О некоторых тенденциях коррупциогенной ситуации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 25.06.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Маткаримова, Д. К. О некоторых тенденциях коррупциогенной ситуации в России / Д. К. Маткаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72021/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье автором анализируются причины и следствия изменения коррупциогенной ситуации в России.

Ключевые слова: коррупция, социальная природа преступности, коррупциогенные факторы, рыночная коррупция, сетевая коррупция

Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации была объявлена приоритетной одновременно с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. [1] Однако несмотря на принимаемые меры, коррупция была и остается фактором, волнующим российских граждан. Такое положение дел подрывает доверие общества к органам публичной власти, является причиной социальной напряженности.

Поскольку коррупция в российском обществе носит системный характер, для ее преодоления требуется искоренение обстоятельств, подталкивающих на совершение правонарушений данной категории. Ужесточение уголовно-правовой политики в рассматриваемой области, хотя и обладает положительным результатом, не может играть роль единственного средства борьбы с коррупцией.

Выработкой универсальных критериев для оценки предрасположенности общества к преступности в целом, и к проявлениям коррупции в частности, были озадачены философы Аристотель, а также его учитель Платон (320–350 лет до н. э.).

Аристотель, в комплексе причин преступлений выделял такие явления общественной жизни, как бедность населения, подталкивающая многих на совершение разного рода корыстных посягательств; расслоение людей по уровню социальной обеспеченности, материального достатка и необоснованная привилегированность одних за счет других. В том же ряду причин преступности важное место отводилось политическому бесправию населения. Аристотель считал, что величайшие преступления совершаются в силу стремления к избытку, а не ради удовлетворения самых насущных, жизненно необходимых потребностей. Отрицая наличие прирожденных черт преступника, он полагал, что для устранения причин преступности необходимы справедливое государственное устройство, стабильность законов, возвышение (главенство) их над деятельностью должностных лиц, противодействие коррупции, активность населения в борьбе с преступлениями, развитие экономики.

Сходные идеи относительно социальной природы преступности высказывал и Платон. По его мнению, основной ее причиной являются междоусобие и противоречия между бедными и богатыми. В связи с этим он даже обращался к законодателю с предложением установить пропорциональные пределы бедности и богатства, что, на его взгляд, могло восстановить мир и спокойствие среди населения, предотвратить нарушение законов. Обладая правом законодательных предписаний, Платон предложил законодателю действовать профилактически, опережать возможные негативные события, и с этой целью принимать законы, угрожающие наказанием и препятствующие их нарушению. [2, с. 162]

Указанные выводы были частично закреплены в Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции и имплементированы в российскую правовую систему. Так, принципы противодействия коррупции, установленные статей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», имеют под собой твердый философский фундамент. Однако, для действенного противодействия коррупции недостаточно формального провозглашения новой антикоррупционной политики.

Факторами, обуславливающими уровень коррупции в современном российском обществе, являются:

1) Состояние социального (общественного) контроля.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [3] устанавливает в качестве антикоррупционного принципа публичность и открытость органов власти. С целью создания механизма реализации данного принципа была запущена единая информационная система в сфере закупок. Для общественного контроля стали доступны планы и план-графики закупок, разрабатываемые в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. С помощью инструментов сервиса обеспечивается невозможность размещения уведомления о проведении электронных аукционов без связи с конкретной позицией план-графика. Заинтересованные лица получили возможность заблаговременной подготовки к участию в закупках, а также возможность обжалования незаконно установленных ограничений (требований) до момента начала подачи заявок.

Так, например, администрацией муниципального района в целях осуществления программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Удорский» в 2013–2018 годах» было запланировано [4] приобретение 10 квартир. Однако, в позициях план-графика содержались сведения о установленном ограничении — приобретение квартир допускалось исключительно у застройщиков. С учетом того, что на территории населенного пункта, в котором должны располагаться объекты закупки, действовал лишь один застройщик, ограничения создавали ему преимущественное положение. Кроме того, планируемая цена закупки в 2–3 раза превышала обычно устанавливаемую цену на аналогичные объекты. В связи с этим, за неделю до публикации уведомления о подаче заявок на сайте единой информационной системы в сфере закупок, индивидуальным предпринимателем в территориальный орган ФАС России была подана жалоба. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо администрации района было привлечено к административной ответственности, а незаконно установленные ограничения устранены.

Таким образом, переход к проведению государственных (муниципальных) закупок в электронной форме позволил внести прозрачность в процесс расходования бюджетных средств. Общественный контроль осложнен при проведении закупок у единственного поставщика и при удовлетворении засекреченных государственных нужд. Органы прокуратуры и федеральной антимонопольной службы ориентированы на проверку обоснованности применения закрытых способов определения поставщика.

Предпринятые меры способствовали переходу коррупционных правонарушений к сетевой модели.

2) Переход от рыночной коррупции к сетевой;

Под рыночной коррупцией понимается явление, выражающееся в неправомерном использовании чиновником своего положения в личных целях, в тех случаях, когда выгодоприобретателем может являться лицо из случайного круга.

Сетевая коррупция характеризуется ограниченным кругом лиц, допущенных к получению коррупционных услуг. Для вступления должностного лица в коррупционные отношения при такой модели, заинтересованные лица должны иметь неформальную рекомендацию или состоять в родственных, дружеских или партнерских отношениях с чиновником. При этом коррупционные услуги могут оказываться не только с целью получения материальной выгоды. Такая модель коррупции отличается устойчивостью к ужесточению уголовной политики, повышенной латентностью.

