Повышение качества обслуживания пассажиров в Дзержинском и Советском районах Волгограда за счет совершенствования маршрутной сети | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гудков, Д. В. Повышение качества обслуживания пассажиров в Дзержинском и Советском районах Волгограда за счет совершенствования маршрутной сети / Д. В. Гудков, А. С. Кравченко, В. В. Вербицкий, А. С. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71914/ (дата обращения: 08.08.2020).



В данной статье рассматривается организация перевозки пассажиров городским транспортом и критерии качества транспортного обслуживания пассажиров. Показано состояние качества обслуживания пассажиров городского общественного транспорта на современном этапе, а также пути его повышения.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, качество обслуживания пассажиров, показатели качества обслуживания пассажиров на общественном транспорте.

Современные тенденции развития городского общественного транспорта направленные на повышения качества обслуживания пассажиров включают: совершенствование организации дорожного движения, совершенствование структуры подвижного состава, совершенствование организационной структуры городского пассажирского транспорта, применение современных информационных технологий. Одним из наиболее важным направлением в повышении качества обслуживания пассажиров являются мероприятия, направленные на совершенствование маршрутной сети. Разработка мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров и оперативности их перевозки актуальна и востребована и для жителей Волгограда.

Необычная форма города Волгограда обуславливает строение его автодорожной сети. Город строился вдоль побережья реки. Процесс занял не одно десятилетие, на протяжении которых возникали поселки со своей инфраструктурой и промышленные предприятия. В итоге протяженность города вдоль реки Волги в общей сложности составляет около 90 километров, ширина его варьируется от километра до пяти. [1]. Сейчас на автобусных маршрутах в Волгоградской области работает 16 предприятий и 111 индивидуальных предпринимателей. Всего же в регионе работает 322 автобусных маршрута, которые обслуживает 1449 автобусов со средним возрастом эксплуатации восемь лет. Основу парка составляют микроавтобусы — доля подобных мелких перевозчиков в Волгоградской области достигает 71,5 %. [2].

Активная жилищная застройка города Волгограда лидерами которой являются Дзержинский и Советский районы ведет к значительному увеличению численности населения данных районов и территории жилой зоны. Существующая транспортная сеть не обеспечивает в полной мере соблюдение нормативных показателей качества перевозок пассажиров: наполняемость салонов автобусов в часы пик превышает допустимые значения на 75 %, удаленность ближайшей остановки в новых жилых комплексах превышает допустимые значения на 50 %, (составляет 700–800 м при норме не более 500 м), среднее расстояние между остановками превышает допустимые значения на 70 % (при норме 400–600 м составляет 700–1200 м).

Имеющиеся маршруты общественного транспорта, проходят через ранее построенные жилые комплексы, находятся на значительном удалении от новостроек жителям которых приходится тратить много времени для того, чтобы добраться до мест посадки. Ведущееся строительство и отсутствие еще в ряде мест обустроенных дорог и тротуаров создает дополнительные трудности при следовании к имеющимся остановкам, особенно в условиях непогоды. Увеличение протяженности имеющихся маршрутов негативно сказывается на средней продолжительности поездок пассажиров, которая превышает допустимые значения на 50 % (при нормативном показателе 40 мин время движения пассажиров составляет в среднем 60 мин).

Все вышеперечисленное обуславливает необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. В качестве мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров, предлагается провести усовершенствование маршрутной сети за счет введения дополнительных маршрутов, которые будут проходить по наиболее проблематичным участкам маршрут сети, а также дублировать маршруты, проходящие через Центральный район, тем самым мы улучшим качество обслуживания пассажиров данных районов и сократим интервал движения.

Для решения этой задачи были проведены исследования основных маршрутов следования пассажиров (жителей) Дзержинского и Советского районов, удаленность остановочных пунктов от места проживания жителей новостроек, проведен расчет пассажиропотока на данном маршруте и определен оптимальный состав автобусного парка. В ходе проведенного проведённого опроса пассажирам (жителям) Дзержинского и Советского районов задавалось два вопроса:

  1. В какой район Вы направляетесь?

