Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 798 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, Л. А. Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой / Л. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/315/72012/ (дата обращения: 25.04.2024).



Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Наблюдая за детьми своей группы, я отметила, что многие испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умели по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стеснялись ответить соответствующим образом, если к ним обращался кто-либо. Они также не могли поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выразить свою симпатию, поэтому часто конфликтовали или замыкались в одиночестве, что в конечном итоге затрудняло бы их дальнейшую социализацию в обществе.

Мои наблюдения заставили меня в очередной раз убедиться, что прогулка, наблюдения за живой и неживой природой точно так же, как игра раскрепощают и увлекают детей. Они начинают отмечать все, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Природа, сама по себе неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своими разнообразными красками, динамичностью, она привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Восторг от ярких красок распустившейся природы, надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, что создает прочную основу для дальнейшего ее познания.

Целью моей работы с детьми для развития коммуникативных навыков, стало систематическое приобщение моих воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается и крепнет наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Я старалась максимально приблизить детей к природе, научить понимать и любить ее, воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. В начале года составила перспективный план в который включила следующие разделы: «Мы живем на Кубани», «Красная книга Кубани», «Лекарственные растения Кубани», «Мы друзья природы». В своей работе, я использую разнообразные формы и приемы по обогащению словаря на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии. Я применяю различные методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический. Для того,чтобы дети учились размышлять, анализировать, делать выводы, стараюсь задать тот или иной вопрос подходящий для данной ситуации. Например, как вы думаете? Кто думает по- другому?

С ребятами своей группы, мы часто посещаем Эколого-биологический центр. Уже первое посещение дало свои результаты. У детей появились общие темы для разговора. Они стали делиться впечатлениями, обсуждать симпатии к тому или иному животному, их внешний вид, повадки, поведение, чем они питаются. Во время прогулки, мы подкармливаем птиц, наблюдаем за их повадками. Ребята с удовольствием приносят корм из дома за ранее обсуждая и договариваясь кто что принесёт, решают сообща, чем будут кормить птиц, кто сегодня прилетал и еще прилетит к кормушке. Был такой случай, моя напарница, по дороге на работу подобрала замёрзшего воробья и принесла в группу. Птицу обогрели и потом отпустили, а вот впечатлений, разговоров и рассказов хватило на несколько дней. Дети фантазировали что видели знакомого воробья рядом с детским садом, что именно он прилетал к ним домой, а одна моя воспитанница, уговорила папу сделать для нашего воробья кормушку. Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых.

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой, делает их жизнь эмоционально богаче. Большую роль в развитии детей играет работа в уголке природы, где собраны растения соответственно возрасту. Ухаживая и наблюдая за растениями в уголке природы, мои воспитанники учатся доброте, терпению, трудолюбию, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков.

В нашей группе регулярно проводятся разнообразные творческие дни. Один из дней называется «Мы – друзья природы». В этот день, мы приглашаем в сад родителей, которые вместе со своими детьми участвуют в разнообразных играх, занятиях-путешествиях, драматизациях, экскурсиях. Эти мероприятия направлены на то, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Общие увлечения и заботы способствуют поддержанию дружеских взаимоотношений в коллективе, а так же развивают речь детей. Я всегда стараюсь привлекать родителей в жизнь нашего коллектива. В беседах с ними, советую обращать внимание их детей, на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Таким образом, во время наблюдений, когда они идут в детский сад или возвращаются домой, всегда можно увидеть что-то интересное, что расширяет кругозор детей, развивает речь.

При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Уже сегодня дети стали обмениваться представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они научатся совместному планированию, научатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов. Обычно труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь- то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, я помогаю ребятам договориться и распределить фронт работы, учу уступать друг другу и помогать, предотвращаю возникновение конфликтов и разногласий. Способствую проявлению заботы, дружбы, подсказываю, как надо поступить. По окончанию работы обязательно подчеркиваю, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.

Моим ребятам очень нравится участвовать в занятиях-экспериментах. Мы часто проводим несложные опыты на прогулках или в уголке природы, которые способствуют развитию наблюдательности и заботливого отношения к природе. Недалеко от нашего детского сада, растет березовая роща, которая является излюбленным местом посещения наших ребят. Я учу детей понимать и любить природу родного края. Дети замечают и интересуются всем: веселым щебетанием птиц, маленькими трудолюбивыми муравьями, спешащими в свой муравейник. Роща привлекает внимание детей яркостью красок, запахами, звуками. С каждым новым посещением, дети открывают для себя новый мир.

Вместе с детьми, мы восхищаемся и любуемся поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Заготавливаем природный материал для поделок. Таким образом создаются предпосылки для развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Наблюдая за животным и растительным миром, разнообразными природными явлениями, дети становятся более внимательными, наблюдательными, общительными, они начинают обмениваться информацией, что способствует развитию связной речи.

Коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше. Умение вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка дошкольного возраста ещё пока недостаточно развито, а игры помогают справится с застенчивостью, придают уверенности в себе и способствуют тесному общению. Дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми, направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. В ходе игры обращаю внимание детей на то, как важно уметь договариваться, слушать и слышать друг друга.

Совместные коммуникативные игры, с экологической направленностью, в которых дети действуют одновременно и одинаково наиболее эффективны. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что конечно же благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Поваляева М. А., Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд-во ГНОМ и Д, 2006 г.
  2. Котова Е. В. В мире друзей. Творческий центр «Сфера». М., 2007 г.
  3. Рыжова Н. А. Наш дом-природа. /Ребенок в детском саду. 2009 г.
  4. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника /Сфера, 2012 г.
  5. Шипицына Л. М. Основы коммуникации. Спб., «Образование» 1995 г.
  6. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Изд-во Аркти М., 2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, уголок природы, детский сад, природа, ребята, внимание детей, дошкольный возраст, друг, друг друга, связная речь.


Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, уголок, детский сад, работа

В уголке природы ухоженные растения по возрасту. Речевая развивающая среда — это

дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, речевое...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного

При развитии речи в процессе пребывания детей в детском саду необходимо привить

Обратить внимание на то, что наша страна большая и красивая. Мы любим и гордимся своей...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной... ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов.

Автор выделяет два вида связной речи: диалогическую и монологическую. Специалист по воспитанию детей раннего возраста А. Арушанова, отмечает три этапа...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни

Основные термины (генерируются автоматически): осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста... Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Создание условий для развития речи детей на примере...

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и

Развитие речи является процессом многоаспектным по своей природе.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

Шмидтгаль Г. В. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ... Детский сад – первое звено в...

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, уголок, детский сад, работа

В уголке природы ухоженные растения по возрасту. Речевая развивающая среда — это

дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, речевое...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного

При развитии речи в процессе пребывания детей в детском саду необходимо привить

Обратить внимание на то, что наша страна большая и красивая. Мы любим и гордимся своей...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной... ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов.

Автор выделяет два вида связной речи: диалогическую и монологическую. Специалист по воспитанию детей раннего возраста А. Арушанова, отмечает три этапа...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни

Основные термины (генерируются автоматически): осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста... Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Создание условий для развития речи детей на примере...

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и

Развитие речи является процессом многоаспектным по своей природе.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

Шмидтгаль Г. В. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ... Детский сад – первое звено в...

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного...

Формирование нравственных отношений к природе у детей...

В статье описан опыт работы, где предложен вариант по созданию условий по формированию нравственных отношений к природе у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Задать вопрос