В статье рассматриваются противоречия между фактическим состоянием в отрасли и несовершенными требованиями стандартов по вопросу контроля прочности бетона вибропрессованных бортовых камней.
Ключевые слова: прочность, разрушающий контроль, неразрушающие методы, бортовой камень, вибропрессованное изделие.
За сравнительно непродолжительное время в сфере стандартизации строительных материалов, изделий и конструкций произошли коренные перемены, результаты которых невозможно оценить с положительной точки зрения. Так, можно констатировать факт того, что вопреки заявлением представителей федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации сейчас набирает обороты так называемая «дублирующая» стандартизация. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии принимает и вводит в действие множество национальных стандартов, которые проходят процедуру согласования в различных технических комитетах, не находящихся в «гармонии» друг с другом (ТК 144, ТК 418, ТК 465), и в которых нормируются показатели, относящиеся к одному и тому же объекту стандартизации (цемент, песок, щебень и проч.). Это однозначно противоречит не только здравому смыслу, но и вступает в конфликт с требованиями основополагающих стандартов (в частности, нарушается требование пункта 3.3.4 основополагающего национального стандарта ГОСТ Р 1.2–2016, в котором прямо говориться, что «в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов»). Такие действия негативным образом влияют на уровень системы национальной стандартизации, снижается «авторитет» нормативных документов, что в целом приводит к проблемам применения стандартов и контроля со стороны государственных органов [1, 2].
Приведем один из множества конкретных примеров, иллюстрирующий «качество» современных стандартов. С 01 января 2015 года на территории ЕАЭС введены в действия ГОСТ 32961–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования» и ГОСТ 32962–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля». Так, в разделе 9 ГОСТ 32692 указано, что «прочность на сжатие и растяжение при изгибе бетонов, из которых изготовлены бортовые камни, определяют одним из следующих методов: по ГОСТ 10180, ГОСТ 17624 или ГОСТ 22690». Одновременно с этим, кстати, на территории РФ продолжает действовать ГОСТ 6665–91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», в пункте 3.2 которого буквально сказано, что «прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690. При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1».
Таким образом очевидно, что если руководствоваться положениями ГОСТ 10180–2012, то для определения прочности бетона бортовых камней необходимо изготавливать из бетонной смеси контрольные образцы кубической или цилиндрической формы. Забегая вперед, необходимо подчеркнуть особо, что положения ГОСТ 10180 в части возможности испытывать выпиленные (выбуренные) образцы по ГОСТ 28570, распространяются исключительно на неармированные блоки из ячеистого бетона (см. п. 4.2.11). В реальных производственных условиях, как показывает накопленный в СПбГАСУ опыт, контрольные образцы из бетонной смеси, предназначенной для изготовления бортовых камней методом вибропрессования, не формуют по совершенно логической причине: невозможно полностью воспроизвести цеховые режимы виброуплотнения в условиях лабораторного формования.
Далее, ГОСТ 17624–2012 распространяется на определение прочности бетона ультразвуковым методом, а ГОСТ 22690–2015 — на механические методы неразрушающего контроля. И в обоих случаях для применения методов неразрушающего контроля прочности бетона требуется установить градуировочную зависимость либо по результатам параллельных испытаний готового бортового камня ультразвуковым методом и методом отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690, либо по результатам испытаний изделия ультразвуковым методом и механических испытаний образцов-кернов по ГОСТ 28570, либо по результатам испытаний ультразвуковым методом и механических испытаний одних и тех же стандартных бетонных образцов по ГОСТ 10180. Снова отметим, что последнее труднореализуемо (практически не реализуемо) для вибропрессованных бортовых камней. То есть остается возможность совмещать метод отрыва со скалыванием (то есть нарушать внешний вид изделий при испытании, после чего такие изделия становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации) с другими методами неразрушающего контроля, либо отбирать образцы из готовых изделий с применением разрушающего метода. То есть приходим к выводу, что целесообразно применять разрушающий метод и прочность определять путем испытания образцов-кернов, выбуренных из бортовых камней. И действительно, практика показывает, что большинство производителей проводит контроль прочности бортовых камней по образцам, отобранным из готовых изделий. Однако с формальной точки зрения, если буквально понимать положения вышеприведенных пунктов ГОСТ 32962–2014 и ГОСТ 6665–91 такое решение может рассматриваться как ошибочное.
Еще раз подчеркнем, что практика доказала возможность применять положения ГОСТ 28570–2019 для контроля прочности бетона бортовых камней, но по неизвестной причине разработчики стандартов не желают закреплять фактическое сложившееся состояние в стандартах. Такое «инерционное» мышление приводит к неоднозначности трактовок требований стандартов, нарушению принципа воспроизводимости результатов. В чем это выражается, поясним. Если производители осуществляют статистический контроль прочности бетона по кернам на заводе, то то же следует требовать и от строителей при реализации входного контроля. Однако, еще раз подчеркнем, представители строительного контроля не всегда могут однозначно трактовать положения стандартов, но и при принятии решения об отборе образцов из готовых изделий возникает еще одна проблема: как отбирать (вдоль бортового камня, сверху или сбоку). Если для ячеистых бетонов в ГОСТ 10180–2012 приведены однозначные схемы выбуривания образцов, то для бортовых камней таких пояснений нет, соответственно, эти особенности также должны быть подвергнуты стандартизации, но пока, к большому сожалению, ни профессиональное сообщество, ни члены технических комитетов не заинтересованы проводить работу по формированию однозначных требований, закрепляемых стандартами.
Литература:
- Староверов В. Д., Аубакирова И.У История развития стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия: учеб. пособие. СПб: СПбГАСУ, 2012.
- Барыкин А. Н., Икрянников В. О. Современные проблемы стандартизации в технических регламентах РФ // Стандарты и качество. 2020. № 3. С.34–37.