Результаты ответов представлены на диаграмме рис.1.

Рис. 1. Диаграмма основных маршрутов следования жителей Дзержинского и Советского районов

  1. Сколько времени Вам необходимо чтобы дойти до ближайшей остановки?

Результаты ответов представлены на диаграмме рис.2.

Рис. 2. Диаграмма затрат времени для следования до ближайшей автобусной остановки жителей Дзержинского и Советского районов

Результаты опроса показывают актуальность маршрута, связывающего Дзержинский и Советский районы и проходящего через Центральный и Ворошиловский районы, а также имеющееся несоответствие удаленности остановочных пунктов существующей маршрутной сети от места проживания пассажиров требованиям нормативных документов. Для решения этой проблемы предлагается ввести новый маршрут движения автобуса ТРК Мармелад — Горная поляна, схема которого показана на рисунке 3.

Схема предлагаемого маршрута движения автобуса ТРК Мармелад — Горная поляна

Рис. 3. Схема предлагаемого маршрута движения автобуса ТРК Мармелад — Горная поляна

Исследование пассажиропотока на предлагаемом маршруте для определения оптимального типа и количества автобусов.

Таблица 1

Распределение пассажиропотоков по часам суток

Часы суток

Коэффициент неравномерности пассажиропотоков

Пассажиропотоки по часам суток (пасс.)

5–6

0,030

42

6–7

0,291

399

7–8

0,938

1287

8–9

1,000

1371

9–10

0,636

872

10–11

0,466

640

11–12

0,598

821

12–13

0,652

894

13–14

0,636

873

14–15

0,620

851

15–16

0,739

1014

16–17

0,989

1356

17–18

0,875

1200

18–19

0,783

1074

19–20

0,628

862

20–21

0,386

530

21–22

0,249

342

22–23

0,178

245

23–00

0,040

55

В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается ориентировочное значение вместимости автобуса. Номинальную вместимость можно установить через заданный интервал движения в часы «пик» (I min = 5 мин) и максимальную величину пассажиропотока:

По опыту эксплуатации подвижного состава в г. Волгограде оптимальным вариантом являются автобусы: МАЗ 203965 и ЛиАЗ-5292.67.

Таблица 2

Выбор подвижного состава

Марка и модель автобуса

Число мест для сидения, q спасс

Общая вместимость автобуса q н , пасс (при γ н )

МАЗ 203965

28

102

ЛиАЗ-5292.67

28

108

Для определения любого часового пассажиропотока количества автобусов на маршруте и интервалов движения воспользуемся номограммой (рис.4).

Время рейса:

Необходимое число автобусов марки МАЗ 203.965 на маршруте:

Необходимое число автобусов марки ЛиАЗ-5292.67 на маршруте:

Интервал движения автобусов марки МАЗ 203.965 на маршруте:

Интервал движения автобусов марки ЛиАЗ-5292.67 на маршруте:

Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т. е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:

МАЗ 203965

ЛиАЗ-5292.67

Максимальный выпуск автобусов должен проводиться в течение всей «пиковой» зоны и иметь продолжительность 2–4 часа. Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте (А min ) рассчитываем, исходя из максимально допустимого интервала движения автобусов в часы спада пассажиропотоков.


Номограмма для определения потребного числа автобусов

Рис. 4. Номограмма для определения потребного числа автобусов


Количество автобусов и интервал движения по часам периода движения в зависимости от марки автобуса представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количество автобусов и интервал движения по часам периода движения

