Анализ деятельности работы Читинского филиала ПАО «Сбербанк» на рынке безналичных платежей Забайкальского края
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Анализ деятельности работы Читинского филиала ПАО «Сбербанк» на рынке безналичных платежей Забайкальского края

В статье анализируется рынок безналичных платежей Забайкальского края на примере инфраструктуры ПАО «Сбербанк». Данный анализ позволит выявить вектор развития безналичной системы платежей и определить инструменты ее стимулирования.
Поделиться в социальных сетях
21 просмотр
Библиографическое описание

Гонин, В. Н. Анализ деятельности работы Читинского филиала ПАО «Сбербанк» на рынке безналичных платежей Забайкальского края / В. Н. Гонин, А. А. Кондаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71954/ (дата обращения: 04.08.2021).



В статье анализируется рынок безналичных платежей Забайкальского края на примере инфраструктуры ПАО «Сбербанк». Данный анализ позволит выявить вектор развития безналичной системы платежей и определить инструменты ее стимулирования.

Ключевые слова: безналичные платежи, электронные платежи, банковские сервисы.

Стремясь повысить количество безналичных платежей и сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, ПАО Сбербанк с каждым годом совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

– Онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн»;

– Мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов;

– Сервис «Мобильный банк»;

– Сервис «Автоплатеж». [1]

За последние три года отслеживается стабильная динамика роста пользователей, использующих Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк. Из рис. 1 видно, что количество пользователей Сбербанк Онлайн выросло почти в два раза, со 171206 чел. до 333663 чел. Количество пользователей Мобильного Банка также увеличилось на 130366 чел. с 2017 г. Это говорит о высокой вовлеченности населения в данные сервисы, которые позволяют им оперативно и удобно контролировать, и управлять своими банковскими продуктами.

Динамика использования удаленных средств самообслуживания: Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк

Рис. 1. Динамика использования удаленных средств самообслуживания: Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк

Сбербанк Онлайн и Мобильное приложение Сбарбанк-Онлайн позволяют быстро и своевременно оплатить различные услуги, штрафы, пошлины. С увеличением количества пользователей данных сервисов увеличиваются переводы и платежи по таким категориям как: ЖКХ, образование, услуги сотовой связи, налоги. Рис. 2 показывает, как на протяжении 2017–2019 гг. происходили изменения по категориям. Абсолютно все суммы платежей и переводов увеличились. В значительной степени можно выделить увеличение уплаченных сумм по ЖКХ, сотовой связи и другим платежам, в частности за счет такой функции как «Автоплатеж».

Услуга «Автоплатеж» является одной из востребованных для населения, поскольку позволяет при минимальных усилиях осуществить своевременную оплату без просрочки и запоминания дат. Данная услуга подключается бесплатно, а комиссия за пользование составляет до 1 % от суммы платежа, но не более 500 руб., либо вообще отсутствует.

Динамика изменений уплаченных сумм по категориям через Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк

Рис. 2. Динамика изменений уплаченных сумм по категориям через Сбербанк Онлайн и Мобильный Банк клиентами Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк

В табл. 1 продемонстрирована динамика подключений услуги «Автоплатеж». Количество подключений за услуги связи с каждым годом увеличивается, а в 2019 г. темп прироста составил 70,23 %, что составляет 25419 шт. от показателей 2018 г. Показатель подключений автоплатежа за услуги ЖКХ имеет неоднозначную динамику, однако каждый год количество подключений превышает 40 тыс., что говорит о востребованности данной услуги. Для наглядного представления сведем данные в диаграмму (рис. 3)

Таблица 1

Динамика подключений услуги «Автоплатеж»

Услуга «Автоплатеж»

Период

Отклонение, шт.

Темп прироста, %

Отклонение, шт.

Темп прироста, %

2017

2018

2019

2018/2017

2019/2018

Количество клиентов за год, подключенных к услуге «Автоплатеж» за сотовую связь (канал ВСП), шт.

33827

36194

61612

2367

7,00

25419

70,23

Количество подключений клиентов за год к услуге «Автоплатеж» ЖКХ (в канале ВСП), шт.

