Йога: история, развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Долженкова, И. В. Йога: история, развитие / И. В. Долженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71679/ (дата обращения: 07.07.2020).



maxresdefault.jpg

Рис. 1. «Йога — связь и гармония, применение, сосредоточенность и упражнение»

Йо́га -понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж.

Йодж или йудж имеют много смысловых значений:

– «соединение»;

– «единение»;

– «связь»;

– «гармония»;

– «союз»;

– «упряжка»;

– «обуздание», и т. п

Мифология приписывает Йоге божественное происхождение. Ведь те, кто придумал йогу, не известны, как и ее зарождение. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, для того чтобы она могла сохранить вечную молодость.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. В долине реки Инд найдены несколько печатей, на которых изображены Боги в позах йоги и медитации. Эти рисунки относятся к периоду Индской цивилизации (3300–1700 года до н. э.).

C:\Users\Пользователь\Desktop\foto-175.png

Рис. 2. Одна из печатей, найденных в Мохенджо-Даро. На ней предположительно изображён бог, который считается прообразом Шивы в медитативной йогической позе

Существует шесть периодов истории развития йоги:

–Архаическая (3000 лет до н. э.)

–Доклассическая (3300–1700 лет до н. э);

–Эпическая (500 лет до н. э);

–Классическая (начало II века);

–Постклассическая (в XIV-XVI веках);

–Современная (XIX-начало XX века).

Цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья (йогатерапией) и до достижения мокши.

Мокша — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.

Основные направления йоги:

– Раджа-йога — медитировать на Бога;

– Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату;

– Джняна-йога — философски постичь Бога;

– Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью;

– Хатха-йогауспокоение колебания ума и подготовка к медитации на Бога.

Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями и телом. С помощью Раджа-йоги освобождаются негативное мышление при помощи позитивных идей. Она более совершенна, так как наряду с физическими упражнениями, здесь присутствует и медитация. Главная цель — в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Карма-йога. Непривязанность — является основой карма — йоги. Люди, которые занимаются этим видом йоги, не должны быть склонны к чему-то плохому или хорошему, к удовольствию или же страданиям. Карма йога — учение, основой которого является судьба человека, где он учится управлять судьбой (Кармой). Любые действия оказывают прямое влияние на Карму.

Джняна-йога — это путь самосознания и обретения мудрости. Каждый выбирает свою дорогу, ведущую к истине, ту дорогу, которая будет самой короткой и надёжной.

Джняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее.

Бхакти-йога — это единение с Богом в любви и преданности. На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги направлена на строгое подчинение и любовь к Богу т. к. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле.

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических и психических средств воздействия. Цели: здоровье, пробуждение, осознание, просветление и освобождение. Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, а также практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума.

Современный этап развития йоги начался в 19 в. после проникновения европейцев в Индию с целью колонизации этой страны.

Несмотря на то, что для современного человека йога — это способ поддержания себя в хорошей физической форме, духовная составляющая не будет полностью забыта. Люди берут и будут брать из учения индусов то, в чем больше всего нуждаются: медитация, вегетарианство, оформление интерьера своего дома.

В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

Литература:

  1. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015.
  2. Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008.
  3. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога
  4. Источник: https://miryogi.com/znaniya/vidy-yogi/radzha.html
Основные термины (генерируются автоматически): бог, йог, индийская культура, XIV-XVI, Европа.


Похожие статьи

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

С середины XIV в. происходит восстановление культурных связей с южнославянскими

В XV-XVI веках оно охватило также ряд сочинений повествовательного, исторического и

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной культуре Руси XIV века — первой...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

В азербайджанской литературе XIV-XVI веков Ф.Наими, И.Насими, М.Агиги, Абиби, Сурури

На наш взгляд, Бальмонта-символиста восточная культура привлекла своим стремлением к

Таким образом, лирический герой стихотворения, отождествляя себя с индийским йогом...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может существовать без человека.

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIVXVI века) в

Если углубиться в историю Европы, то отчётливо видно стремление к зрелости...

