 416 с.
- Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. — Мн.: Харвест, Москва: АСТ, 2001. — 400 с.