Гендерные характеристики оценки привлекательности ароматов в автомобилях
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Гендерные характеристики оценки привлекательности ароматов в автомобилях

Поделиться в социальных сетях
2 просмотра
Библиографическое описание

Петров, А. С. Гендерные характеристики оценки привлекательности ароматов в автомобилях / А. С. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 497-501. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71725/ (дата обращения: 29.07.2021).



Запахи и ароматы — это важная часть нашей жизни, носящая к тому же и гендерный окрас, поэтому важно заметить, что психология до недавних пор неоднозначно относилась к изучению данной темы. Психологическая наука больше концентрировалась на вопросах слуха и зрения, но не запаха, в тот момент, когда он являет собой обширное пространство для исследований в рамках психологии, социологии и маркетинга. Таким образом, нельзя отрицать актуальность данного исследования. Однако, в данной статье мы сфокусируем наше внимание конкретно на вопросе гендерных характеристик ольфакторного потребления в контексте автомобильного пространства.

В рамках системно-функционального подхода были исследованы оценки привлекательности запахов в салоне автомобилей представителями разных полов.

Цель исследования — выявление закономерности в гендерных аспектах оценки привлекательности ароматов для автомобилей. Было выдвинуто несколько гипотез исследования, касающихся обонятельных предпочтений автовладельцев разных полов:

1) Категория автомобильных ароматов «Натуральные материалы» (кожа, древесина) в большей степени привлекает мужчин, нежели женщин. 2) Категория автомобильных ароматов «Свежесть» (морской бриз, цветочные) в большей степени привлекает женщин, нежели мужчин. 3) Запах собственного парфюма, как категория автомобильного аромата, привлекает в большей степени женщин, нежели мужчин.

В качестве метода научного исследования был выбран метод полуструктурированного интервью, а также метод математической обработки данных U-критерия Манна —Уитни.

База исследования — Российский государственный социальный университет.

Выборка — в исследования приняли участие 60 человек: 30 женщин и 30 мужчин. Группа владельцев автомобилей возрастом от 24 до 50 лет. Респонденты являлись людьми, представляющими разные профессии, в том числе гуманитарные, экономические, технологические, творческие. Средний возраст респондентов 34 года.

Задача 1. Были протестированы две группы автовладельцев. Респондентам предлагалось оценить аромат «Натуральные материалы» (сандал, натуральное дерево кожа) по шкале от 1 до 5. Верно ли заявление что этот аромат больше нравится мужчинам, нежели женщинам (гендерные особенности привлекательности ароматов для автомобиля)?

Группа 1: женщины-30 человек.

Группа 2: мужчины-30 человек.

Решение.

Используем U-критерия Манна-Уитни.

Н0: Аромат «Натуральные материалы» (сандал, натуральное дерево кожа) привлекает женщин не более чем мужчин.

Н1: Аромат «Натуральные материалы» (сандал, натуральное дерево кожа) привлекает женщин более чем мужчин.

Ограничения критерия U.

  1. В каждой выборке должно быть не менее 3наблюдений n1, n2 ≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее5.
  2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений: (, n2 ≤60. Однако уже при n1, n2 ≥20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.

Ограничения соблюдаются.

Ранжируем наблюдения.

Меньшему значению начисляем меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.

Наибольшему значению начисляем ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений.

Минимум 1- ранг 2.

Максимум 5 — ранг 46,5.

Если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.

мужчины

женщины

N/N

Выборка2

ранг

Выборка1

ранг

1

5

46,5

5

46,5

2

5

46,5

5

46,5

3

4

25

5

46,5

4

5

46,5

3

14

5

5

46,5

4

25

6

5

46,5

4

25

7

4

25

5

46,5

8

5

46,5

5

46,5

9

4

25

5

46,5

10

5

46,5

5

46,5

11

2

7

5

46,5

12

5

46,5

4

25

13

2

7

3

14

14

1

2

4

25

15

5

46,5

4

25

16

5

46,5

3

14

17

5

46,5

3

14

18

4

25

4

25

19

4

25

2

7

20

5

46,5

5

46,5

21

4

25

5

46,5

22

3

14

2

7

23

2

7

1

2

23

3

14

3

14

25

4

25

5

46,5

26

5

46,5

5

46,5

27

5

46,5

5

46,5

28

5

46,5

4

25

29

4

25

1

2

30

2

7

2

7

955,5

874,5

Общая сумма =

60*(60+1) =1830 = 955,5+874.5 Описание: https://konspekta.net/studopedianet/baza13/1772881908621.files/image008.jpg

2

На выборку 2 приходится болщая ранговая сумма 955,5.

Определяем значение U по формуле:

U = (n1* n2)+ n1*(nх+1) –Тх

2

Где n1 — количество испытуемых в группе1;

n2 — количество испытуемых в группе2;

Тх — большая из двух ранговых сумм;

nх — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Определяем эмперическую величину U:

U = (30*30)+ 30*(30+1) 955,5 = 409,5

2

Определяем критические значения для n1= 30, n2 =30.

