Формирование графомоторного навыка у леворуких детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 16.06.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Седова, Д. А. Формирование графомоторного навыка у леворуких детей дошкольного возраста / Д. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71750/ (дата обращения: 15.08.2020).



Статья посвящена актуальной проблеме подготовки руки к письму в школе, формированию графомоторных навыков у дошкольников.Встатье автор указывает на педагогов и психологов, которые изучали проблему обучения левшей. Описывает с какими трудностями при формировании предпосылок письма сталкиваются леворукие дошкольники. Выделены направления работы по преодолению трудностей в формировании графомоторных навыков.

Ключевые слова : леворукие дошкольники, трудности, графомоторный навык, предпосылки письма

В наши дни наиболее актуальной остается проблема преемственности дошкольного образования и младшего школьного звена образовательной системы. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чтобы ребёнок был готов к школе, уверенно чувствовал себя на уроках, необходимо сформировать у него навыки и умения, необходимые для овладения письмом, так как трудности при обучении грамоте являются наиболее частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации. Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема обучения левшей. По данным ряда психологов (Аракелов Г. Г., Макарьев И., Никифорова О. А., Федосова Н. и др.), левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов (Безруких М. М., Иншакова О. Б., Маркова Т. А. и др.), процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей [1].

Отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения и воспитания, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. При обучении леворукого ребенка как в саду, так и в школе, учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это — трудности обучения письму (реже — письму и чтению вместе) [2].

Для того, чтобы ребенок не имел особых трудностей при обучении письму в школе, необходимо верно сформировать предпосылки к письму еще в дошкольном образовании.

В современном мире многие родители не уделяют внимания умению красиво писать, когда можно быстро напечатать на компьютере, не прилагая усилий для точной координации пальцев рук. Следовательно, у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных и слуховых связей, графического навыка. От этого у детей слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Своевременное развитие мелкой моторики и точной координации рук у детей, формирование синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма [5].

Письменная речь — явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками — одна из важнейших сторон общего развития ребёнка [3].

Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, — без овладения графическим навыком. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма. Как отмечала И. Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [7]

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных графических умений. Нужно отметить, что для леворуких дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга, что положительно влияет на развитие речевого центра [4].

По результатам анализа развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников выявлена необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки ребёнка к письму.

Каким же образом можно развивать «ручную умелость»?

В основу образовательной деятельности была положена концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина об определении роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Развитие графомоторного навыка строилось по принципу «от простого — к сложному» и осуществлялось на протяжении всего периода дошкольного детства. При подготовке руки ребёнка к письму использовались различные способы: графический, изобразительный, игровой, двигательно-деятельностный, комплексный. Работа по развитию мелкой моторики делилась на три этапа [4].

I этап. Подготовительный/

На данном этапе использовались игровые виды деятельности: пальчиковая гимнастика и игры; лепка и вырезание ножницами; игры с мозаиками, бусинами и пуговицами; игры в различные шнуровки. Для создания мотивации у детей широко применялись нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, дети работали с соленым тестом, овладели простейшими способами оригами, освоили техники пластилинографии и ниткографии. В сказочной форме познакомились с цветным и простым карандашом, узнали правила, как нужно держать карандаш в руке. Игровые графические упражнения «Дорожки», «Не выходи за контур» помогли детям освоить умение анализировать рисунок и замечать контур. Развитие у детей умения закрашивать рисунок происходило в свободной форме, детям предлагались на выбор разные средства: трафареты, раскраски, игровые задания «Соедини точки и узнай, кто спрятался», калька для обведения по контуру. В основу этого этапа положена игровая творческая предметная деятельность, которая организуется ненавязчиво. Создаются условия для свободного доступа и выбора детьми различных видов деятельности. Педагог выступает в роли подсказчика [1].

II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом.

