Зарубежный опыт повышения эффективности деятельности органов управления образованием как одно из направлений совершенствования их взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 23.06.2020

Статья просмотрена: 958 раз

Библиографическое описание:

Самохвалова, П. В. Зарубежный опыт повышения эффективности деятельности органов управления образованием как одно из направлений совершенствования их взаимодействия / П. В. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 297-298. — URL: https://moluch.ru/archive/315/72014/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящей статье проведен анализ регулирования деятельности органов управления в сфере образования зарубежных стран. Рассматриваются подходы к сравнению различных моделей управления, их особенности и оцениваются их характеристики. Определяются перспективы применения этих моделей и проблемы их реализации.

Ключевые слова: управление образованием, модели управления, зарубежный опыт управления образованием, оценка моделей управления.

Актуальность темы исследования обусловлена общепринятым мнением о том, что характер управления образованием в той или иной стране непосредственно связан с типом государственного устройства и зависит от того, является ли страна унитарным или федеративным государством. Важными критериями в оценке централизации или децентрализации управления образованием является то, на каком уровне принимаются управленческие решения, какими полномочиями и автономией обладают местные органы образования и учебные заведения, управляются ли они избираемыми или административно назначаемыми органами, участвует ли общественность в управлении.

Поиск особенностей, выявление специфики стран и регионов, анализ зарубежного опыта управления и распределения полномочий является необходимым в поиске наилучшей модели управления системой образования Российской Федерации.

В основу настоящего анализа были приняты работы следующих авторов: Новосёлова С.Ю, Беляков С. А., Игнатов В. Г., Цирульников А. М., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В.

Централизация в области управления присуща для следующих стран: Япония, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, где централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению культурной общности населения, усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу местной администрации, недооценивает значение региональной специфики. В противовес такой системе штаты в США, земли в ФРГ, графства в Англии, кантоны в Швейцарии, которые до сих пор обладают значительной автономией в области просвещения, присущая для них децентрализованная система открывает большой простор развитию местной инициативы, учитывает местные особенности. Под влиянием социально-экономических факторов эти две системы обнаруживают тенденцию к конвергенции.

Центральное правительство признаёт автономию местных органов власти, но и в то же время усиливает над ними определённый контроль. Важное значение на Западе придаётся конституционно-правовым гарантиям регионального управления и местного самоуправления. Сейчас происходит поиск новых путей управления системой образования с учётом особенностей и специфики стран и регионов. Несмотря на многообразие концепций к управлению образованием в зарубежных странах, многим из них присущи общие черты: децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчётности и ответственности пред обществом, движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. Что касается финансирования образования, то Европа ориентируется преимущественно на государственную форму финансирования высшей школы.

В настоящее время принцип разграничения на уровне федеральной конституции предметов ведения между федерацией и её субъектами соблюдается в большинстве зарубежных государств, однако его реализация имеет свои особенности в каждой стране. [2] Стабильность в решении такого важного вопроса, как разграничение предметов ведения между федерацией и её субъектами, может быть обеспечена лишь тогда, когда этот вопрос решается в самой конституции. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами в текущем законодательстве. Анализ современных процессов реализации государственной власти в федеративных государствах свидетельствует об использовании договора как правовой формы регулирования не только при учреждении или преобразовании федерации, но и в процессе текущего правового регулирования. Важнейшим принципом взаимоотношений федераций других стран и их субъектов во всех областях является установленное в федеральной конституции и подтверждённое в конституционных актах субъектов Федераций положение, закрепляющее приоритет общефедеральных интересов. При этом, несмотря на то, что управленческие функции центральных и местных органов строго разграничены, ряд одних и тех же вопросов (финансирование, контроль) могут находиться в компетенции тех и других органов управления, что объясняется единством системы образования в демократических государствах [3].

Изучение опыта развитых стран в области организации и управления образованием позволило выделить типичные государственно-общественные формы на каждом из уровней (центральный, региональный, местный), и увидеть связи этих форм с системой социальных интересов объектов и субъектов управления на каждом уровне и степенью подготовленности к осуществлению управленческих функций. Таким образом, был проанализирован опыт управления образованием некоторых зарубежных стран. Основной принцип управления системами образования в данных государствах — признание всеми органами государственной власти автономии образовательных учреждений уважение академических свобод. Несмотря на многообразие концепций к управлению образованием в зарубежных странах, многим из них присущи общие черты: децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчётности и ответственности пред обществом, движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. Законодательство зарубежных стран исходит из необходимости чёткого разделения полномочий в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления [4]. Так, общегосударственные органы власти наделяются там только полномочиями по определению общей политики в области образования, координации деятельности министерств и агентств, образованию региональных и местных органов образования. Кроме этого, они осуществляют финансовую поддержку государственного и частного сектора образования, а также частичный контроль за расходованием финансовых средств [5]. При этом, несмотря на то, что управленческие функции центральных и местных органов строго разграничены, ряд одних и тех же вопросов, например, финансирование, контролируются теми и другими органами управления. Это объясняется единством системы образования в демократических государствах.