409,5 больше и 1, и 0, Uэмп > Uкр

Ось значимости:

Н0 принимается.

Аромат «Натуральные материалы» больше нравится мужчинам, нежели женщинам.

Задача 2. Были протестированы две группы автовладельце. Респандентам предлагалось оценить аромат «Морской бриз» по шкале от 1 до 5. Верно ли заявление что этот аромат больше нравится женщинам, нежели мужчинам (гендерные особенности привлекательности ароматов для автомобиля)?

Группа 1: женщины-30 человек.

Группа 2: мужчины-30 человек.

Решение.

Используем U-критерия Манна-Уитни.

Гипотезы:

Н0: Аромат «Морской бриз» привлекает мужчин не более, чем женщин.

Н1: Аромат «Морской бриз» привлекает мужчин более, чем женщин.

Ограничения критерия U.

  1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений n1, n2 ≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.
  2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений: (, n2 ≤60. Однако уже при n1, n2 ≥20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.

Ограничения соблюдаются.

Ранжируем наблюдения.

Меньшему значению начисляем меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.

Наибольшему значению начисляем ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений.

Минимум 1- ранг 5,5.

Максимум 5 — ранг 51,5.

Если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.

женщины

мужчины

N/N

Выборка2

ранг

Выборка1

ранг

1

3

24

5

51,5

2

4

36

5

51,5

3

4

36

1

5,5

4

5

51,5

3

24

5

5

51,5

4

36

6

5

51,5

5

51,5

7

4

36

2

14,5

8

1

5,5

5

51,5

9

4

36

3

24

10

3

24

1

5,5

11

5

51,5

5

51,5

12

5

51,5

4

36

13

5

51,5

3

24

14

5

51,5

1

5,5

15

1

5,5

4

36

16

4

36

3

24

17

5

51,5

3

24

18

4

36

4

36

19

2

14,5

2

14,5

20

5

51,5

1

5,5

21

4

36

5

51,5

22

1

5,5

2

14,5

23

2

14,5

1

5,5

23

3

24

3

24

25

4

36

5

51,5

26

2

14,5

3

24

27

5

51,5

2

14,5

28

5

51,5

4

36

29

1

5,5

1

5,5

30

3

24

2

14,5

1016

814

Общая сумма =

60*(60+1) =1830 = 1016+814 https://konspekta.net/studopedianet/baza13/1772881908621.files/image008.jpg

2

На выборку 2 приходится большая ранговая сумма 1016

Определяем значение U по формуле:

U = (n1* n2)+ n1*(nх+1) –Тх

2

Где n1 — количество испытуемых в группе 1;

n2 — количество испытуемых в группе 2;

Тх — большая из двух ранговых сумм;

nх — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Определяем эмпирическую величину U:

U = (30*30)+ 30*(30+1) 1016= 349

2

Определяем критические значения для n1= 30, n2 =30.

349 больше и 1, и 0, Uэмп > Uкр

Ось значимости:

Н0 принимается.

Аромат «Морской бриз» больше нравится женщинам, нежели мужчинам.

Задача 3. Были протестированы две группы автовладельце. Респондентам предлагалось оценить аромат собственного парфюма, как ароматизатор для автомобиля по шкале от 1 до 5. Верно ли заявление что этот аромат больше нравится женщинам, нежели мужчинам (гендерные особенности привлекательности ароматов для автомобиля)?

Группа 1: мужчины-30 человек

Группа 2: женщины-30 человек.

Решение.

Используем U-критерия Манна-Уитни.

Гипотезы:

Н0: Аромат собственного парфюма, как ароматизатор для автомобиля привлекает мужчин не более, чем женщин.

Н1: Аромат собственного парфюма, как ароматизатор для автомобиля, привлекает мужчин более чем женщин.

Ограничения критерия U.

  1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений n1, n2 ≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее5.
  2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений: (, n2 ≤60. Однако уже при n1, n2 ≥20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.

Ограничения соблюдаются.

Ранжируем наблюдения.

Меньшему значению начисляем меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.

Наибольшему значению начисляем ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений.

Минимум 1- ранг 2,5.

Максимум 5 — ранг 48,5.

Если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.

