Феномен джадидизма в духовной и культурной жизни Туркестана в период царизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.06.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Муртазаев, Д. Б. Феномен джадидизма в духовной и культурной жизни Туркестана в период царизма / Д. Б. Муртазаев, У. М. Утамурадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/315/72001/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье рассмотрена история духовной жизни Туркестана в конце XIX и начале XХ века. А также роль джадидов в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни края .

В конце XIX и начало XХ века в Туркестане произошли важные исторические повороты. С одной стороны, шел процесс усиления социального и колониального гнета, грабеж национальных богатств края, полное превращение его в сырьевой придаток царской России, с другой стороны, — начинается зарождение капиталистического способа производства, формирование национальной буржуазии и рабочего класса, духовное пробуждение нации. Особую роль играет в этом процессе появление движении джадидов.

Историк Д.Алимова утверждает, что это движение в Средней Азии можно расценивать как одну из ветвей и разновидностей реформаторского движения национально-прогрессивной интеллигенции, возникшей и развивавшейся во многих странах Востока в XIX — начале XX вв. Сам термин «джадид» возник из понятия «усули-джадид» [«новый метод»], в который включались и новые методы обучения, по европейским образцам. [1]

Государство, по мнению многих джадидов, создано не для удовлетворения интересов группы людей, а для народа, и лидеры его должны заботиться о благосостоянии страны и общества. Еще одна его позиция стала основой джадидского учения: брать пример с прогрессивных стран, независимо от религиозной и национальной принадлежности их народов.

Движение джадидов, по своей исторической значимости весьма прогрессивное явление для среднеазиатских народов, охватывало весь край. Основателими и активными участниками среднеазиатского джадидизма были — М.Бехбуди, Абдурашидханов, С.Айни, А.Фитрат, А.Мунзим, Тавалло, С.Аджзи, А.Хамди, М.Бурханов, М.Хаким, А.Мухитдинов, А.Шакури, А. Авлони, С.Васли, Ф.Ходжаев, Х.Мехри, К.Пулатов и многие другие, составившие костяк местной национальной интеллигенции, целиком и полностью отдавали свой жизненный опыт делу налаживания образования, внесли огромный вклад росту национального самосознания и духовного пробуждения народов Средней Азии.

Надо отметить, что движение развивался постепенно. Спустя два десятилетия джадиды осознали, что для преодоления экономического и культурного застоя нужны политические перемены. В целях реформирования системы образования, джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» [«джадидскими»].

В Средней Азии в 90 — х г. в Ферганской долине появились первые новометодные школы, эти школы под влиянием современности подвергались реформам. После 1905 г. возросло число джадиских школ, открывавшихся не баями, а самими учителями — новометодниками. В числе таких учителей были Х.Хакимзаде и А.Авлоний. Педагогика джадидских школ ставила задачи: дать юному поколению знания, нужные в современной жизни и применять формы обучения более современные, чем в старых мусульманских школах. В джадиских школах появились географические карты, глобусы и другие наглядные пособия; ученики сидели на партах, отменялись телесные наказания и др.

По инициативе джадидов в Туркестане были опубликованы следующие публикации. 1906 году «Тарақиёт» и «Хуршид», 1907–1908 гг. «Шуҳрат» [Мунаввар Қори], 1907 году газета «Тужжор» [Сеидазимбой], 1913 году «Осиё», «Самарқанд», 1914 году «Садои Туркистон» и «Садои Фарғона», 1913–1915 гг. «Ойна», «Эл Байроғи» и «Турон», 1915–1918 гг. «Ал — Ислох», 1917 году «Кенгаш» и «Юрт» и т. д.

Джадидами были изданы различные учебные пособия. В частности, А.Шакури опубликовал такие книги, как «Рахномаи Санат» [Наставление детям], «Хавоиджи диния» [Знания по религии], «Джамуль ҳикоят» [Сборник рассказов]. Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадидов Абдулла Авлони был автором учебников «Адабиет» [Литература], «Биринчи муаллим» [Первый учитель]. Этот учебник, изданный в 1912 г. в Ташкенте, предназначался для джадидских джадиских школ и выдержал пять переизданий. Старая система образования сохранялась вплоть до 1917 г.

Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России, в частности в Туркестане. Здесь джадидские школы стали появляться уже в 90 — х г. XIX века. Одни из них был открыт татарским лидером И.Гаспринским на средства купца Хусаинова в 1893 г. в Самарканде. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение.

Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения. В одном из отчетов того времени приводятся такие данные: «вообще среди сартов (узбеков) неграмотных меньше, чем в русском населении», а многочисленность местных мактабов такова что «показывает заинтересованность населения в школьном деле».

Приоритетной целью прогрессистов было формирование демократического общества, где должны были быть предоставлены и конституционно гарантированы демократические права и свободы. [2]

Один из знатных джадидов А.Дониш который написал в конце XIX века: «Сейчас путь вражды и распрей с русскими закрыт, теперь по необходимости надо установить порядок, сочетающий узбекский и русский [элементы]. А потом, если понадобится, будет открытое столкновение». [3]

Джадиды начинают выступать за демократические преобразования и становятся зачинателями либерально — демократического движения в стране.

