Теоретическое обоснование проблемы исследования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 19.06.2020

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Субботина, А. А. Теоретическое обоснование проблемы исследования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / А. А. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71874/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматривается проблема формирования знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Раскрывается сущность понятия «знаково-символическая деятельность» и ее виды. Выделены особенности развития знаково-символической деятельности детей с интеллектуальной недостаточность .

Ключевые слова: знаково-символическая деятельность, знаки и символы, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью.

В зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях интенсивно исследуется проблема оперирования знаковыми средствами. Представление о том, что оперирование знаково-символическим средствам является особым видом деятельности, в науке складывалось постепенно, также постепенно уточнялся, расширялся круг понятий, используемых для обозначения и оперирования знаковым образованиями.

Знаково-символическая деятельность имеет большое значение для формирования интеллектуальных способностей, для совершенствования интеллектуальной деятельности носит развивающий характер.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца отмечалось, что уровень развития знаково-символической деятельности служит показателем умственного развития, является одной из общих интеллектуальных способностей. Степень сформированности знаково-символической деятельности определяет возможности школьников в процессе усвоения знаний, в продуктивной деятельности [2, 3].

Впервые в психолого-педагогическом аспекте Ж. Пиаже были использованы термины «семиотическая», «символическая», «знаковая». Под понятием «семиотическая» функция он подразумевал способность представлять отсутствующий событие или объект, не воспринимаемое посредством знаков или символов [5].

По мнению Л. С. Выготского, функциональным определяющим всего процесса в высшей психической структуре является знак и способы его употребления.

Л. С. Выготский считал, что для развития всех высших психических функций важно вовлекать такие внешние символические формы деятельности (речь, рисование, письмо, счет, чтение), которые чаще всего рассматриваются по отношению к внутренним психическим процессам как что-то постороннее, и которые входят в систему высших психических функций наравне с другими высшими психическими процессами [2].

Н. Г. Салмина выделяет такие виды знаково-символической деятельности как: кодирование, схематизация, замещение и моделирование [6].

Характерно использование заместителя для замещения. Выбор делается из принципа удобства той среды, в которой находится. Замещение может осуществляться в разных видах деятельности.

Кодирование — деятельность, которая заключается в переводе реальности на знаково-символический язык.

Схематизация — это использование знаково-символических средств для ориентировки в реальности. В учебной деятельности наиболее распространено применение схем для ориентировки в задачах и решения их. А. В. Запорожец в своих исследованиях использовал для анализа объективной реальности перцептивные эталоны [3]. Дети могут выделять форму предметов (например, круглую форму шарика). Реальность выступает объектом анализа детей.

Моделирование заключается в том, чтобы получить новую информацию (познавательная функция) за счет оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены функциональные, структурные, генетические связи. Как наиболее развитая система, моделирование предполагает освоение всех частей семиотической функции.

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей развития знаково-символической деятельности.

Особенности восприятий и ощущений детей с интеллектуальной недостаточность изучены многими психологами. Эксперименты доказывают, что у таких детей замедлен темп восприятий. Замедленность темпа восприятий связан с сужением объема воспринимаемого материала. Дети с интеллектуальными нарушениями замечают меньше предметов, попадающих в поле зрения, чем нормально развивающиеся сверстники.

Для младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерны трудности восприятия времени и пространства [1].

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью плохо дифференцируют сходные предметы при их узнавании.

Главным инструментом познания является мышление, которое тесно связано с восприятием и ощущением. У умственно отсталых детей отмечаются особенности в формировании анализа, синтеза, обобщений, абстракций, сравнений.

Дети бессистемно анализируют предмет, выделяют в нем наиболее яркие черты, затрудняются мысленно расчленять предмет на составные части.

Затруднена операция синтеза, что не дает возможность связать предмет и понять его не только в целом, но и связать этот предмет с остальными предметами человеческого знания [1].

Дети с интеллектуальными нарушениями затрудняются в выделении существенного признака предмета и явления из-за несовершенства операции сравнения.

Дети испытывают затруднения при обобщении. Они не могут дифференцировать и выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать их.

На данный момент коррекция мыслительной деятельности и развития знаково-символической деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выступает как комплекс междисциплинарных методов.

Литература:

  1. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — Москва: Владос, 2007. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Питер: Владос, 2019. — 132 c. — Текст: непосредственный.
  3. Запорожец А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец. — Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 2000. — 736 c. — Текст: непосредственный.
  4. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — Питер:, 2018. — 384 c. — Текст: непосредственный.
  5. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. — Москва:, 2019. — 480 c. — Текст: непосредственный.
  6. Салмина Н. Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе / Н. Г. Салмина. — Психологическая наука и образование. — Москва:, 1996. — 81 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): знаково-символическая деятельность, интеллектуальная недостаточность, предмет, ребенок, школьник.


Ключевые слова

младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, знаково-символическая деятельность, знаки и символы

Похожие статьи

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Библиографическое описание: Федосеева, О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О. А

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.

Применение знаково-символических систем при обучении...

Образовательная: знакомить учащихся с возможностями знаково-символических систем, повторить и закрепить полученные знания.

Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и...

Особенности организации познавательной деятельности...

В статье рассматриваются особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, организация их обучения в связи с переходом на в ФГОС и введением инклюзивного образования.

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Ключевые слова: младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, эмоциональная сфера, коррекция развития.

Разработанная программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью предназначена для детей с...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу

интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, развивающие игры.

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание.

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением...

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является «ядерным»

Сравнивать предмет с другим предметом — это не только называть его свойства, но и

Детям с нарушением интеллекта необходима «знаковая поддержка» мышления...

Организация внеурочной деятельности детей...

Артемьева, А. Б. Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Б. Артемьева, И. Ю. Никонорова, Т. В

Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация.

Похожие статьи

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Библиографическое описание: Федосеева, О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О. А

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.

Применение знаково-символических систем при обучении...

Образовательная: знакомить учащихся с возможностями знаково-символических систем, повторить и закрепить полученные знания.

Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и...

Особенности организации познавательной деятельности...

В статье рассматриваются особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, организация их обучения в связи с переходом на в ФГОС и введением инклюзивного образования.

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Ключевые слова: младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, эмоциональная сфера, коррекция развития.

Разработанная программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью предназначена для детей с...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу

интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, развивающие игры.

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание.

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением...

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является «ядерным»

Сравнивать предмет с другим предметом — это не только называть его свойства, но и

Детям с нарушением интеллекта необходима «знаковая поддержка» мышления...

Организация внеурочной деятельности детей...

Артемьева, А. Б. Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Б. Артемьева, И. Ю. Никонорова, Т. В

Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация.

Задать вопрос