Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 20.06.2020

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Правосуд, С. С. Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора / С. С. Правосуд, К. А. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71912/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной работе представлен сравнительный анализ математической модели реактора со сосредоточенными параметрами с наиболее распространенных системами автоматического регулирования — пропорциональной и релейной. В SIMULINK MATLAB получены переходные процессы по возмущающему воздействию, а также оценены устойчивости разработанных САР при изменении параметров системы.

В настоящее время к системам внешнего регулирования мощности реактора выдвигаются следующие требования:

а) поддержание заданного уровня мощности с достаточно высокой точностью;

б) исключение ложных срабатываний системы аварийной защиты (АЗ) за счет колебательных процессов в органах регулирования;

в) система автоматического регулирования мощности должна работать как в режиме стабилизации заданного уровня мощности, так и в режиме слежения за изменяющейся мощностью.

Главное отличие между двумя типами данных систем заключается в том, что в пропорциональной АСР перемещение стержня пропорционально ошибке регулирования и направлено в сторону ее уменьшения, а в релейной системе наличие зоны нечувствительности реле приводит к возможности возникновения автоколебательного режима при неточной настройке регулятора. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, требуется, чтобы реактор был устойчивым объектом управления, то есть обладал свойством самовыравнивания, что возможно только при отрицательном температурном коэффициенте реактивности реактора.

В качестве математической модели в текущей работе используется система уравнений, описывающих динамику неотравленного ксеноном и самарием реактора, работающего в энергетическом диапазоне мощности.

Уравнения, раскрывающие взаимосвязь между величинами:

где — реактивность;

— температурный коэффициент реактивности;

— температура горючего, К;

— среднее время жизни нейтронов, с;

— доля запаздывающих нейтронов;

— постоянная распада, ;

— температура ТН на входе в реактор, К;

— постоянная времени инерционности ТВЭЛа (по температуре), с;

— мощностной коэффициент реактивности;

— расход ТН через реактор, кг/с;

— удельная теплоемкость ТН в реакторе, Дж/(кг К);

тепловая мощность реактора, Дж/с;

— масса загруженного топлива, кг;

удельная теплоемкость горючего,Дж/(кг К)

— средняя температура ТН, К;

— тепловой поток от ТВЭЛов к ТН, Дж;

– полная поверхность теплообмена ТВЭЛов, ;

— радиус ТВЭЛа, м;

— теплопроводность ТВЭЛа, Вт/м К;

— коэффициент теплопередачи, ;

— начальная температура горючего, К.

Эти уравнения не имеют смысла без следующих начальных условий:

Данная модель имеет следующее ограничение: она составлена для реактора со сосредоточенными параметрами, тем самым предполагается, что за время процесса, который вносит избыточную реактивность пространственное распределение нейтронного поля реактора совершенно не изменяется. Для реализации данной математической модели реактора в SIMULINK используется блок MATLAB S-function.

Также для уточнения расчетов математическая модель регулирующего стержня представлена в виде нелинейной функциональной зависимости, описывающейся следующим уравнением:

где — полная эффективность стержня в долях реактивности;

z — глубина погружения, см;

— высота активной зоны, см.

На основании вышеизложенного в SIMULINK MATLAB была составлена следующая схема, приведенная на рисунке 1:

Математическая модель САР ядерного реактора

Рис. 1. Математическая модель САР ядерного реактора

Управление реактором осуществляется с по принципу обратной связи. Увеличение плотности потока тепловых нейтронов влечет за собой увеличение тока ионизационной камеры. Токи ионизационной камеры достаточно малы, поэтому их необходимо усилить. Ток на выходе из усилителя сравнивается по значению с токами ручного задатчика мощности. Затем сигнал рассогласования поступает на регулятор мощности, сигнал с которого усиливается тиристорным усилителем и поступает на шаговый электромагнитный привод, который осуществит перемещение регулирующего стержня и скомпенсирует скачок реактивности, что приведет к изменению нейтронной мощности реактора.

Переходные процессы для пропорциональной и релейной САР представлены на рисунках 2 и 3 соответственно.

Переходный процесс при наборе мощности со 100 % до 102 % от номинальной в пропорциональной АСР

Рис. 2. Переходный процесс при наборе мощности со 100 % до 102 % от номинальной в пропорциональной АСР

Переходный процесс при наборе мощности со 100 % до 102 % от номинальной в релейной АСР

Рис. 3. Переходный процесс при наборе мощности со 100 % до 102 % от номинальной в релейной АСР

Можно сказать, что релейная САР обеспечивает лучшие показатели качества регулирования. Однако, автоколебательный процесс может привести к быстрому износу исполнительного механизма. Показатели качества регулирования двух систем сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Показатели качества системы внешнего регулирования

Пропорциональная АСР

Релейная АСР

=5.8 %

=0.5 %

T рег = 2.1 с

T рег = 1,92с

Для сравнения устойчивости АСР к нестабильности параметров динамической модели, можно сымитировать несколько ситуаций: изменение коэффициента передачи шагового привода ввиду износа, изменение коэффициента передачи ионизационной камеры ввиду выгорания, ухудшение свойств поглощающего стержня. Смоделированные системы управления могут скомпенсировать данные воздействия, однако прямые показатели качества заметно ухудшаются. Переходные процессы для релейной АСР при изменении параметров системы представлены на рисунках 4 и 5 соответственно.