На данном этапе графические упражнения усложнялись: длина и сложность дорожек увеличивалась, подбирались усложненные их виды. Дети знакомились с простейшими видами штриховки. Путешествие в Страну тетрадей позволило сформировать у детей представление о разнообразии их по внешнему виду и назначению. Дети познакомились с тетрадью в крупную клетку. Они узнали, что на листе бумаги могут находиться различные линии-помощники для рисования и письма. Умение видеть линии в чистой тетради раскрыло в детях желание фантазировать по лабиринтам линий. Конструирование из геометрических фигур предметных и сюжетных рисунков способствовало формированию у детей чувства цветового и геометрического ритма, что являлось подготовкой к графическому упражнению «Бордюры». Очень важно на данном этапе было сформировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги; знать, где верх и низ, лево и право. Благодаря подвижным играм, играм-сюрпризам воспитанники хорошо развили образное мышление и легко справлялись с логическими заданиями по ориентировке на листе [5].

III этап. Подготовка руки к письму.

Систематическая деятельность по развитию мелкой моторики с дошкольниками имела высокие результаты развития графомоторных навыков. Выпускники с удовольствием выполняли графические диктанты, которые вызывали живой интерес у детей от предвкушения к будущему результату. С целью снятия тревожности у будущих первоклассников, проводилось знакомство с тетрадью в косую линейку. По желанию детям предлагались более сложные виды штриховки: «клубочками», полукругами, петельками. Особую роль в создании мотивации на развитие ручной умелости имела сюжетно-ролевая игра «Школа».

Работа с родителями являлась одним из важнейших направлений работы, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Использовались различные формы работы с родителями: родительские собрания, мастер-классы по соленому тесту, семинары-практикумы, индивидуальные консультации. Результативной формой взаимодействия с родителями являлась проектная деятельность, были реализованы такие проекты «Семейное древо», «Чугунное литье», «Дети войны». Итогом проектов были выставки детских ручных работ, сочиненные рассказы детей и родителей, альбомы с рисунками детей. Понимание проблем, возникающих при обучении письму в начальных классах школы, повышает заинтересованность родителей к данному вопросу, поддерживает интерес и работоспособность детей [3].

Выстроенная система работы по развитию мелкой моторики имела положительную динамику. Движения пальцев рук стали более уверенными и точными, дети не испытывали страха перед пишущим предметом, научились правильно держать карандаш. У детей стало развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Воспитанники стали более усидчивыми, аккуратными, внимательно относящимися к выполнению заданий.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [2].

Литература:

  1. Безуглова, И. Ю. Учет мозговой организации познавательных процессов в обучении на логопункте [Текст] / И. Ю. Безуглова // Школьный логопед. — 2012. — № 1. — С. 14–21
  2. Брагина, Н. Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М.: Медицина, 1988. — 201 с.
  3. Иванович, С. А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей [Текст] / С. А. Иванович. — М.: Педагогика, 1995. — 241с. — С. 87
  4. Иншакова О. Б. Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5–7 лет [Текст] / О.Б. Иншакова. — ВЛАДОС, 2003. — 36 с.
  5. Калягин, В. А. Некоторые особенности становления пространственной ориентации при леворукости [Текст] / В. А. Калягин Проблемы медицинской психологии. — М.: Медицина, 2002. — 234 с. — С.81
  6. Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150 с.
  7. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И. Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 282 с
  8. Семенович, А. В. Эти невероятные левши [Текст] / пособие для психологов и родителей // А. В. Семенович. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 250 с. — С.48
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, письмо, развитие, головной мозг, навык, письменная речь, трудность, умение, этап.


Ключевые слова

трудности, леворукие дошкольники, графомоторный навык, предпосылки письма

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь. Похожие статьи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

“Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.”. В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка... Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.

мелкая моторика, процесс письма, ребенок, детский сад, бросовый материал, дошкольный возраст, мышечная сила, письменная речь...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий, которая в свою очередь связано с речью

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи, развитие, мощное средство повышения работоспособности коры, игра, дошкольный возраст, речь. Похожие статьи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

мелкая моторика, ребенок, мелкая моторика рук, головной мозг, развитие речи...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

“Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.”. В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка... Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.

мелкая моторика, процесс письма, ребенок, детский сад, бросовый материал, дошкольный возраст, мышечная сила, письменная речь...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий, которая в свою очередь связано с речью

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных...

Задать вопрос