Управление интеллектуальным потенциалом сотрудников организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 28.06.2020

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Рамазан, Рахат Фархатулы. Управление интеллектуальным потенциалом сотрудников организации / Рахат Фархатулы Рамазан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72041/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время для развития отечественной инновационной экономики требуется разработка управленческих инструментов, опирающихся на понимание организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом с учетом новых условий, влияющих на этот процесс. Вместе с тем, данная задача до сих пор не может считаться решенной. Существующие исследования в области данной проблемы часто имеют ограниченный, фрагментарный характер. Спорным остается вопрос о сущности и структуре интеллектуального капитала в период цифровизации; такое положение дел влечет за собой отсутствие единства исследователей по поводу подходов и методов оценки составляющих частей интеллектуального капитала, а, следовательно, и инструментов его наращивания, и реализации. Поэтому тема настоящей статьи является актуальной.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, управление персоналом, развитие организации, инновационное развитие.

К 2025 году 97 % российских домохозяйств должны иметь широкополосный доступ в интернет (100 МБит/с), и во всех городах с населением от 1 млн человек будут развернуты сети мобильной связи 5G. Планируется также, что до 2025 года в России появятся десять предприятий в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики, а вузы будут выпускать более 120 тысяч человек в год по особо востребованным специальностям [3]. Таким образом, можно с уверенностью говорить о планируемых государством серьезных предпосылках, которые создают благоприятную внешнюю среду для зарождения, а затем и возможного скачка в развитии цифровых технологий в организациях.

Основные принципы государственной политики в области цифровизации экономики состоят в «предоставлении возможности научным коллективам и организациям, другим участникам исследований и разработок выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских, технологических задач при одновременном повышении их ответственности за результативность своей деятельности и значимость полученных результатов для развития национальной экономики» [1].

В настоящее время, на инновационных предприятиях РФ, при росте среднесписочной численности работников, занятых исследованиями и разработками, резко сокращается численность молодых ученых. При постоянном росте заработной платы причина текучести вряд ли является экономической. Цифры говорят, что уходит в основном молодежь. В научном коллективе одной из причин может быть межпоколенный конфликт, основанный на слабой совместимости ценностей и институциональных ловушках, основанных на сложившихся традициях, который разворачивается в ситуации организационных изменений.

Для научно-производственных организаций, особенностью которых является то, что в их деятельности бывает, как правило, представлен производственный цикл создаваемой продукции, являющейся результатом использования интеллектуального капитала предприятия, жизненно важным оказывается вопрос создания системы управления интеллектуальным потенциалом. О необходимости системного подхода к управлению интеллектуальным потенциалом мы находим множество исследований, строящихся на утверждении, что любая организация и внешняя среда являются взаимодействующими системами. Их характеристики, а также характер взаимодействия могут существенно влиять на интеллектуальный капитал организации. Так, наличие сильных конкурентов во внешней среде или отсутствие необходимых условий для функционирования интеллектуального капитала внутри организационной системы могут способствовать его оттоку из организации. Сложность внешней и внутренней систем увеличивается, если речь идет о трансформациях как внешней среды, так и элементов организационного интеллектуального капитала в процессе цифровизации. Исходя из этого, управление интеллектуальным потенциалом также должно иметь системный характер, причем элементов в системе управления ИК должно быть столько, сколько структурных элементов содержит ИК или сколько исследователь видит задач в области интеллектуального капитала, среди которых часто упоминаются формирование, защита, накопление и использование интеллектуального капитала [4].

«Под организационно-экономическим механизмом управления интеллектуальным потенциалом организации в процессе перехода к деятельности на базе цифровых технологий мы будем понимать» совокупность подходов, методов, инструментов, пригодных для воздействия на объект (ИК) для достижения поставленных целей и решения задач в рамках определенной системы ценностей и социальных институтов и социально-экономической ситуации [2].

Таблица 1

Основные механизмы управления ИК

Основные механизмы управления ИК

Организационный капитал

Человеческий капитал

Социальный капитал

Потребительский капитал

Подходы

Теория интеллектуального капитала (экономически обоснованные инвестиции во все виды интеллектуального капитала)

Структурно-функциональный и проектный подходы

Понимание персонала как ресурс, капитал организации

Подход с позиции экономики доверия

Подход основан на измерении показателей, характеризующих имеющихся и потенциальных клиентов с точки зрения полезности для организации

Методы

Разработки технологий управления и нормативно- правовой регламентирующей документации

Формирование условий для инновационного поведения персонала: методы анализа рабочих мест и обоснованного отбора персонала, адаптации, социализации, мотивации и оценки персонала; обучения и развития персонала; урегулирования конфликтов, аутплейсмента

Формирование доверия, лояльности, вовлеченности, командности, сетевой коммуникативной компетентности, групповой и индивидуальной ответственности, нетворкинга

Исследовательские и статистические методы: опросы клиентов, анализ статистики продаж, наблюдение за поведением клиентов

Инструменты

Система обратной связи в сетевой структуре управления

Элементы качества трудовой жизни: социально-психологический климат коллектива, справедливая оплата

труда, признание администрации лидерами, благоприятные условия труда.