Основной причиной экономического и культурного прогресса они считали колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.

Однако для этих лидеров неблагоприятные стечения исторических событий не дали возможности возглавить борьбу против царизма либерально — демократическим путем. Несмотря на давление, продолжала развиваться этническая культура. Развивалась узбекская, как народная, так и классическая музыка, ремесла, предметы прикладного искусства и т. д. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения.

Надо отметить, большинство джадиды Бухарского эмирата были обвинены идеями панисламизма. За что были отправлены в тюрьму и расстреляны. Многие активисты демократизации попросили политической убежище в Туркестане и Турции.

В 2008 году в своей книге первый Президент Узбекистана И.Каримов утверждал: «Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто — то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто — то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения». [5]

Многим не секрет, что в годы советской власти в общественное сознание упорно внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о сущности этого движение. И только после обретения Узбекистаном государственного суверенитета появилась возможность для серьезного, объективного изучения истории джадидов, истории освободительного движения и раскрытия истинных целей и задач борцов за независимость. Но учитывая, что многие документы находиться в архивах России и в Турции изучения истории этой темы до сих пор слаб. Суть заключается и в том, что возникающие проблемы следует решать, по существу, системно, последовательно и принципиально. Надо расширить взаимоотношение историков Узбекистана с специалистами этих стран. Необходимо создать более благоприятные условия для молодых историков. Также усилить профессионализацию нового поколения историков, историографов, которые сейчас крутятся и предоставлены самим себе.

Литература:

  1. Алимова Д. История как история — история как наука. II часть. — Т.: Узбекистан, 2009.
  2. Агзамходжаев С. История Туркестанской Автономии [Туркистон Мухторияти]. С. 98–99.
  3. Дониш А. Рисолаи тарихи амирон манғит. Рукоп. ИВ АН РУз. Инв. № 1987.
  4. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Маънавият, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Азия, Туркестан, движение, духовная жизнь, народное просвещение, общественная жизнь, российское влияние, конец XIX, быль.


Похожие статьи

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений...

Некоторые страницы истории духовно-культурной жизни русского населения колониального

Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа, Туркестанский край, Российская империя, шелк

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.) Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа...

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Библиографическое описание: Косторных, Ю. А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования / Ю. А. Косторных.

Самое благоприятное влияние на развитие образования оказывало общественно-педагогическое движение, в рамках которого наряду с...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

С 1896 года в Туркестане возникают общественные организации нового типа – ремесленные

К занятиям в воскресных школах допускались лица, утвержденные генерал-губернатором или

духовно-культурная политика, Туркестан, русское население, документ, Туркестанский край...

Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на...

В статье рассматриваются реформаторские движение Туркестана конца XIX-XX вв и сложный, исторически многогранный путь развития. Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, центральная Азия, Автономия.

Джадидское просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

После завоевания Туркестана здесь начали открываться русско-туземные школы.

Таким образом, джадиды использовали все возможности для распространения среди народных масс идей

духовно-культурная политика, Туркестан, русское население, документ...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской

По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии

Кокандское ханство, Бухара, Российская империя, Коканд, Восточный Туркестан...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

В результате завоевания царской Россией и превращения края в рынок сбыта российских товаров производители, занятые в сфере ремесленного производства понесли значительные убытки.Россия начала политику вывоза сырья в том числе шелка из Туркестана...

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта...

В восточной культуре, и в Средней Азии в частности, базар являлся главным центром общественной жизни всего города и его окрестностей. Именно базар был местом притяжения всех торговых и деловых сделок, новостей, повседневного общения...

Похожие статьи

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений...

Некоторые страницы истории духовно-культурной жизни русского населения колониального

Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа, Туркестанский край, Российская империя, шелк

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.) Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа...

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Библиографическое описание: Косторных, Ю. А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования / Ю. А. Косторных.

Самое благоприятное влияние на развитие образования оказывало общественно-педагогическое движение, в рамках которого наряду с...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

С 1896 года в Туркестане возникают общественные организации нового типа – ремесленные

К занятиям в воскресных школах допускались лица, утвержденные генерал-губернатором или

духовно-культурная политика, Туркестан, русское население, документ, Туркестанский край...

Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на...

В статье рассматриваются реформаторские движение Туркестана конца XIX-XX вв и сложный, исторически многогранный путь развития. Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, центральная Азия, Автономия.

Джадидское просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

После завоевания Туркестана здесь начали открываться русско-туземные школы.

Таким образом, джадиды использовали все возможности для распространения среди народных масс идей

духовно-культурная политика, Туркестан, русское население, документ...

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской

По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии

Кокандское ханство, Бухара, Российская империя, Коканд, Восточный Туркестан...

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

В результате завоевания царской Россией и превращения края в рынок сбыта российских товаров производители, занятые в сфере ремесленного производства понесли значительные убытки.Россия начала политику вывоза сырья в том числе шелка из Туркестана...

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта...

В восточной культуре, и в Средней Азии в частности, базар являлся главным центром общественной жизни всего города и его окрестностей. Именно базар был местом притяжения всех торговых и деловых сделок, новостей, повседневного общения...

Задать вопрос