женщины

мужчины

N/N

Выборка2

ранг

Выборка1

ранг

1

5

48,5

5

48,5

2

5

48,5

1

2,5

3

3

18,5

5

48,5

4

5

48,5

3

18,5

5

5

48,5

4

29,5

6

5

48,5

4

29,5

7

4

29,5

2

9,5

8

5

48,5

5

48,5

9

4

29,5

5

48,5

10

5

48,5

2

9,5

11

4

29,5

5

48,5

12

5

48,5

2

9,5

13

2

9,5

3

18,5

14

5

48,5

4

29,5

15

5

48,5

4

29,5

16

1

2,5

3

18,5

17

5

48,5

3

18,5

18

4

29,5

4

29,5

19

4

29,5

2

9,5

20

5

48,5

5

48,5

21

4

29,5

5

48,5

22

3

18,5

2

9,5

23

1

2,5

1

2,5

23

3

18,5

3

18,5

25

4

29,5

2

9,5

26

5

48,5

5

48,5

27

2

9,5

5

48,5

28

5

48,5

4

29,5

29

4

29,5

5

48,5

30

2

9,5

2

9,5

1004

826

Общая сумма =

60*(60+1) =1830 = 1004+826 https://konspekta.net/studopedianet/baza13/1772881908621.files/image008.jpg

2

На выборку 2 приходится большая ранговая сумма 1004.

Определяем значение U по формуле:

U = (n1* n2)+ n1*(nх+1) –Тх

2

Где n1 — количество испытуемых в группе 1;

n2 — количество испытуемых в группе 2;

Тх — большая из двух ранговых сумм;

nх — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Определяем эмпирическую величину U:

U = (30*30)+ 30*(30+1) 1004= 361

2

Определяем критические значения для n1= 30, n2 =30.

361 больше и 1, и 0, Uэмп > Uкр

Ось значимости:

Н0 принимается.

Аромат собственного парфюма, как ароматизатор для автомобиля привлекает более женщин., нежели мужчин.

Таким образом, можно утверждать, что все гипотезы исследования нашли своё научное подтверждение. Действительно, предпочтения автомобильных ароматов разнятся у представителей разных полов. Мужчины находят для себя наиболее привлекательным аромат натуральных материалов в то время, как женщины больше склонны наделять ольфакторное пространство своих автомобилей запахами свежести и собственного парфюма.

Литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  2. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научных статей / Под ред. Здравомысловой Е., Тёмкиной А. СПб.: ЦНСИ, 1996. Труды. Вып. 4. С. 5–13.
  3. Ильин В. И. Гендерные модели потребления // Поведение потребителей. URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/gender.html
  4. Киммл М. Гендерное общество // Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 464 с. — (Гендерная коллекция — зарубежная классика).
  5. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. № 1, 2005 С. 5–18
  6. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология, Том 3, No 4, сентябрь 2002 www.ecsoc.msses.ru
  7. Рождественская Е. Ю. «Документальный доступ к субъективным микротеориям и обыденному знанию» / Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2011. Т.32. С. 80–111. URL: http://publications.hse.ru
  8. Словарь Lenta.ru Трудности перевода // http://x.lenta.ru/abc/142.htm
  9. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с франц. В. Наумова. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999. — 480c.
  10. Alexander J. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual / Alexander J., Giesen B., Mast J. London and New York: Cambridge University Press, 2006. — p. 29–90.
Похожие статьи
Гудков Дмитрий Владиславович
Построение регрессионной модели на основании исследования пассажиропотока маршрута № 6 г. Волгограда
Прочее
2015
Чирковская Елена Георгиевна
Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей
Психология
2019
Барсукова Оксана Васильевна
Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи
Психология и социология
2012
Ручко Полина Анатольевна
К вопросу о семантической мотивированности слов со значением «цвет» в русском и английском языках
Филология, лингвистика
2016
Марченко Виктория Николаевна
Исследование особенностей покупательского поведения мужской и женской аудитории
Экономика и управление
2014
Ван Синхуа
Сопоставительный анализ единиц русского и китайского молодежного жаргона в тематическом аспекте
Филология, лингвистика
2017
Калинина Ольга Николаевна
Способы выражения гендерных отношений в современном русском языке
Филология, лингвистика
2018
Гарванова Магдалена Златкова
Исследование ценностей в современной психологии
Психологические науки
2014
Патрикеева Элла Геннадьевна
Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек
Психология
2015
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Психология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Гудков Дмитрий Владиславович
Построение регрессионной модели на основании исследования пассажиропотока маршрута № 6 г. Волгограда
Прочее
2015
Чирковская Елена Георгиевна
Результаты эмпирического исследования личностных особенностей руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей
Психология
2019
Барсукова Оксана Васильевна
Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи
Психология и социология
2012
Ручко Полина Анатольевна
К вопросу о семантической мотивированности слов со значением «цвет» в русском и английском языках
Филология, лингвистика
2016
Марченко Виктория Николаевна
Исследование особенностей покупательского поведения мужской и женской аудитории
Экономика и управление
2014
Ван Синхуа
Сопоставительный анализ единиц русского и китайского молодежного жаргона в тематическом аспекте
Филология, лингвистика
2017
Калинина Ольга Николаевна
Способы выражения гендерных отношений в современном русском языке
Филология, лингвистика
2018
Гарванова Магдалена Златкова
Исследование ценностей в современной психологии
Психологические науки
2014
Патрикеева Элла Геннадьевна
Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек
Психология
2015