Часы суток

Показатели автобуса МАЗ

Показатели автобуса ЛиАЗ

Q расч

А расч

J расч,ч

А факт

J факт,ч

Q расч

А расч

J расч,ч

А факт

J факт,ч

5–6

42

1

2,300

1

2,300

42

1

2,300

1

2,300

6–7

399

9

0,255

8

0,287

399

8

0,280

7

0,328

7–8

1287

29

0,079

25

0,092

1287

27

0,085

23

0,100

8–9

1371

31

0,074

26

0,088

1371

29

0,079

25

0,092

9–10

872

20

0,115

17

0,135

872

19

0,121

16

0,143

10–11

640

14

0,164

12

0,191

640

14

0,164

12

0,191

11–12

821

19

0,121

16

0,143

821

17

0,135

15

0,153

12–13

894

20

0,115

17

0,135

894

19

0,121

16

0,143

13–14

873

20

0,115

17

0,135

873

19

0,121

16

0,143

14–15

851

19

0,121

16

0,143

851

18

0,127

15

0,153

15–16

1014

23

0,100

20

0,115

1014

22

0,104

19

0,121

16–17

1356

31

0,074

27

0,085

1356

29

0,079

25

0,092

17–18

1200

27

0,085

23

0,100

1200

26

0,088

22

0,104

18–19

1074

24

0,095

20

0,115

1074

23

0,100

20

0,115

19–20

862

19

0,121

16

0,143

862

18

0,127

15

0,153

20–21

560

13

0,176

11

0,209

560

12

0,191

10

0,230

21–22

342

8

0,280

7

0,328

342

7

0,328

6

0,383

22–23

245

6

0,383

5

0,460

245

5

0,460

5

0,460

23–24

55

1

2,300

1

2,300

55

1

2,300

1

2,300

Введение нового маршрута движения позволит разгрузить подвижный состав уже имеющегося автобусного парка, уменьшит интервал движения между автобусами, что позволит повысить уровень комфорта передвижения пассажиров особенно в часы «Пик», сократит время ожидания автобусов, введение новых остановок в непосредственной близость к месту проживания жителей новых жилых комплексов позволит значительно сократить время их следования к остановке. Все эти мероприятия в значительной мере должны повысить качество обслуживания пассажиров.

Литература:

  1. Транспорт Волгограда [Электронный ресурс]: –https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/volgograd/publications/949 /(дата обращения: 01.06.2020).
  2. Повышение качества городской среды Волгограда [Электронный ресурс]: — https://v1.ru/text/gorod/57275391/ (дата обращения: 01.06.2020).
  3. Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В., Ширяев С А. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник — М.Горячая линия Телеком, 2004 (6) — 447 с.
  4. Гудков В. А., Миротин Л. Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник — М. Транспорт, 1997–254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Советский район, повышение качества обслуживания пассажиров, час суток, маршрут, интервал движения, автобус, подвижной состав, ближайшая остановка, Горная поляна, Волгоградская область.


Ключевые слова

пассажирские перевозки, качество обслуживания пассажиров, показатели качества обслуживания пассажиров на общественном транспорте

Похожие статьи

Исследование показателей оценки функционирования и развития...

Рис. 4. Распределение интервала движения ПС на маршруте № 2С. Количество подвижного состава работает на каждом маршруте разное, это

От предложенных мероприятий ожидают следующие социально-экономические результаты: повышение качества перевозок на...

Методика совершенствования существующей организации...

– соотношение автобусов работающих на маршруте по часам суток в выходные и будние дни

Основой организации обслуживания на маршруте являются результаты анализа

Пути совершенствования пассажирских перевозок в Волгограде и в Волгоградской области / Рябов...

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

При установлении в КТС средней скорости движения подвижного состава, интервала движения и времени движения не учитывалось ни состояние дорожного полотна, ни условия безопасности и загруженности улично-дорожной сети в городе Волгограде, в т. ч и по времени...

Исследование пассажиропотоков на участках дорожной сети...

Для повышения качества обслуживания пассажиров рекомендуется объединить маршруты в единый и скорректировать интервалы движения

При установлении в КТС средней скорости движения подвижного состава, интервала движения и времени движения не учитывалось...

Совершенствование организации перевозок пассажиров на...