47047

54444

46396

7397

15,72

-8048

-14,78

Динамика подключенных автоплатежей

Рис. 3. Динамика подключенных автоплатежей

Проведя исследование каналов платежей по оплате услуг ЖКХ в Забайкальском крае, можно сделать следующие выводы. Основную долю — 33 % — занимают платежи через мобильное приложение Сбербанк Онлайн. Это обосновано удобством пользования и доступностью. Интерфейс приложения интуитивный и позволяет разобраться с ним за пару минут. А совершенные операции хранятся в истории, откуда в любой момент можно достать чек по проведенной транзакции. На втором месте идет оплата через филиалы банка. Доля таких платежей составляет 20 %. Это связано с низкой финансовой грамотностью старшего населения, а также привычным, ставший традиционным, способом оплаты через оператора банка. Данный способ исключает ошибку в оплате со стороны клиента и перекладывает ответственность на сотрудника банка. Третье место разделили такие сервисы как сайт Сбербанк Онлайн и Автоплатеж. Их доля составляет по 17 %. Автоплатежи только набирают свою популярность. Это обусловлено поведением населения, когда у человека есть потребность самостоятельно контролировать свои расходы и совершать платежи, а не доверять специальной системе. Проведенная доля платежей ЖКХ через терминалы составила 13 %. Это устройства самообслуживания в филиалах банка, имеющие часть функционала банкомата, но не осуществляющие выдачу наличных денежных средств (рис. 4).

Доля платежей ЖКХ в разрезе канала обслуживания в ПАО Сбербанк

Рис. 4. Доля платежей ЖКХ в разрезе канала обслуживания в ПАО Сбербанк

Таким образом, из полученных данных видно, что рынок безналичного оборота растет. С каждым годом увеличивается количество активных пользователей банковских пластиковых карт. Растет количество подключенных услуг по безналичной оплате. Банки активно развивают продуктовую линейку в области пластиковых карт и устройств для приема безналичных платежей. Это связано, в первую очередь, с удобством пользователей, безопасностью, прозрачностью и технологичностью. Поэтому вопрос о совершенствовании данной системы актуален уже сегодня. Необходимо, чтобы все инструменты системы безналичных платежей были современными, практичными, удобными и простыми в использовании, а самое главное — защищенными [2].

Литература:

  1. ПАО «Сбербанк». — Текст: электронный // www.sberbank.ru: [сайт]. — URL: https://www.sberbank.ru/ru (дата обращения: 15.06.2020).
  2. Отчет. Управление Безналичных решений. ПАО Сбербанк. — Текст: электронный // Внутренние документы: [отчет]. (дата обращения: 15.06.2020).

основные термины

генерируются автоматически
безналичные платежи, электронные платежи, банковские сервисы
Похожие статьи
Шевченко Елена Игоревна
Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере
Экономика и управление
2015
Ижунинов Михаил Александрович
Информационная безопасность мобильного приложения «Сбербанк-Онлайн»
Информационные технологии
2020
Назаренко Виктория Александровна
Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как пример внедрения интернет-банкинга
Экономика и управление
2015
Агеева Светлана Полиектовна
Разработка мобильного приложения для связи администрации и жителей города
Информационные технологии
2013
Батаев Алексей Владимирович
Обзор российского рынка банковских приложений для мобильных устройств
Экономика и управление
2015
Дремова Елена Сергеевна
Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь
Экономика и управление
2014
Климин Степан Андреевич
Интернет-банкинг: современное состояние и перспективы развития
Экономика и управление
2016
Осиповская Анна Валерьевна
Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции
Экономика и управление
2017
Шушакова Антонина Алексеевна
Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)
Экономика и управление
2015
публикация
№25 (315) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Шевченко Елена Игоревна
Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере
Экономика и управление
2015
Ижунинов Михаил Александрович
Информационная безопасность мобильного приложения «Сбербанк-Онлайн»
Информационные технологии
2020
Назаренко Виктория Александровна
Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как пример внедрения интернет-банкинга
Экономика и управление
2015
Агеева Светлана Полиектовна
Разработка мобильного приложения для связи администрации и жителей города
Информационные технологии
2013
Батаев Алексей Владимирович
Обзор российского рынка банковских приложений для мобильных устройств
Экономика и управление
2015
Дремова Елена Сергеевна
Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь
Экономика и управление
2014
Климин Степан Андреевич
Интернет-банкинг: современное состояние и перспективы развития
Экономика и управление
2016
Осиповская Анна Валерьевна
Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции
Экономика и управление
2017
Шушакова Антонина Алексеевна
Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)
Экономика и управление
2015