Внутренние и внешние социальные сети, приспособленные для деловых коммуникаций

Скидки, бонусы, качество товара, дизайн товара, ассортимент, подарки, цена, индивидуализация товара, сервис, реклама, мероприятия для клиентов, прямой маркетинг, дружелюбие персонала, управление рекламациями

Организационно-экономический механизм управления интеллектуальным потенциалом функционирует в процессе решения задач, способствующих достижению цели: наращиванию и вовлечению интеллектуального капитала в процессы организации в ситуации цифровизации. Актуально использовать приведенные схемы решения управленческих задач для работы с интеллектуальным потенциалом, структура которого соответствует социально-экономической ситуации (в нашем случае речь идет о смене научно -технического уклада).

Объект управления системы — интеллектуальный капитал, представленный четырьмя структурными компонентами: организационным, человеческим, социальным и потребительским капиталами. Цель управляющей системы: принятие тех или иных управленческих решений на основе поступающей из внешней и внутренней среды информации. Идея цифровизации заключается в создании внешних и внутренних сетей, которые позволяли бы, вписываясь во внешние сети, получать максимальные объемы информации с максимальной скоростью, а также анализировать ее, создавая базы данных и подготавливая основу для принятия решений [5].

Для функционирования системы управления интеллектуальным потенциалом необходимы следующие информационные каналы: командный (целевое управляющее воздействие, контрольные параметры), обратная связь (характеристика объекта управления и его ответы на управляющие воздействия), а также каналы связи со всеми необходимыми элементами внешней среды.

В зависимости от политических и макроэкономических условий научно-производственная организация будет играть определенную роль в реализации государственных целей в области социально-экономического развития страны. От этого фактора зависят прогнозы объема государственной, финансовой, организационной и правовой поддержки внедряющих цифровые технологии организации. При поддержке на определенном уровне показателей технологического роста организации получат возможность быстрого развития и освоения необходимых цифровых технологий, что сократит производственный цикл и снизит себестоимость продукции.

Информация о состоянии международных и российских финансовых, товарных рынков и рынков труда позволит сделать прогнозы относительно того, какими в ближайшее или более отдаленное время могут быть запросы потребителей интеллектуального продукта, и может ли из внешней среды быть получен тот необходимый ресурс (финансовый, сырьевой, человеческий), который необходим для ответа на эти запросы. Являясь элементом общей системы управления, система управления ИК получает от нее информацию о состоянии предприятия (его ресурсах, потребностях, результатах работы, характеристиках производственного цикла) и о том, какие задачи в сфере интеллектуального капитала должны быть решены.

Как уже говорилось выше, необходимыми условиями для обеспечения процесса внедрения средств развития интеллектуального капитала организации, является рыночно-адхократическая корпоративная культура, а также система управления, построенная на глубоком понимании того, что изменения -процесс постоянный, отличие только в том, какие параметры системы и с какой скоростью изменяются [6].

Поскольку интеллектуальный капитал является основным ресурсом организации, отличающим ее от других организаций, его нет необходимости формировать с нуля. Поэтому одна из основных задач управления интеллектуальным потенциалом организации — его наращивание.

Важный вопрос стратегии и целей организации: какой именно структурный компонент ИК наращивать в настоящий момент и когда следует приостановить этот процесс и организовать вовлечение ИК в процессы организации.

Так, при значительном объеме произведенного интеллектуального продукта (научных разработок, технологий, вещественных продуктов) его необходимо с помощью маркетинговых (клиентских, на основе потребительского капитала) технологий вывести их на рынок. В противном случае продукт устареет, потребует утилизации или обесценится усилиями конкурентов. Для принятия таких решений необходима информация из внешней среды (в первую очередь о состоянии правовой и рыночной ее составляющих), а также способы ее анализа.

