Йога: история, развитие
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Йога: история, развитие

Поделиться в социальных сетях
19 просмотров
Библиографическое описание

Долженкова, И. В. Йога: история, развитие / И. В. Долженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71679/ (дата обращения: 03.08.2021).



maxresdefault.jpg

Рис. 1. «Йога — связь и гармония, применение, сосредоточенность и упражнение»

Йо́га -понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж.

Йодж или йудж имеют много смысловых значений:

– «соединение»;

– «единение»;

– «связь»;

– «гармония»;

– «союз»;

– «упряжка»;

– «обуздание», и т. п

Мифология приписывает Йоге божественное происхождение. Ведь те, кто придумал йогу, не известны, как и ее зарождение. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, для того чтобы она могла сохранить вечную молодость.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. В долине реки Инд найдены несколько печатей, на которых изображены Боги в позах йоги и медитации. Эти рисунки относятся к периоду Индской цивилизации (3300–1700 года до н. э.).

C:\Users\Пользователь\Desktop\foto-175.png

Рис. 2. Одна из печатей, найденных в Мохенджо-Даро. На ней предположительно изображён бог, который считается прообразом Шивы в медитативной йогической позе

Существует шесть периодов истории развития йоги:

–Архаическая (3000 лет до н. э.)

–Доклассическая (3300–1700 лет до н. э);

–Эпическая (500 лет до н. э);

–Классическая (начало II века);

–Постклассическая (в XIV-XVI веках);

–Современная (XIX-начало XX века).

Цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья (йогатерапией) и до достижения мокши.

Мокша — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.

Основные направления йоги:

– Раджа-йога — медитировать на Бога;

– Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату;

– Джняна-йога — философски постичь Бога;

– Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью;

– Хатха-йогауспокоение колебания ума и подготовка к медитации на Бога.

Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями и телом. С помощью Раджа-йоги освобождаются негативное мышление при помощи позитивных идей. Она более совершенна, так как наряду с физическими упражнениями, здесь присутствует и медитация. Главная цель — в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Карма-йога. Непривязанность — является основой карма — йоги. Люди, которые занимаются этим видом йоги, не должны быть склонны к чему-то плохому или хорошему, к удовольствию или же страданиям. Карма йога — учение, основой которого является судьба человека, где он учится управлять судьбой (Кармой). Любые действия оказывают прямое влияние на Карму.

Джняна-йога — это путь самосознания и обретения мудрости. Каждый выбирает свою дорогу, ведущую к истине, ту дорогу, которая будет самой короткой и надёжной.

Джняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее.

Бхакти-йога — это единение с Богом в любви и преданности. На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги направлена на строгое подчинение и любовь к Богу т. к. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле.

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических и психических средств воздействия. Цели: здоровье, пробуждение, осознание, просветление и освобождение. Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, а также практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума.

Современный этап развития йоги начался в 19 в. после проникновения европейцев в Индию с целью колонизации этой страны.

Несмотря на то, что для современного человека йога — это способ поддержания себя в хорошей физической форме, духовная составляющая не будет полностью забыта. Люди берут и будут брать из учения индусов то, в чем больше всего нуждаются: медитация, вегетарианство, оформление интерьера своего дома.

В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

Литература:

  1. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015.
  2. Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008.
  3. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога
  4. Источник: https://miryogi.com/znaniya/vidy-yogi/radzha.html
Похожие статьи
Юсупова Феруза Мухаммедовна
Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.
Филология, лингвистика
2017
Бабаев Ягуб Магеррам оглу
Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу
Филология, лингвистика
2009
Серёгин Денис Евгеньевич
Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения
Культурология
2017
Ибрахимов Баротжон Ботирович
Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.)
Философия
2015
Драчёва Любовь Николаевна
Представления о прекрасном и уродливом в средние века
Спецвыпуск
2015
Визавитин Олег Игоревич
Культура японских аристократов хэйанского периода
История
2017
Аминов Кувончбек Муродович
Book art in Timurid country
История
2018
Рузметов Сурожбек Аллаберганович
Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса
Филология, лингвистика
2017
Рыкова Оксана Николаевна
Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах английских путешественников XVI века
История
2014
Кондрашина Наталья Сергеевна
Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время
История
2019
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Физическая культура и спорт
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Юсупова Феруза Мухаммедовна
Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.
Филология, лингвистика
2017
Бабаев Ягуб Магеррам оглу
Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу
Филология, лингвистика
2009
Серёгин Денис Евгеньевич
Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения
Культурология
2017
Ибрахимов Баротжон Ботирович
Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.)
Философия
2015
Драчёва Любовь Николаевна
Представления о прекрасном и уродливом в средние века
Спецвыпуск
2015
Визавитин Олег Игоревич
Культура японских аристократов хэйанского периода
История
2017
Аминов Кувончбек Муродович
Book art in Timurid country
История
2018
Рузметов Сурожбек Аллаберганович
Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса
Филология, лингвистика
2017
Рыкова Оксана Николаевна
Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах английских путешественников XVI века
История
2014
Кондрашина Наталья Сергеевна
Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время
История
2019