Переходный процесс при изменении коэффициента передачи ШЭМ

Рис. 4. Переходный процесс при изменении коэффициента передачи ШЭМ

Переходный процесс при изменении коэффициента передачи ИК

Рис. 5. Переходный процесс при изменении коэффициента передачи ИК

Для обеспечения качества регулирования при отличном от текущего возмущающим воздействиям в подсистему ШЭМ встроен PID-регулятор Simulink. С помощью встроенной в SIMULINK настройкой “PID — Tune” с автоматическим подбором коэффициентов регулятора можно добиться желаемых результатов при любых типах возмущающих воздействий.

Литература:

  1. Бартоломей Г. Г. Основы теории и методы расчета ядерных энергетических реакторов / Бартоломей Г. Г., Бать Г. А., Байков В. Д., Слухов М.С — М.: Энергоатомиздат, 1989–512с.;
  2. Галанин А. Д. Введение в теорию ядерных реакторов на тепловых нейтронах / Галанин А. Д. — М.: Энергоатомиздат, 1990–536с;
  3. Дементьев Б. А. Кинетика и регулирование ядерных реакторов / Дементьев Б.А — М.: Атомиздат, 1986. — 272с
  4. Фейнберг С. М. Теория ядерных реакторов / Фейнберг С.М, Шихов С. Б., Троянский В. Б. — М.: Атомиздат,1978. — 400с;
  5. Шульц М. А. Регулирование ядерных энергетических установок / Шульц М. А. — М.: Издательство иностранной литературы,1957–460с.
Основные термины (генерируются автоматически): SIMULINK, MATLAB, изменение коэффициента передачи, переходный процесс, ионизационная камера, PID, изменение параметров системы, математическая модель, математическая модель реактора, набор мощности.


Похожие статьи

Исследование методов оптимизации энергосбережения в электроприводах в системе ПЧ-АД

В данной статье рассматривается методика выбора параметров управляемого асинхронного электропривода, обеспечивающая снижение потери электроэнергии, используемых электроприводов. Решение задачи выбора параметров (синтеза) управляемого электропривода о...

Методический подход к оценке надежности аппаратуры системы управления летательных аппаратов с учетом формирования потока неисправностей с использованием рекуррентного алгоритма

Настоящая статья посвящена созданию универсальной методике оценки надежности на основе применения метода статистических испытаний математической модели надежности аппаратуры СУ, отображающей реальную систему управления, в основу которого положен расч...

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Об оптимальном покрытии графика нагрузки энергосистем в программе Matlab

В работе исследован критерий оптимального распределения активной нагрузки между тремя агрегатами тепловой электрической станции с использованием программного комплекса Маtlab. Рассмотрен пример оптимального покрытия нагрузки энергосистемы всех суточн...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Моделирование алгоритма работы бесплатформенной инерциальной навигационной системы для контроля состояния рельсового пути

В представленной работе проведено моделирование в среде MATLAB/Simulink, в результате которого получены параметры ориентации и навигации. Проведен сравни-тельный анализ с данными встроенного вычислителя БИНС.

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Алгоритмы оценки постоянной времени измерительной цепи с использованием цифрового дифференцирования

Определение постоянной времени измерительной цепи является основной метрологической задачей при измерении электрической емкости на постоянном токе. Установлено, что наиболее перспективным направлением повышения точности систем обработки измерительных...

Алгоритм синтеза прогнозирующего управления электромеханическим объектом

Предложен алгоритм прогнозирующего управления с интегральной составляющей в контуре управления, который позволяет обеспечить астатизм системы и выполнения ограничений, накладываемые на переменные состояния, а также задающие воздействия. Полученный ал...

Похожие статьи

Исследование методов оптимизации энергосбережения в электроприводах в системе ПЧ-АД

В данной статье рассматривается методика выбора параметров управляемого асинхронного электропривода, обеспечивающая снижение потери электроэнергии, используемых электроприводов. Решение задачи выбора параметров (синтеза) управляемого электропривода о...

Методический подход к оценке надежности аппаратуры системы управления летательных аппаратов с учетом формирования потока неисправностей с использованием рекуррентного алгоритма

Настоящая статья посвящена созданию универсальной методике оценки надежности на основе применения метода статистических испытаний математической модели надежности аппаратуры СУ, отображающей реальную систему управления, в основу которого положен расч...

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Об оптимальном покрытии графика нагрузки энергосистем в программе Matlab

В работе исследован критерий оптимального распределения активной нагрузки между тремя агрегатами тепловой электрической станции с использованием программного комплекса Маtlab. Рассмотрен пример оптимального покрытия нагрузки энергосистемы всех суточн...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Моделирование алгоритма работы бесплатформенной инерциальной навигационной системы для контроля состояния рельсового пути

В представленной работе проведено моделирование в среде MATLAB/Simulink, в результате которого получены параметры ориентации и навигации. Проведен сравни-тельный анализ с данными встроенного вычислителя БИНС.

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Алгоритмы оценки постоянной времени измерительной цепи с использованием цифрового дифференцирования

Определение постоянной времени измерительной цепи является основной метрологической задачей при измерении электрической емкости на постоянном токе. Установлено, что наиболее перспективным направлением повышения точности систем обработки измерительных...

Алгоритм синтеза прогнозирующего управления электромеханическим объектом

Предложен алгоритм прогнозирующего управления с интегральной составляющей в контуре управления, который позволяет обеспечить астатизм системы и выполнения ограничений, накладываемые на переменные состояния, а также задающие воздействия. Полученный ал...

Задать вопрос