Исследование работы подвижного состава проводилось на троллейбусных маршрутах № 8, 8а, 12 г. Волгограда. Звено перемещение пассажиров, в свою очередь, можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: подсистемы движение троллейбусов на перегонах и...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте; - открытия новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения [5].

Оценка экономической эффективности эксплуатации транспортных...

- режим движения (время выхода на маршрут и окончания работы на нём), количество дней

При стоимости за проезд одного пассажира 15 рублей годовой доход за перевозку пассажиров на

Рис. 1 –Диаграмма зависимости пассажиропотока на маршруте № 12 от времени суток.

Современное состояние транспортных сетей общественного...

Контроль за работой автобусов на линии является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров. Автоматизированная система управления разрабатывается с учетом особенностей бизнес-процессов организации пассажирских перевозок.

Анализ существующей маршрутной сети Центрального района...

Количество маршрутов, проходящих через Центральный район по типам маршрутов и по перевозчикам представлено на рис.1 и на рис.2.

Из полученных данных можно сделать вывод, что наибольшее число маршрутов обслуживается ООО «Волгоградский автобусный парк» и...

Научно-практический подход к разработке концепции организации...

Количество подвижного состава на маршрутах первой группы в общем сложилось и зависит от существующего расписания движения (достигает

Суммарный оценочный пассажиропоток на маршрутах трех групп составит порядка 12 500–13 000 пассажиров/сутки в одно направление...

Похожие статьи

Исследование показателей оценки функционирования и развития...

Рис. 4. Распределение интервала движения ПС на маршруте № 2С. Количество подвижного состава работает на каждом маршруте разное, это

От предложенных мероприятий ожидают следующие социально-экономические результаты: повышение качества перевозок на...

Методика совершенствования существующей организации...

– соотношение автобусов работающих на маршруте по часам суток в выходные и будние дни

Основой организации обслуживания на маршруте являются результаты анализа

Пути совершенствования пассажирских перевозок в Волгограде и в Волгоградской области / Рябов...

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

При установлении в КТС средней скорости движения подвижного состава, интервала движения и времени движения не учитывалось ни состояние дорожного полотна, ни условия безопасности и загруженности улично-дорожной сети в городе Волгограде, в т. ч и по времени...

Исследование пассажиропотоков на участках дорожной сети...

Для повышения качества обслуживания пассажиров рекомендуется объединить маршруты в единый и скорректировать интервалы движения

При установлении в КТС средней скорости движения подвижного состава, интервала движения и времени движения не учитывалось...

Совершенствование организации перевозок пассажиров на...

Исследование работы подвижного состава проводилось на троллейбусных маршрутах № 8, 8а, 12 г. Волгограда. Звено перемещение пассажиров, в свою очередь, можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: подсистемы движение троллейбусов на перегонах и...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте; - открытия новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения [5].

Оценка экономической эффективности эксплуатации транспортных...

- режим движения (время выхода на маршрут и окончания работы на нём), количество дней

При стоимости за проезд одного пассажира 15 рублей годовой доход за перевозку пассажиров на

Рис. 1 –Диаграмма зависимости пассажиропотока на маршруте № 12 от времени суток.

Современное состояние транспортных сетей общественного...

Контроль за работой автобусов на линии является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров. Автоматизированная система управления разрабатывается с учетом особенностей бизнес-процессов организации пассажирских перевозок.

Анализ существующей маршрутной сети Центрального района...

Количество маршрутов, проходящих через Центральный район по типам маршрутов и по перевозчикам представлено на рис.1 и на рис.2.

Из полученных данных можно сделать вывод, что наибольшее число маршрутов обслуживается ООО «Волгоградский автобусный парк» и...

Научно-практический подход к разработке концепции организации...

Количество подвижного состава на маршрутах первой группы в общем сложилось и зависит от существующего расписания движения (достигает

Суммарный оценочный пассажиропоток на маршрутах трех групп составит порядка 12 500–13 000 пассажиров/сутки в одно направление...

Задать вопрос