Причинами перехода к сетевой коррупции мы считаем:

1) Реализация мер по борьбе с коррупцией и установление публичности при государственных заказах повысило риск наступления негативных уголовно-правовых последствий до неприемлемого для потенциального коррупционера. В таких условиях недобросовестные чиновники предпочитают длительное сотрудничество с лично знакомыми руководителями коммерческих предприятий.

2) Сращивание государственного аппарата с бизнес-стуктурами.

Прокурорская практика свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями в области непринятия мер к урегулированию конфликта интересов являются [5, с. 19]:

− участие в деятельности закупочных комиссий служащих, заинтересованных в вопросе выбора победителя;

− осуществление функций государственного управления аффилированными организациями.

Помимо этого, федеральная антимонопольная служба [6] отмечает тенденцию на установление «госкапитализма» в российской экономике. Во многих потенциально конкурентных сферах частный бизнес отсутствует или недостаточен. Органы власти продолжают создавать условия ограничивающие конкуренцию, так, за период 01.01.2016–01.01.2019 было возбуждено 3636 антимонопольных дел и выдано 8863 предупреждения.

В подобных условиях коррупционные отношения мимикрируют под правомерное исполнение служащим своих обязанностей. Коррупционеры, не принимая формализованных решений в пользу выгодоприобретателей, создают для них преимущественные условия (преимущественный доступ к информации, установление характеристик объектов закупок под возможности конкретного поставщика и т. п.)

Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Собрание законодательства РФ. 2006. N 26. ст. 2780
  2. Криминология. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / П. В. Агапов [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 303 с.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6228; 2019. N 30. ст. 4153
  4. План закупок администрации МР «Удорский» от 20.07.2018 г. N201801073000027002 [Электронный ресурс] URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
  5. Предупреждение конфликта интересов на государственной службе средствами прокурорского надзора: пособие / А. Д. Ильяков, Е. В. Семенова, Е. А. Орлова; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2016. — 68 с.
  6. Доклад состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru /documents/685117#_Toc10132539 (Дата обращения: 09.12.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): сетевая коррупция, рыночная коррупция, коррупция, сфера закупок, позиция план-графика, социальная природа преступности, федеральная антимонопольная служба, муниципальный район, единая информационная система.


Ключевые слова

коррупция, коррупциогенные факторы, социальная природа преступности, рыночная коррупция, сетевая коррупция

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Прямому расхищению бюджетных средств содействует коррупция в системе государственных и муниципальных закупок. Коррупция в сфере государственных закупок — одна из самых острых социальных проблем, стоящих перед правительствами, поскольку подрывает...

Коррупционная составляющая государственных закупок

Ключевые слова: коррупция, государственные закупки, конкурсы, аукционы, котировки, торги, конкуренция. В России показатели государственных закупок достигают 20 % ВВП [12]. Таким образом, исследование тендерной деятельности в сфере госзакупок имеет ярко выраженную...

Коррупционные риски в сфере государственных закупок

Однако коррупция, имеющая свойства проникать во все правоотношения, самым негативным образом

или имеющих стратегическое значение для государства, которой и является сфера закупок для

Система государственных закупок является сферой, в которой возникновение...

Причины возникновения коррупции в государственных закупках

Коррупция в системе государственных закупок, как и в любой другой сфере, связанной с реализацией властных полномочий, распределением или перераспределением материальных ресурсов или денежных средств, явление не новое и приводит к колоссальным потерям для...

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок. Ключевые слова: государственные закупки, Единая информационной система...

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки

Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России...

Способы реализации антикоррупционной политики...

В целях реализации Национального плана Противодействия коррупции на 2018–2020 годы, Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу проводятся следующие мероприятия. Приказом УФНС России по Ямало-Ненецкому...

Аналитический обзор судебной практики по преступлениям...

Проблема высокого уровня коррупции в правоохранительных органах в целом и в системе

Однако коррупция — это болезнь не только МВД или иных правоохранительных органов, это

Состояние преступности в России за январь — сентябрь 2019 г., Генеральная прокуратура...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции...

Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств.

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Прямому расхищению бюджетных средств содействует коррупция в системе государственных и муниципальных закупок. Коррупция в сфере государственных закупок — одна из самых острых социальных проблем, стоящих перед правительствами, поскольку подрывает...

Коррупционная составляющая государственных закупок

Ключевые слова: коррупция, государственные закупки, конкурсы, аукционы, котировки, торги, конкуренция. В России показатели государственных закупок достигают 20 % ВВП [12]. Таким образом, исследование тендерной деятельности в сфере госзакупок имеет ярко выраженную...

Коррупционные риски в сфере государственных закупок

Однако коррупция, имеющая свойства проникать во все правоотношения, самым негативным образом

или имеющих стратегическое значение для государства, которой и является сфера закупок для

Система государственных закупок является сферой, в которой возникновение...

Причины возникновения коррупции в государственных закупках

Коррупция в системе государственных закупок, как и в любой другой сфере, связанной с реализацией властных полномочий, распределением или перераспределением материальных ресурсов или денежных средств, явление не новое и приводит к колоссальным потерям для...

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок. Ключевые слова: государственные закупки, Единая информационной система...

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки

Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России...

Способы реализации антикоррупционной политики...

В целях реализации Национального плана Противодействия коррупции на 2018–2020 годы, Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу проводятся следующие мероприятия. Приказом УФНС России по Ямало-Ненецкому...

Аналитический обзор судебной практики по преступлениям...

Проблема высокого уровня коррупции в правоохранительных органах в целом и в системе

Однако коррупция — это болезнь не только МВД или иных правоохранительных органов, это

Состояние преступности в России за январь — сентябрь 2019 г., Генеральная прокуратура...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции...

Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств.

Задать вопрос