С 2016 г. гражданам, претендующим на замещение должности гражданской службы, а также гражданским служащим необходимо представлять представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
Сразу следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение «информационной телекоммуникационной сети «Интернет». Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно телекоммуникационная сеть определяется как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [1]. Федеральная же служба государственной статистики, даёт разъяснение, что информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (сеть Интернет), является всемирной компьютерной сетью общего пользования. В других источниках «Интернет» рассматривается как всемирная система объединенных компьютерных сетей, с помощью которой распространяется разного рода информация на различных языках.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайт в сети Интернет определен как совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет [5].
К общедоступной информаций Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» отнесены общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации [1]. Отсюда следует, что любая информация, находящаяся в свободном доступе в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», является общедоступной.
Согласно части 1 статьи 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» лица, претендующие на замещение должности гражданской службы и гражданские служащие должны представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Это является одним из ограничений, связанных с гражданской службой, т. е. гражданин не может претендовать на должность гражданской службы, а гражданский служащий не может продолжать эту службу, если вышеуказанные сведения не были им представлены.
В Методических рекомендациях Министерства труда Российской Федерации разъяснено, что сайт и (или) страницу сайта в Интернете необходимо указать в специально разработанной табличной форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р. Указанная таблица заполняется при соблюдении одновременно следующих условий:
1) на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;
2) на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность гражданина-претендента или служащего;
3) общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно гражданином-претендентом или служащим;
4) указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода для соответствующих лиц [6].
Следовательно, если хотя бы одно из условий отсутствует, данные сведения представлять необязательно.
Как отмечено выше, любая информация, находящаяся в свободном доступе в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», является общедоступной, т. е. для ее получения и использования не требуется разрешение ее автора. И здесь возникает вопрос, как поступать с личными страницами в социальных сетях, если их владельцы ограничили к ним общий доступ, кроме определенного круга лиц, например только друзей? На первый взгляд информация с таких страниц не является общедоступной, но в то же время другие пользователи данной социальной сети могут без ограничений просматривать комментарии, оставленные гражданским служащим или претендентом на должность гражданской службы в общих группах или под фотографиями и видео общих знакомых. Кроме того, даже при закрытых профилях общая базовая информация (фамилия имя пользователя, год рождения, место жительства, какое учебное заведение окончено и пр.) остается открытой, т. е. общедоступной.
Еще одна проблема возникает в случае размещения каких-либо сведений под вымышленным именем. Стоит или нет вносить эти данные в таблицу? Представителю работодателя в этом случае стоит полагаться только на честность гражданского служащего или претендента на должность гражданской службы.
Также необходимо обратить внимание, что общедоступная информация, а также данные, позволяющие идентифицировать лицо, должны быть размещены на сайте и (или) странице сайта непосредственно самим гражданским служащим или лицом, претендующим на должность гражданской службы, т. е. данная информация, но размещенная иными людьми (друзьями, родственниками), в том числе и от лица гражданского служащего или претендента, представлению не подлежит?
Отдельно хочется остановиться и на отчетном периоде, в течение которого указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта. Федеральным законом «О государственной гражданской службе» такой отчетный период установлен: для гражданского служащего — предыдущий год, для гражданина, претендующего на должность гражданской службы — три предшествующих года. Вроде бы все понятно: вспомнить всю информацию и внести соответствующие данные в табличную форму, но три предшествующих года — это достаточно долгий период, за который ввиду человеческого фактора какие-то незначительные детали можно просто упустить из вида. А как быть с удаленными аккаунтами? например, гражданский служащий или претендент на должность гражданской службы четыре года назад создал профиль и пользовался им, но в отчетный период данный профиль удалил? Подлежит ли данная информация внесению в табличную форму? Или гражданин в отчетный период в своем профиле не размещал никакой информации, а заходил в него только для просмотра фотографий, нужно ли в таблице указывать эти данные?
Названные проблемные вопросы до настоящего времени остаются открытыми и нуждаются в их конкретизации, так как вызывают определенные трудности на практике в реализации статьи 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе».
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Консультант Плюс].
- Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/ [электронный ресурс]
- Федеральный закон от 27.07.2004. № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации. [Консультант Плюс].
- Тарасенкова А. Н. Интернет: правовые аспекты безопасного использования. М.: Редакция «Российской газеты”, 2017. Вып. 2. 160 с.
- Об отдельных вопросах, связанных с представлением гражданскими (муниципальными) служащими сведений о размещении в сети Интернет информации о себе. (Письмо Минтруда России от 05.09.2016 N 18–1/В-545) [Консультант Плюс].
- Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”, на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (вместе с «Порядком заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет”) [Консультант Плюс].
- Гаврилов Е. В. О некоторых проблемах представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. N 4. С. 10–13 [Консультант Плюс].