Право ребенка на жизнь и воспитание в семье: теоретические аспекты и реализация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Е. Б. Право ребенка на жизнь и воспитание в семье: теоретические аспекты и реализация / Е. Б. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71754/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье авторы освещают одно из важнейших личных неимущественных прав ребенка — жить и воспитываться в семье. Рассматривается понятие семьи, составляющие права, пути его реализации.

Ключевые слова: ребенок, права ребенка, семья, реализация прав ребенка, семейное законодательство.

Жизненный путь любого человека начинается с детства, рождаясь и постепенно взрослея, он приобретает все больше и больше прав. Но не во все времена ребенок был с рождения носителем права. Долгое время ребенок до своего совершеннолетия был напрямую зависим от воли родителей и не имел никаких прав. Данное положение вещей подверглось изменению примерно на рубеже XIX-XX веков, именно тогда ребенок стал признаваться равным в своих правах со взрослыми.

Одним из основных личных неимущественных прав ребенка можно выделить его право жить и воспитываться в семье, поскольку именно такое воспитание позволяет ему полноценно и всесторонне развиваться.

С точки зрения социологии, семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, один из важнейших элементов социальной структуры. Семья выполняет многие социальные функции, играет свою особую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека [4].

Рождение и воспитание нового поколения людей является одной из основных функций семьи, что автоматически делает ее важным элементом структуры общества.

Как отмечает Ю. А. Королев, «семейное воспитание выступает как своеобразный канал взаимосвязи между обществом и индивидом, подготовка человека к выходу в общественную сферу, социализация его, как воздействие образа жизни на процесс становления и развития личности» [5].

С юридической точки зрения под воспитанием детей понимается «длительный процесс воздействия на детей, который выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, и влияние, которое оказывает на ребенка поведение и пример родителей» [6].

Можно выделить несколько форм семейного воспитания:

− естественное (внутрисемейное) воспитание, когда ребенок воспитывается в созданной в результате брака или вне брака семье своими кровными родителями;

− искусственное семейное воспитание, то есть воспитание в приемной семье;

− воспитание фактическими воспитателями, когда ребенка воспитывают лица, не назначенные официально опекунами или приемными родителями.

Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» [3].

В свою очередь, в Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившая в силу с 15 сентября 1990 г., закреплено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [2].

Рассматривая подробно право ребенка на жизнь и воспитание в семье, можно выделить ряд правомочий, составляющих данное право в совокупности:

− право знать своих родителей и проживать с ними;

− право ребенка на заботу со стороны родителей. Данное право тесно перекликается с вышеназванным и предполагает не только обеспечение родителями ребенка материальными благами, необходимыми для существования, но и проявление внимания, духовное взаимодействие;

− право ребенка на воспитание его родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Данное право более глубоко определяет право на жизнь и воспитание в семье, а также перекликается с правами и обязанностями родителей по воспитанию своих детей;

− право ребенка на здоровье и физическое развитие. В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», «они обязаны заботиться о здоровье, физическом... развитии своих детей» [1]. Именно родители выбирают пути и методики воспитания ребенка, организуют его жизнь, режим, питание отдых, досуг;

− право ребенка на содержание. Уровень жизни ребенка напрямую зависит от возможностей семьи, в которой он живет и складывается из содержания. Предоставляемого родителями и его личного имущества.

− право ребенка на нравственное благополучие и нравственное воспитание. Среди прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., предусмотрено право ребенка на уровень жизни, необходимый для его нравственного развития (п. 1 ст. 27 Конвенции о правах ребенка). Основная обязанность заботиться о нравственном развитии детей возлагается на родителей.

Право ребенка на жизнь и воспитание в семье содержит в себе две простых составляющие:

− жизнь в семье;

− воспитание в семье.

Но несмотря на простоту, не всегда данное право легко реализуемо.

Так, не должны быть лишены права на жизнь и воспитание в семье дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на начало 2019 года на их учете находилось47 242 детей. Одновременно с этим, у большинства из них жив хотя бы один из родителей [9].

Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, отметила важность устройства детей в приемную семью и их поддержку: «Мы должны приемным семьям плечо подставлять, а не указывать, чего у них в холодильнике не хватает» [7].

Кроме того, не редки случаи пренебрежения родителями своими обязанностями в отношении своих детей, а именно не обеспечение им достойного материального уровня, позволяющего нормально жить и развиваться, жестокое отношение к ним.

Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что неблагополучное положение детей в современных реалиях, требует особо внимания как со стороны общества, так и государства.

Недопустимы случаи, когда ребенок страдает от жестокости и материальной необеспеченности в семье, а окружающие его люди (соседи, родственники и др.) равнодушно на это смотрят и не предпринимают попыток помощи.

Касаемо решения проблемы детей, оставшиеся без попечения родителей, государством уже предприняты первые шаги по улучшению ситуации.

