Система работы с графическими диктантами на логопедических занятиях как коррекция зрительно-моторной координации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 17.06.2020

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Ажермачева, З. Н. Система работы с графическими диктантами на логопедических занятиях как коррекция зрительно-моторной координации младших школьников / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71768/ (дата обращения: 19.10.2024).



Данная статья посвящена коррекции зрительно-моторной координации при помощи графических диктантов. Ведь для ребенка творчество — это безграничная область, вот и мы в данной статье обращаем внимание на графические диктанты как средство коррекции зрительно-моторной координации, путем творчества на листе бумаги в клетку.

Нами рассмотрена система работы с графическими диктантами, которая состоит из 4 х блоков:

  1. Подготовительный,
  2. Графические диктанты («Художники»)
  3. Срисовывание с образца («Копировщики»)
  4. Рисование по опорному схематическому плану, («Дешифровщики»).

Ключевые слова: графический диктант, зрительно-моторная координация, коррекция;

По мнению Т. В. Ахутиной, Графические диктанты можно проводить в любой части занятия при изучении разных лексических тем и грамматических категорий. [1] Завершая диктовку, детям предлагается дорисовать рисунок самостоятельно, придумав сюжет. Они могут нарисовать недостающие фигуры для завершения картины, чтобы весь лист бумаги был заполнен, еще данный способ учит ребенка не оставлять одну фигуру в пространстве, будто она «летает» на листе. Далее мы предлагаем составить предложение к рисунку, рассказ, подобрать прилагательное, глагол и т. д. (это зависит от цели занятия). Данное задание развивает у детей формирование самостоятельного «придумывания» складного рассказа, что позволяет развить воображение, память и фантазию ученика. Выполняя ряд предложенных заданий, дети получают психоэмоциональную разгрузку. Так как они находятся «в себе», отдыхают от разговоров, набираются сил для продолжения выполнения, чтобы в дальнейшем представить свою работу перед одноклассниками. одно из самых главных для нас это то, что рисование под диктовку красивой фигурки помогает им успокоиться и переключиться на дальнейшую полезную деятельность уже на основном уровне обучения. Хочется отметить, что графические диктанты — очень увлекательное занятие, в дальнейшем мы узнаем, что большинство детей продолжают рисовать в свободное время дома, на переменах, а также придумывают собственные диктанты и приносят их на занятия, чтобы педагог оценил старания ребенка.

Рассмотрим данную систему более подробно

  1. Подготовительный блок включает в себя упражнения на ориентировку в пространстве относительно собственного тела: поднять руки ровно вверх, вниз, влево, вправо. Задать вопросы, такого плана, что ты видишь вверху, внизу, около и т. д. Далее вытекают упражнения на ориентировку на листе бумаги: найти середину листа и поставить точку, от центра провести линию ровно вверх, от центра провести линию ровно вниз, от центра провести линию ровно вправо, от центра провести линию ровно влево. Данные упражнения сопровождаются комментированием как педагога, так и ребенка, ведь мы развиваем не только пространственную ориентировку, но и разговорную речь, правильное изложение.

В. Т. Голубь в своем пособии описывает тренировочные упражнения на развитие зрительного восприятия . Логопед ставит каждому ученику точку в тетради. Далее проговаривает четкую инструкцию выполнения задания, проверяя ее выполнение у каждого ребенка. Из точки провести линию ровно вправо длиной в 1 клетку, 1 клетку вниз, отступить одну клетку и обвести следующую клетку карандашом, продолжить работу до конца листа, хорошо прорисовывая уголки. Поставить точку в середине 5-й клетки. Найти десятую клетку и заштриховать. Существует различные вариации задания, педагог сам придумывает, что выполнять на данном занятии. [4]

  1. Графические диктанты, или «Художники» предлагается рисование предметов по клеточкам под диктовку. Данный блог включает в себя различные варианты заданий такие как, рисуем фигуру под диктовку, полрисунка, выполняется под диктовку, остальную часть ребёнок дорисовывает самостоятельно. Так же начиная графический диктант, исходную точку выполнения задания ставит педагог. Важно отслеживать все детские работы, чтобы они не допускали ошибок и не отставали. Итогом графического диктанта является силуэт какого-либо предмета, который ребёнок должен узнать, дорисовать недостающие детали, опираясь на образец. [2]
  2. «Копировщики» , блог, который предполагает самостоятельное срисовывание по клеточкам с образца. Есть дети, которые предпочитают непосредственно срисовывание и не любят диктанты на слух. Р. И. Лалаева рассматривала данный вид детей, которые с трудом запоминают буквы, при чтении съезжают со строки, при счёте по линейке теряют точку отсчёта, именно для них предназначен данный блок. [3]
  3. Рисование по опорному схематическому плану или «Дешифровщики». В его основе лежит самостоятельное считывание инструкций через условные обозначения и перенос на тетрадный лист. Детям предлагается разгадать шифр, перенести его на клетку и увидеть полученный рисунок. Выполняя инструкцию, они учатся самостоятельному выполнению задания от начала и до конца, стараются внимательно выполнить условие, чтобы в итоге получить результат, который принесет эмоциональную радость восторг от собственного умения.

Предложенная система логопедического воздействия носит профилактический характер, может найти своё применение в работе педагогов, как в специальных коррекционных учреждениях, так и в массовых школьных и дошкольных учреждениях. Также система поможет родителям в домашних условия заниматься с ребенком не принужденно, а с радостью, так как она развивает не только коррекционные способности, но и творчество, внимательность и главное самостоятельность.

Литература:

  1. Ахутина, Т.В., Золотарёва, Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции /Татьяна Ахутина // Школа здоровья. 1997.– № 3. — с.38–42.
  2. Голубь, В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий/ Валентина Голубь. — М.: «ВАКО»,2004. — 144с.
  3. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Раиса Ивановна Лалаева. — СПб.: СОЮЗ, 1998. –224с.
  4. Ломов, Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст] / Борис Ломов. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  5. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Даниил Эльконин//Вопр.психол. — 1956. — № 5. — с.51–59.
Основные термины (генерируются автоматически): линия ровно, графический диктант, диктант, зрительно-моторная координация, лист бумаги, ребенок, диктовка, клетка, опорный схематический план.


Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования

В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных фу...

Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее. Сможет ли педа...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования

В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных фу...

Задать вопрос