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVIXVII в.)

В рассматриваемый период, как и в предыдущие века, в Средней Азии продолжали развиваться литература, многоотраслевая наука, архитектура и изобразительное искусство. Высокого уровня достигла поэзия...

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

Ключевыеслова: Средневековье, красота, Европа, Бог, христианство, искусство, превосходство духовного над

Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней [Текст]

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIVXVI века) в истории...

Культура японских аристократов хэйанского периода

Период Хэйан считается временем расцвета японской аристократии. В эту эпоху представители знати отстраняются от участия в управлении поместьями, закрываются от внешнего мира, посвящая жизнь различного рода увеселениям и творчеству. Называются различные причины...

Book art in Timurid country | Статья в журнале «Молодой ученый»

XIV-XV века — вершина разных видов глазурованной керамики и декоративных росписей. архитектурный декор, IX-X, Самарканд, XI-XII, Бухара

Установление и институционализация анти-ведовских процессов в Европе XIV-XVII веков. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках» СПб.

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги (санскр देव — «сияющий», латыш. Dievs — Бог) [1].

В начале ХХ века у некоторых европейских народов образы демонологии потеряли свое былое значение и преимущественно перешли в область фольклора.

Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах...

В конце XVI в. — первой четверти XVII в. наблюдался процесс формирования «прямых» дипломатических отношений России с Англией, что в немалой степени было связано с поиском новых колоний последней и усилением Турции.

Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое...

Во многих странах Западной Европы в XVI-XVII веках идет процесс охоты на ведьм. Ученые задаются вопросом, почему же данное явление

Русские земли в середине XIII — XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и. История нового времени. XVI-XVIIвв.

Похожие статьи

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

С середины XIV в. происходит восстановление культурных связей с южнославянскими

В XV-XVI веках оно охватило также ряд сочинений повествовательного, исторического и

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной культуре Руси XIV века — первой...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

В азербайджанской литературе XIV-XVI веков Ф.Наими, И.Насими, М.Агиги, Абиби, Сурури

На наш взгляд, Бальмонта-символиста восточная культура привлекла своим стремлением к

Таким образом, лирический герой стихотворения, отождествляя себя с индийским йогом...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения

Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может существовать без человека.

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIVXVI века) в

Если углубиться в историю Европы, то отчётливо видно стремление к зрелости...

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVIXVII в.)

В рассматриваемый период, как и в предыдущие века, в Средней Азии продолжали развиваться литература, многоотраслевая наука, архитектура и изобразительное искусство. Высокого уровня достигла поэзия...

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

Ключевыеслова: Средневековье, красота, Европа, Бог, христианство, искусство, превосходство духовного над

Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней [Текст]

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIVXVI века) в истории...

Культура японских аристократов хэйанского периода

Период Хэйан считается временем расцвета японской аристократии. В эту эпоху представители знати отстраняются от участия в управлении поместьями, закрываются от внешнего мира, посвящая жизнь различного рода увеселениям и творчеству. Называются различные причины...

Book art in Timurid country | Статья в журнале «Молодой ученый»

XIV-XV века — вершина разных видов глазурованной керамики и декоративных росписей. архитектурный декор, IX-X, Самарканд, XI-XII, Бухара

Установление и институционализация анти-ведовских процессов в Европе XIV-XVII веков. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках» СПб.

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги (санскр देव — «сияющий», латыш. Dievs — Бог) [1].

В начале ХХ века у некоторых европейских народов образы демонологии потеряли свое былое значение и преимущественно перешли в область фольклора.

Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах...

В конце XVI в. — первой четверти XVII в. наблюдался процесс формирования «прямых» дипломатических отношений России с Англией, что в немалой степени было связано с поиском новых колоний последней и усилением Турции.

Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое...

Во многих странах Западной Европы в XVI-XVII веках идет процесс охоты на ведьм. Ученые задаются вопросом, почему же данное явление

Русские земли в середине XIII — XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и. История нового времени. XVI-XVIIвв.

Задать вопрос