На уровень субъектов РФ представляется возможным перенести административные, распределительные функции в отношении образовательных учреждений, а Министерство образования и науки РФ занималось бы принятием решений, затрагивающих общенациональные интересы, концентрируясь на решении стратегических задач развития образования в стране, чем будет достигаться большая эффективность управления и экономия финансовых средств.

Литература:

  1. Игнатов В. Г. Зарубежный опыт регионального управления и местного самоуправления — в российскую практику //Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации. Тезисы докладов и сообщений на международной конференции.- Апрель, 2002г.-С. 3;
  2. Ермакова А. С., Правовая организация взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления в сфере образования.- диссертация. -из фондов Российской государственной библиотеки.-2006г.-С. 140;
  3. Беляков Сергей Анатольевич Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-sovershenstvovaniya-upravleniya-obrazovaniem-osnovnye-modeli (дата обращения: 03.03.2020);
  4. Новоселова С. Ю., Кузнецов А. А., Цирульников А. М., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В. Приоритетные направления фундаментальных научных исследований в области управления образованием // Проблемы современного образования. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-fundamentalnyh-nauchnyh-issledovaniy-v-oblasti-upravleniya-obrazovaniem (дата обращения: 05.03.2020);
  5. Новоселова С. Ю. Научные основы управления образованием в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-upravleniya-obrazovaniem-v-menyayuschemsya-mire-razvitie-sovershenstvovanie-innovatsii (дата обращения: 05.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): управление образованием, система образования, финансирование образования, государственная власть, демократизация управления, зарубежный опыт управления, местное самоуправление, местный орган образования, одновременное усиление, рыночная модель организации.


Ключевые слова

управление образованием, модели управления, зарубежный опыт управления образованием, оценка моделей управления

Похожие статьи

Основные модели местного самоуправления

Континентальная модель местного самоуправления на данный момент распространена в франкоязычных

– сочетании государственного управления и местного самоуправления.

Местное самоуправлениеорганизация деятельности граждан, обеспечивающая...

Сравнительная характеристика российских и зарубежных...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским органам. Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в решении вопросов. Для США, где пользуется англосаксонской системой, характерна высшая степень...

Характеристика организационных моделей местного...

Организационная модель местного самоуправления представляет собой систему организации местной власти в муниципальном образовании. Данная система предполагает наличие разграничения полномочий органов местного самоуправления, механизм сдержек и...

Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов...

Муниципальные образования можно отнести к наиболее многочисленным элементам системы публично — правовых отношений Российской

Библиографическое описание: Уланова, Н. К. Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в...

Сравнительный анализ системы местного самоуправления...

Поскольку органы местного самоуправления в России не входят в систему. органов государственной власти, то местное самоуправление не может быть вписано в структуру разделения государственной власти и отнесено к одной из ее ветвей.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления [1]. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине ХIХ века французким...

Муниципальная система образования как объект управления...

Управление системой образования представляет собой системный процесс воздействия субъекта управления образованием на объекты

Система управления муниципальной собственностью в РФ. Органы местного самоуправления муниципального образования...

Англосаксонская модель государственного управления...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским органам самоуправления в

Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в

Вольность системы местного управления ограничена в известной степени.

Современные зарубежные модели местного самоуправления

Выделяя основные типы организации системы местного самоуправления, представляется возможным отметить два наиболее ярких примера: систему самоуправления США как пример англо-саксонской модели и французскую как пример континентально-европейской.

Похожие статьи

Основные модели местного самоуправления

Континентальная модель местного самоуправления на данный момент распространена в франкоязычных

– сочетании государственного управления и местного самоуправления.

Местное самоуправлениеорганизация деятельности граждан, обеспечивающая...

Сравнительная характеристика российских и зарубежных...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским органам. Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в решении вопросов. Для США, где пользуется англосаксонской системой, характерна высшая степень...

Характеристика организационных моделей местного...

Организационная модель местного самоуправления представляет собой систему организации местной власти в муниципальном образовании. Данная система предполагает наличие разграничения полномочий органов местного самоуправления, механизм сдержек и...

Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов...

Муниципальные образования можно отнести к наиболее многочисленным элементам системы публично — правовых отношений Российской

Библиографическое описание: Уланова, Н. К. Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов в зарубежной практике и в...

Сравнительный анализ системы местного самоуправления...

Поскольку органы местного самоуправления в России не входят в систему. органов государственной власти, то местное самоуправление не может быть вписано в структуру разделения государственной власти и отнесено к одной из ее ветвей.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления [1]. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине ХIХ века французким...

Муниципальная система образования как объект управления...

Управление системой образования представляет собой системный процесс воздействия субъекта управления образованием на объекты

Система управления муниципальной собственностью в РФ. Органы местного самоуправления муниципального образования...

Англосаксонская модель государственного управления...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским органам самоуправления в

Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в

Вольность системы местного управления ограничена в известной степени.

Современные зарубежные модели местного самоуправления

Выделяя основные типы организации системы местного самоуправления, представляется возможным отметить два наиболее ярких примера: систему самоуправления США как пример англо-саксонской модели и французскую как пример континентально-европейской.

Задать вопрос