Литература:

  1. Заручникова, Н.О., Глухов, В. В. Система управления интеллектуальным потенциалом научно-производственных организаций и кластеров в условиях цифровой трансформации экономики / Н. О. Заручникова, В. В. Глухов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 12. Выпуск № 6 — Санкт-Петербург: Изд-во ФГАОУ ВО «СПбПУ», 2019. — Т. 12. № 6 — С. 60–74.
  2. Козлов А. В., Гаргалык В. Д., Здольникова С. В. Организационно-экономический механизм правления инновационным потенциалом в системе стратегического менеджмента промышленного кластера. — В книге «Цифровая экономика и сквозные технологии: теория и практика» под ред. А. В. Бабкина. СПб. — 2019.- С. 250–267.
  3. Марарица, М. В. Нертворкинг: определение феномена и методы измерения / Петербургский психологический журнал. — № 9. — 2014. — С. 2–26.
  4. Петреня, Ю. К. Механизмы развития и стимулирования персонала, интенсифицирующие инновационную деятельность / Ю. К. Петреня, В. В. Глухов, П. С. Шилин // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2017. № 1 (23).- С. 36.
  5. Харламова Т. Л. Инновационная система образования и развитие человеческого капитала. Российский экономический интернет-журнал. — 2019. № 1.- С. 74.
  6. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев, Р. В. Хруцкий. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Юрайт», -2019. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, внешняя среда, организационно-экономический механизм управления, потребительский капитал, производственный цикл, система управления, интеллектуальный капитал организации, обратная связь, социально-экономическая ситуация.


Похожие статьи

Оценка интеллектуального капитала предприятия

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с

Организационный (структурный) капитал — та часть интеллектуального капитала, которая

Организационный капитал — это организационные возможности фирмы ответить на...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности...

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

С социологической точки зрения, отношенческий капитал включает в себя все внешние связи как «социальный капитал» (Subramanian и Youndt , 2005).

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал

Интеллектуальный капитал - это совокупность сумм знаний всех работников компании

Внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры...

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ / Зульфугар Ибрагим Ибрагимли.

На современном этапе развития человечества экономическая наука все больше проникает в те сферы общественной жизни, которые традиционно считались объектом...

Интеллектуальный капитал и его роль в высшей школе

В современных экономических условиях интеллектуальный капитал относят к категории ценного ресурса постиндустриального общества, что и обусловило возрастающую роль интеллектуального капитала в высоких темпах экономического развития и...

Особенности и инструменты развития интеллектуального...

Особенности и инструменты развития интеллектуального капитала в органах местного самоуправления.

Поэтому карьерный рост, механизмы мотивации, повышение квалификации – находятся за

Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации.

Интеллектуальный капитал как фактор обеспечения...

Экономические категории "человеческий капитал" и "интеллектуальный капитал" основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, поэтому часто в экономической литературе эти понятия идентифицируются одинаково.

Социально-экономическое содержание категории «капитал»

Социальный капитал – это знания, которые передаются и развиваются через

Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация в целом, а

Поскольку организационный капитал формируют люди и он принадлежит компании, то его...

Мотивация персонала как инструмент эффективного управления...

Задача управления интеллектуальным капиталом заключается в создании таких условий, при которых сотрудник будет готов делиться

Эффективное управление интеллектуальным капиталом достаточно широкая тема. В рамках этой статьи мы предлагаем рассмотреть...

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ.

Таким образом, интеллектуальный капитал и система непрерывного образования имеет стратегическое значение для современного предприятия.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

Похожие статьи

Оценка интеллектуального капитала предприятия

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с

Организационный (структурный) капитал — та часть интеллектуального капитала, которая

Организационный капитал — это организационные возможности фирмы ответить на...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности...

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

С социологической точки зрения, отношенческий капитал включает в себя все внешние связи как «социальный капитал» (Subramanian и Youndt , 2005).

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал

Интеллектуальный капитал - это совокупность сумм знаний всех работников компании

Внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры...

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ / Зульфугар Ибрагим Ибрагимли.

На современном этапе развития человечества экономическая наука все больше проникает в те сферы общественной жизни, которые традиционно считались объектом...

Интеллектуальный капитал и его роль в высшей школе

В современных экономических условиях интеллектуальный капитал относят к категории ценного ресурса постиндустриального общества, что и обусловило возрастающую роль интеллектуального капитала в высоких темпах экономического развития и...

Особенности и инструменты развития интеллектуального...

Особенности и инструменты развития интеллектуального капитала в органах местного самоуправления.

Поэтому карьерный рост, механизмы мотивации, повышение квалификации – находятся за

Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации.

Интеллектуальный капитал как фактор обеспечения...

Экономические категории "человеческий капитал" и "интеллектуальный капитал" основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, поэтому часто в экономической литературе эти понятия идентифицируются одинаково.

Социально-экономическое содержание категории «капитал»

Социальный капитал – это знания, которые передаются и развиваются через

Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация в целом, а

Поскольку организационный капитал формируют люди и он принадлежит компании, то его...

Мотивация персонала как инструмент эффективного управления...

Задача управления интеллектуальным капиталом заключается в создании таких условий, при которых сотрудник будет готов делиться

Эффективное управление интеллектуальным капиталом достаточно широкая тема. В рамках этой статьи мы предлагаем рассмотреть...

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ.

Таким образом, интеллектуальный капитал и система непрерывного образования имеет стратегическое значение для современного предприятия.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

Задать вопрос