Так, уже не первый год работает федеральная программа «Россия без сирот», целью которой является создание условий для реализации права жить и воспитываться в семье, приоритетны семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статистке, размещенной на сайте государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, количество детей, находящихся на их учете каждый год падает, но тем не менее остается еще на достаточно высоком уровне [9].

Очень точно о проблеме сиротства высказался уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации Павел Астахов: «Мы прекрасно понимаем, что нам не избавиться от такого социального недуга, как сиротство, особенно социальное сиротство, если мы не будем работать с семьей — как с родной, так и с приемной. Потому что есть святое право ребенка — право на семью» [8].

Таким образом, реализация права ребенка на жизнь и воспитание в семье возможна в максимальном объеме только в случае всесторонней заинтересованности и усилий, как со стороны государства, так и со стороны людей, проживающих на его территории.

Литература:

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
  2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  4. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003. 863 с.
  5. Королев Ю. А. Конституция СССР — правовая основа построения брачно-семейных отношений. М., 1981. 192 с.
  6. Юридический словарь / под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М., 2009. 1152 с.
  7. Жиляева А. А. Понятие семьи, родства и свойства: сущность и особенности // Наука и практика. — 2014 — № 2 (59). — С. 193–196.
  8. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: [офиц. сайт]. URL: http:// www.rfdeti.ru/display.php?id=6481 (дата обращения: 28.05.2020).
  9. Официальный сайт государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей: [офиц. сайт]. URL: http://www.usynovite.ru (дата обращения: 28.05.2020).
  10. Жиляева А. А. Теоретико-правовые аспекты и генезис определения понятия «семья» в отечественном законодательстве и правовой науке // Семейное и жилищное право. — 2015 — № 2 — С. 20–23.
  11. Джумагазиева Г. С. Осуществление имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних// Аспирантский вестник Поволжья. — 2017. — № 3–4. — С. 58–63.
  12. Романова Н. А. Понятие и классификация личных неимущественных прав ребенка // Юридическая наука. — 2012. — № 1. — С. 39–43.
  13. Тарасенкова А. Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. — Москва — 2012.- № 15. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, воспитание, попечение родителей, родитель, Российская Федерация, жизнь, XIX-XX, государственный банк данных, семейное воспитание.


Ключевые слова

семья, права ребёнка, ребёнок, семейное законодательство, реализация прав ребенка

Похожие статьи

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

попечение родителей, ребенок, семья, член семьи, идеальная семья, семейная жизнь, замещающая семья, проблема, Российская Федерация, жизненный опыт. воспитанники сиротских учреждений, дети, подготовка к...

Поиск новых форм и методов воспитания детей-сирот

Усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Дети – цветы жизни, в этих трех словах заложено столько смысла...

Развитие института приемной семьи в России | Статья в журнале...

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т. е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в...

Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике...

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только

На конец 2015 года по данным федерального статистического наблюдения численность детей

Российская Федерация, усыновитель, попечение родителей, семья, ребенок, гражданин...

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без...

Важным является не только право родителей на воспитание детей, но и право каждого ребенка на удовлетворение его потребностей

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Во втором случае родители ставят воспитание на ключевое место, они яро и активно изучают литературу, наносят визиты и являются организаторами различных сообществ, в которых «солью» дискуссии становятся темы, связанные с воспитанием и обучением приемных детей.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью. Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

Семья — это важнейший фактор в системе воспитания ребёнка. С первых минут жизни дитя попадает в окружение своих родных и близких.

Роль семьи в воспитании ребёнка трудно переоценить. Дитя ежедневно, ежечасно и ежеминутно видит вокруг себя жизнь взрослых и...

Похожие статьи

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

попечение родителей, ребенок, семья, член семьи, идеальная семья, семейная жизнь, замещающая семья, проблема, Российская Федерация, жизненный опыт. воспитанники сиротских учреждений, дети, подготовка к...

Поиск новых форм и методов воспитания детей-сирот

Усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Дети – цветы жизни, в этих трех словах заложено столько смысла...

Развитие института приемной семьи в России | Статья в журнале...

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т. е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в...

Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике...

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только

На конец 2015 года по данным федерального статистического наблюдения численность детей

Российская Федерация, усыновитель, попечение родителей, семья, ребенок, гражданин...

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без...

Важным является не только право родителей на воспитание детей, но и право каждого ребенка на удовлетворение его потребностей

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской...

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Во втором случае родители ставят воспитание на ключевое место, они яро и активно изучают литературу, наносят визиты и являются организаторами различных сообществ, в которых «солью» дискуссии становятся темы, связанные с воспитанием и обучением приемных детей.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью. Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

Семья — это важнейший фактор в системе воспитания ребёнка. С первых минут жизни дитя попадает в окружение своих родных и близких.

Роль семьи в воспитании ребёнка трудно переоценить. Дитя ежедневно, ежечасно и ежеминутно видит вокруг себя жизнь взрослых и...

Задать вопрос